Храмовая гора израиль. Храмовая гора - дом господень в старом городе иерусалима

Храмовая гора израиль. Храмовая гора - дом господень в старом городе иерусалима

Если вы хотите найти на земле самое священное место, связавшее сразу несколько мировых религий, то это будет Храмовая гора. Ее значимость признана культовой и продолжает хранить огромное количество загадок мироздания. Евреи, арабы и христиане регулярно приезжают в Иерусалим в дни религиозных праздников, чтобы помолиться и почтить память Создателя, Иисуса, Мухаммеда и других пророков древности.

Миллионы паломников со всего мира почитают эту святыню одной из самых значимых как в иудаизме и христианстве, так и в мусульманстве. Тяжело представить, что 3 противостоящие религии связаны с горой и постоянно отстаивают свое первенство за право владения землей.

Читайте в этой статье

Какие тайны скрывает святыня?

По преданиям священных Писаний Храмовая гора изначально именовалась как Мория (гора, на которую Аврааму указывал Бог). Поэтому святость этого места лежит в основе всего мироздания. Вот лишь часть самых важных событий, случившихся на этом месте:

  • Именно на Краеугольный камень в третий день создания Всевышний спустил мир, а по еврейским преданиям этот камень и есть - Храмовая гора
  • Здесь появился первый человек
  • Каин и Авель вместе с отцом Адамом осуществляли жертвоприношения Богу
  • После всемирного потопа Ной возвел на вершине горы алтарь для приношения Всевышнему
  • Авраам собирался совершить жертвоприношение Богу, пытаясь убить своего сына Исаака
  • Царю Давиду явился ангел с мечом, указавший на место строительства священного алтаря, после чего Израиль избавился от язвы
  • Краеугольный камень с вершины горы стал изголовьем для пророка Якова, когда тот наблюдал пророческий сон о небесной лестнице
  • Древние скрижали Завета, посланные Моисею Богом вытесаны из каменной породы Храмовой горы
  • Именно с вершины холма пророк Мухаммед отправился на резвом скакуне к Аллаху прямо из Мекки.

Сейчас место горы выглядит в виде небольшой пятиугольной площади, огражденной высокими каменными стенами в самом сердце . В центре построен храм Купол Скалы, сверкающий на весь город золотом, а у края стоит более маленькая мечеть Аль-Акса.

Главные иудейские достопримечательности горы

Первый Храм Иерусалима

По преданию за свои многочисленные грехи Давиду было запрещено возводить святыню, поэтому его наследник Соломон в 967 году до н. э. основал храм Бога. Строительство заняло 7 лет и закончилось массовым празднованием освещения строений.

Из священных писаний ясно, что ночью на храм спустилась шехина (божественная сила, которая знаменовало его присутствие). Здесь царь поместил реликварий с заветами пророка Моисея.

Великая тайна

В 586 году до н. э. после сожжения храма армией Вавилона появилась тайна Храмовой горы, которая мучает историков и археологов до сих пор. Все реликвии были перевезены в Вавилон, но в процессе перевозки бесследно пропал ковчег со скрижалями Завета Моисея и золотая Менора. Археологи проводили раскопки, так как по легендам сокровища были надежно спрятаны от вавилонской армии, но к сожелению явных следов первого храма практически не осталось, так как мусульмане возвели здесь после захвата земель свои святыни.

Второй Храм и его руины

В 536 году до н. э. еврейский народ воздвиг Второй Храм, который был прекрасен и поражал своим величием. Около 20 года до н. э. царь Ирод произвел работы по реконструкции и увеличил площадь Храмовой горы, поставив 30-метровые стены для сокрытия святыни от города. К несчастью Второй Храм не избежал участи своего предшественника. Римляне уже в 70 году н. э. практически полностью снесли святыню, оставив одни руины.

На сегодняшний день практически нетронутой осталась Западная стена, знакомая всему миру как . Этот кусочек мировой святыни разделен на большую мужскую и маленькую женскую часть перегородкой. К этому памятнику древности пускают всех туристов. Однако женщинам лучше повязать голову и закрыть плечи с коленями.

Можно поместить маленькую записочку с желанием в щель стены. Потом необходимо не поворачиваясь к стене спиной вернуться к выходу. Перед и после всех процедур евреи делают омовения. Для этого в общественных областях поставлены умывальники и ковшики.

Пророчества

Исходя из писания пророка Иезекииля, Антихрист должен возвести на горе действующий Третий Храм. После Второго пришествия Иисус вернется в наш мир для начала Страшного суда. Первыми этой участи удостоятся евреи, захороненные на древнейшем кладбище города. Те, кто упадет с проложенного Богом моста сразу сгорят в аду, остальные попадут в рай.

Сам иудаизм исключает факт Второго пришествия. По их писаниям Мессия, являющийся прямым потомком Давида, должен основать Третий Храм, который объединит все религии и воцарится мир.

Мусульманские достопримечательности

Разрушив иудейские святыни в период с 687 по 691 год, мусульмане построили самый заметный и богатый памятник Иерусалима - мечеть Куббат ас-Сахру. Купол мечети сияет золотом и подчеркивает власть над еврейским народом. Это место было выбрано неслучайно. Несмотря на святыни евреев, для мусульман Храмовая гора связана с пророком Мухаммедом.

Камень основания располагается на пике скалы и огражден золоченой решеткой, сохраняя неприкосновенность. Этот мусульманский храм возносит Израиль к одним из самых важных мест зарождения ислама. Именно здесь Мухаммед, привязав своего скакуна, поведал народу о том, что нужно молиться 5 раз в день.

Купол Скалы стал одним из ярких примеров ранней архитектуры ислама. Он возвышается к небу классическим полумесяцем. Уникальная мозаика покрывает поверхность стен, сводов и арок храма. В орнаменте можно заметить растительные и геометрические мотивы с письменами арабской вязью. Для мусульман это больше, чем достопримечательность. В мечети находится след от стопы и 3 волоска с бороды пророка Мухаммеда.

Небольшая и с виду невыразительная мечеть на Храмовой горе являлась раньше первой киблой мусульман, то есть была приоритетным пространственным ориентиром при молитве. Ее построил халиф Умар в середине VII века. Серый купол, покрытый свинцом находится, на краю площади горы. Эта третья по значению святыня мусульман, так как здесь совершил молитву сам Мухаммед перед вознесением к Аллаху.

Кто хозяин Храмовой горы?

В 1967 году в период Шестидневной войны десантники Израиля завладели мусульманской частью горы (по уже культовым в наши дни заявлениям солдата Моти Гура: «Храмовая гора - в наших руках»). Сегодня доступ к этой великой достопримечательности разрешен для всех желающих в специально выделенные дни и часы.

После посещения Храмовой горы и ее достопримечательностей, наполненных духовной силой даже глубоко нерелигиозный человек способен почувствовать всю мощь и величие Иерусалима. Контраст руин еврейских святынь с красотой и богатством мусульманских строений создает противоречивые ощущения и навсегда остается в сознании каждого путешественника.

История

Между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял Иерусалимский храм , который служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание так называемого Страшного Суда .

В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны . Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешённую зону.

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчетам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан . Кроме того, в Новом Завете утверждается, что Иисус является прямым потомком царя Давида (Мф. 1:17), сын которого, Соломон , основал Первый Храм на этой горе.

Тем не менее, среди многочисленных святых мест христианства в Иерусалиме, Храмовой горе особого значения не придавалось.

Значение Храмовой горы в исламе

Мечеть Скалы

Иерусалим и святыни, расположенные на Храмовой горе, признаются мусульманами третьими по значению после Мекки и Медины . Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году , Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании . До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача , что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.

Во время Шестидневной войны , в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна , флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.

С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.

В г., после подписания соглашений в Осло , управление ВАКФом перешло от Иордании к Палестинской автономии . Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию и вообще отказываются признавать сам факт существования

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней.

Самое первое впечатление - это удивление от легкости попадания. Обычная процедура прохода через металлоискатель и просвечивание сумок. Кроме оружия на Храмовую гору нельзя проносить никакой религиозной литературы во избежание молитвы. Молитва на Храмовой горе приравнивается к открытию огня, а Танах или Библия приравниваются к автомату Калашникова.

Если у вас на голове кипа, а вы не хотите лишнего внимания к своей скромной персоне, то можно одеть поверх кипы обычную кепку. Впрочем, это желательно, но не обязательно. На самой горе, около Ворот милосердия, я видела двух ортодоксальных иудеев при полном прикиде.


Видимо это были тайные лазутчики по спецзаданию Любавического ребе. Не зря же они крутились около ворот, замурованных еще Салах А-Дином. Именно через эти ворота Машиах должен пройти в Иерусалим. Иудеев на некотором расстоянии сопровождал израильский полицейский при полном обмундировании спецназа. А сбоку, прячась за масличными посадками, следил араб в штатском. По мусульманской традиции через эти ворота тоже должен пройти мусульманский мессия - Мади. Задача арабского машиаха тоже не проста, т.к. ему еще предстоит построить мост через Кидронское ущелье (вади Джуз) с Масличной горы прямо к воротам города.


Отвлечемся от многочисленных мистических традиций и заметим, что ворота эти все равно не обычные. И странность их даже не в том, что они замурованы. А в том, что любые нормальные ворота должны затруднять проникновение противника, и поэтому всегда строились с различными ухищрениями и прибамбасами типа крутых поворотов. Через эти же ворота быстро может зайти целый римский легион!


Именно по причине трудностей охраны, ворота и оказались замурованы Салах-Адином. Интересно, что такая нетрадиционная для обычных ворот архитектура, является очень даже традиционной для триумфальных арок. И вполне возможно, что эти византийские ворота были построены как символ победы Иисуса на его крестном пути. Через эти ворота кесарь Ираклий вернул украденный истинный крест и через эти ворота существовала традиция крестового шествия (пока крест опять не забрали нехристи-сарацины).


Сегодня, кроме закрытых Ворот милосердия, на Храмовую гору ведут еще девять ворот. И через любые из этих девяти ворот можно выйти с Храмовой горы. Но зайти простому израильскому жителю, а так же гостю столицы, можно только через ворота « Маарабим» справа над Стеной плача.


Храмовая гора открыта каждый день кроме пятницы и субботы с 7.30 до 11.00 утра (зимой на час короче).


Свободный вход через все остальные ворота и в любое время суток только для арабов- мусульман. Интересно, как полицейские охранники безошибочно определяют, кого пускать, а кого нет? Ведь никаких документов о мусульманском вероисповедании предъявлять не надо, чисто «фейс-контроль».


На самой Храмовой горе очень чисто. Даже каменная брусчатка сверкает от чистоты как полированный паркет. И не удивительно - святое место должно быть прежде всего чистое.


В свое время, по приходу к власти Византии, для унижения евреев и оскорбления святости, гору специально засыпали мусором и превратили в свалку.

Когда после первого арабского завоевания Иерусалима, старик Хоттабыч Омар Ибн Хотаб пришел сюда, то мусор с Храмовой горы вываливался прямо через ступени ворот на улицу. Омар Ибн Хотаб не случайно пришел на свалку, он искал мечеть Дауд - место молитвы царя Давида. (В 38 суре Корана пишется о Давиде, который просил в молитве у всевышнего прощения за свои грехи).

Иерусалимский патриарх привел сначала Омара в Храм Гроба, но Омару там не понравилось. Зато на мусорной свалке Омар сразу понял, что это именно то, что надо!


По версии другого арабского историка (11 век), Омар пришел на Храмовую гору и нашел там по наводке своего советника, который был евреем, принявшим ислам, под вонючим мусором святую скалу. Этот же еврей посоветовал Омару Хоттабычу построить молельный дом чуть севернее скалы. Но Омар не поддался на израильскую провокацию и построил молельный дом южнее скалы, чтоб молится не на иудейскую святыню, а на Мекку и Каабу.

Сейчас, в современном арабском мире, появилось модное утверждение, что никакого еврейского храма на горе никогда не было. Потому что нет никаких археологических доказательств. В принципе они правы: археологических доказательств существования храма и вправду нет, потому что никаких археологических раскопок здесь никогда не проводилось. И даже оставим на арабской совести многочисленные упоминания о Храме в их же Коране. Вот если бы мы нашли, например, позолоченную колону о которой написано в талмуде…

Впрочем, посмотрите повнимательнее на эти капители:


Что это там сверкает? Неужели золото?!


Выставка колон и капителей находится на Храмовой горе с западной стороны от мечети Аль Акса.


Сама же мечеть Аль Акса - главная мусульманская святыня, как я уже писала, построена на южной части храмовой горы. По топографии горы здесь был пологий склон, который Ирод Великий достроил с помощью целой системы арочных перекрытий. Для укрепления сооружения, в арочные полости была насыпана земля и строительный мусор.


Когда, 5 лет назад, арабы без всякого разрешения стали раскапывать и вывозить эту землю целыми грузовиками, они в первую очередь насолили сами себе. Потому что прочность перекрытий понизилась и при первом же небольшом землетрясении, в Аль Аксе что-то треснуло…


В настоящее время вся власть над Храмовой горой принадлежит Советам Израилю. Поэтому ни один камень, включая этот мусор, не двинется с места без специального разрешения правительства Израиля (Храмовая гора находится под патронажем мусульманской организации ВАКХ. В 2007 г. при проведении работ по прокладке электричекого кабеля было вывезено огромное количество так называемого "строительного мусора" Были даже организованы работы по его просеиванию, в результате которых были найдены артефакты Первого Храма. Подробности, например, и - ) :


Не то чтобы этот мусор представлял какой-то научный интерес (Вполне себе представляет - ). Просто в Иерусалиме, а тем более на Храмовой горе - все политика. И эта политика показывает кто в доме хозяин. Лично у меня сразу появилась ассоциация со съемной квартирой. Формально, съемная квартира принадлежит тем, кто там живет. Но юридически квартира только во владении хозяина, который может и не продлить договор аренды…


Однако вернемся к Аль Аксе.

В Коране нет упоминания Иерусалима. Пишется только, что Мухаммед с верным конем Бураком перелетел ночью из Мекки в «Эль-Акцу», что переводится как «на краю» в смысле очень далеко. Знающие иврит могут сразу найти знакомый корень к.ц. - каце. О том, что «край» находится именно в Иерусалиме, написано уже в комментариях к Корану. Для справедливости замечу, что в Торе тоже не упоминается Иерусалим - только гора Мория и «место, которое тебе укажет Б-г».


И если две предыдущие религии - иудаизм и христианство - считают Иерусалим своим святым городом, то почему ислам должен был оставаться в стороне? Вот он и не остался.

Кроме стадного чувства в строительстве монументальных исламских сооружений в священном городе сыграли роль еще две веские причины. Первая причина - политическая замена Мекки и Медины, которая в то время не находилась в руках халифа Муавии. А властвовать жуть как хотелось, вот он и построил купол над святой скалой - альтернатива камню в Мекке.


Вторая причина - конкуренция с христианской Византией. Иудаизм в 7 веке никто в расчет не брал, но у Византии были еще довольно сильные позиции. И поэтому два основных исламских сооружения - Купол над Скалой и мечеть Аль-Акса были построены по образу и подобию византийского Храма Гроба Господня.

Купол над Скалой - это Ротонда вокруг святого места. Мечеть Аль-Акса - это базилика, зал молитв. А между ними дворик. В христианском Храме Гроба тоже был дворик, который закрыли крышей крестоносцы. А тут дворик как был, так и остался.


Купол над Скалой тоже как был, так и остался, почти без изменений. Ведь со скалой что будет? Она крепкая.


Зато несчастная мечеть Аль-Акса, построенная над арочными перекрытиями царя Ирода, всякий раз страдает от землетрясений. И в сильном землетресении 8-го века оказалась разрушена до основания. В современном здании самые старые части датируются не ранее 12-го века. И само здание сильно напоминает многие католические церкви в Европе. Если будете в Равенне, загляните в церковь святого Виталия (Сан-Витале) - точный близнец нашей Аль-Аксы.


Если присмотреться, на колонах даже видны скульптуры пеликанов - непременная символика Христа периода крестоносцев.

Остатки строений крестоносцев можно увидеть и в других местах Храмовой горы. Например, капелла Вознесения - это баптистерий (место крещения новых христиан) при крестоносской церкви «Темплюм Доминус». Крестоносцы верили, что тут был дворец Соломона.


Мусульмане же считают, что именно в этом месте Мухаммед молился накануне своего полета на небо.

Само же вознесение состоялось над Камнем Мироздания. Причем начальная скорость для преодоления земного тяготения была столь велика, что Мухаммед вначале провалился под землю, а потом башкой проломил скалу и улетел на небо прямо к Аллаху. Вследствие этого процесса, называемого по-арабски «мираж», образовалась пещера в скале. Посетить эту святую пещеру можно, зайдя внутрь Купола.

Все стены внутри Купола расписаны цитатами из Корана. Чаще всего встречаются такие: « Бог один, а не два и не три. Бог не рожден, у него нет сына…» и т.д. Странно только, что нет ни одной цитаты по теме вознесения Мухаммеда на небо за заповедями. Возможно, что традиция, связывающая это вознесение с местом на Храмовой горе, возникла уже после строительства Купола.

После последней интифады израильтян и гостей столицы в Купол не пускают.


Так что познакомимся поближе с Куполом только снаружи. Тем более тут тоже есть немало интересного. Например, эти мраморные плиты в облицовке стен:


Посмотрите получше на рисунок в камне. Видите портрет Мухаммеда?


Если не видите, то значит вы не правоверный мусульманин.


Рядом с Куполом Скалы, с его восточной стороны, находится его уменьшеная копия - Кипат Шальшелет (Купол цепочки). По одной из версий, халиф Абд-Эль-Малик перед строительством основного Купола приказал построить его уменьшенную модель. Но эта версия не выдерживает никакой критики, потому что маленький купол не является копией большого. Выполненный в форме беседки, маленький купол никогда не имел стен.


Но факт, что именно эти два сооружения - большой и маленький купол являются самыми древними постройками на Храмовой горе. И купол Шальшелет обладает очень любопытной особенностью. Когда стоишь ровно посередине этой беседки, то можно говорить очень тихо - слышно все равно хорошо. Если же говорить громко - будет слышно по всей горе. Потому как этот древний усилитель звука находится ровно в середине горы!

И еще мое личное наблюдение - в центре беседки-купола все время дул ветер. Стоило шагнуть в сторону, ветер стих.


Там где Храмовая гора граничит с арабским кварталом, есть немало хорошо сохранившихся зданий периода мамлюков.


Мамлюки вообще отличились тут строительством религиозных школ изучения ислама - мидраса.

Традиционная мамлюкская архитектура очень красива. Одно только соединение различных цветов придает зданию необычную нарядность.

На самой северной оконечности Храмовой горы Ироду не нужно было достраивать, а наоборот пришлось срезать лишнюю возвышенность, чтоб разровнять территорию. Этот срез хорошо виден у основания арабской школы Омария. А в иродианский период здесь стояла башня Антония:

Храмовая гора (ивр. ‏הַר הַבַּיִת‏‎, Ар а-Баит ) – это территория, на которой стоял , обнесенная стенами. Эта территория как в прошлом, так и в наше время обладает особой святостью.

Названия Храмовой горы

Источник названия «Храмовая гора» у пророка Йешаяѓу (2, 2): «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор». В Танахе она называется Ар а-мория. Слово «Мориа» на иврите означает «Господь усмотрит». Об этом читайте в продолжении «Почему гора Мориа стала Храмовой горой?»

Площадь Храмовой горы

В Мишне сказано, что площадь Храмовой горы была 500 амот на 500 амот (примерно 250 на 250 метров).

Для чего служила Храмовая гора?

Помимо того, что на горе стоял Храм, на ней были дополнительные постройки с различными служебными целями.

Макет Храмовой горы во время Храма

Ворота

Пять ворот было у Храмовой горы. Двое ворот Хульды, с юга, которые служили для входа и выхода; ворота Кипонос с запада, которые также служили для входа и выхода; ворота Тади с севера – они служили для тайного выхода из Храмовой горы того, кто внезапно приобретал статус ритуальной нечистоты; восточные ворота – ворота Шушан, через них выходил , который сжигал , и все, помогающие ему при этом, выходили на Ма­сличную гору.

Святость Храмовой горы

Святость Храмовой горы выражается как в том, что не всем разрешен вход на нее, так и требованием к тому, как вести себя на Храмовой горе.

Кому запрещен вход на Храмовую гору?

Мужчина, у которого было извержение семени, и женщина, у который менструальный цикл, а также роженица считаются ритуально нечистыми до тех пор, пока не очистят себя, в соответствии с требованиями Ѓалахи . До этих пор им запрещено подниматься на Храмовую гору.

Каким образом необходимо себя вести на Храмовой горе?

ХРАМОВАЯ ГОРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Почему гора Мориа стала Храмовой горой?

Для религиозного еврея Храмовая гора - это самое святое место в мире. В галуте , молясь, евреи обращают лицо в сторону Святой Земли, в Израиле - в сторону Иерусалима, а в самом городе - в сторону Храмовой горы. Иерусалимский Храм веками был центром всей религиозной жизни евреев и объектом паломничества всего Израиля три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот).


Храмовая гора в 30-ых годах

В древности место Храмовой горы называлось гора Мориа. В Торе гора Мориа упоминается как основа всего мироздания. С камня этой горы Всевышний начал создавать Вселенную. На краеугольном камне горы Мориа в Иерусалиме держится весь мир. Великий еврейский мудрец Рамбам описывал гору Мориа, как место, на котором был создан Богом первый человек Адам. На горе Мориа Адам и его сыновья, Каин и Авель, приносили свои жертвы Всевышнему.

В Торе гора Мориа связана в первую очередь с жертвоприношением Ицхака (Акедат Ицхак ). На этой горе Авраам, по велению Творца, должен был принести в жертву своего любимого сына Ицхака. Когда он занес свой меч над связанным Ицхаком, лежащим на большом камне горы Мориа, Ангел Всевышнего отвел его руку от сына и направил взгляд отца на ягненка, запутавшегося в кустах неподалеку.

Слово «Мориа» на иврите означает «Господь усмотрит». Испытание веры в Бога Авраама и Ицхака впоследствии нашло свое отражение во многих полотнах всемирно известных живописцев. В память о жертвоприношении Ицхака, в праздники Рош ѓа-шана и Йом Кипур, евреи Израиля трубят в бараний рог (шофар).

Краеугольный Камень мироздания на горе Мориа, как описано в Торе, послужил изголовьем сыну Ицхака Яакову: здесь он увидел пророческий сон об ангелах, поднимающихся и спускающихся с неба – «лестница Яакова».


Внутри мечети Эль Акца находится камень. Есть такие, которые считают, что с этого камня был создан мир

Скрижали Завета, полученные Моше на горе Синай, также были вырезаны из камня мироздания горы Мориа.

Вот почему для возведения Первого и Второго Иерусалимского Храма иудеями было избрано место горы Мориа.

Храмовая гора после разрушения Храма

Под римским владычеством

В 361 г. на престол римской империи взошёл император-отступник от христианской веры – Юлиан (361–363 гг.). Он объявил о свободе отправления культа, возврате конфискованного имущества языческих храмов; обнародовал свой план восстановлении еврейского Храма в Иерусалиме. Желая лишить Церковь её еврейского основания, он решил публично продемонстрировать ложность пророчества о том, что от Храма «не останется камня на камне» и неверность утверждения об унаследовании иудаизма христианством.

Император без промедления приступил к набору мастеров и рабочих, заданиям для архитекторов и удалению развалин, находившихся на месте строительства. Однако 26 мая 363 г. на Храмовой горе возник пожар. А через месяц император Юлиан погиб в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который отбросил прежние планы.

Храмовая гора в запустении: византийский период

Храмовая гора не играла осмысленной роли в христианской традиции и христианская церковь не догадалась придумать какие-то мифы, которые позволили бы ей сделать это место Святым для своей религии. Поэтому под стенами Храмовой горы устроили городскую свалку, и не осталось никаких заметок современников о сооружениях, находившихся на месте разрушенного Храма.

Новые “хозяева” Храмовой горы объявились?!

Ранний Мусульманский период, крестоносцы, мамлюки и османцы

В 638 г. Палестину захватили арабы. Их предводитель Халиф Умар посетил Иерусалим и лично молился на Храмовой горе. В 687–691 гг., по повелению Абдул аль-Малика, над Камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы, как отмечено, знаменитый сегодня своей позолоченной крышей.

В южной части Храмовой горы мусульманами была построена еще одна мечеть Аль-Акса. Первоначально это было деревянное здание, сооружение которого датируется не позже 679 г. Мечеть отстраивалась заново не менее 5 раз. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1035 г. Но в 1099 г. в результате Первого крестового похода мусульмане были разбиты, а город оказался под властью крестоносцев. Крестоносцы превратили Купол Скалы в Храм Господа (Templum Domini), а мечеть Аль-Акса в Храм Соломона (Templum Solomonis). Здесь был основан орден Тамплиеров, а Купол Скалы с крестом, установленным на его золотой крыше, стал символом нового Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами. Другие здания, построенные крестоносцами на Храмовой горе, не сохранились до нашего времени. А власть крестоносцев над Иерусалимом продолжалась недолго.


Мечеть Эль-акса, построенная в южной стороне Храмовой горы

4 июля 1187 г. войска Салах ад-Дина разбили крестоносцев, и великий магистр ордена тамплиеров и другие руководители крестоносцев попали в плен. За год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью еврейской земли и, после недолгой осады, Иерусалимом. Почти все церкви города были обращены в мечети.

В 1291 г. Храмовая гора перешла к мамлюкам, которые в конце XIII в. свергли египетскую династию Айюбидов. Они построили на Храмовой горе арочные конструкции, окружающие возвышенность, на которой расположен Купол Скалы. Мамлюки проделали в стенах ворота, через которые верующие смогли подниматься на Храмовую гору. Эти ворота существуют и в наши дни.

В XVI–XIX вв. Земля Израиля находилась под властью Османской империи. Под руководством Сулеймана Первого (Великолепного) в Иерусалиме развернулось грандиозное строительство. Отстроили заново стены города и Храмовой горы. В 1552 г. стены Купола Скалы украсили керамикой.

Храмовая гора в XX веке

В ходе первой мировой войны Иерусалим оказывается под властью Британского мандата. При подстрекательстве прямого единомышленника Гитлера муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, Храмовая гора была объявлена национальным символом мусульман. Угрозы в адрес евреев, произносимые по пятницам в мечетях на Храмовой горе, переполняли арабов ненавистью и были направлены как против Британского мандата, так и против евреев.

Мифические («религиозные») права арабов на Храмовую гору – исконную еврейскую святыню

В 638-м Палестину захватили арабы, а в конце этого столетия по повелению Абдул аль-Малика, над камнем фундамента, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы, - уже описанная мечеть, знаменитая своей позолоченной в ХХ в. иорданскими монархами крышей. В южной части Храмовой горы была построена мечеть Аль-Акса, сначала, деревянная, а в конце 11-го века принявшая свой нынешний вид.

Мусульманские источники указывают камень горы Мориа, как место вознесения порока Мухаммеда ко Всевышнему. По преданию, Пророк Мухаммед на белоснежном крылатом скакуне Аль-Бураке, который имел человеческое лицо, перенесся ночью из Мекки на гору Мориа.

Его вознесение в Коране не упоминается, ибо оно было не буквальным, (не вживую, суры 21:35-36), а – символическим, (по признанию Кораном – в сновидении, сура 48:27).

На мифах об “отдаленной мечети” Аль-Акса, якобы «на земле в Иерусалиме», арабы основывают свои «религиозные права» на Храмовую гору – исконную еврейскую святыню, Иерусалим – древнюю еврейскую столицу, и “Палестину”-Землю Израиля, обетованную евреям Всевышним.

«Купол Скалы» («Куббат ас-Сахра») – НЕ МЕЧЕТЬ, так как в нем нет ниши в стене мечети, ориентированной на Черный Камень Каабы в Мекке. Возведен он над известняком, (который арабы почему-то называют ), который не упоминается ни в Танахе, ни в Коране. Мусульманских святынь в Иерусалиме НЕТ, так как проповедник новой веры Мухаммед (570-632) по Корану никогда не бывал в Иерусалиме, который в Коране ни разу не упоминается прямо, так как в 619 году - прямо из Мекки вознесся в рай к Аллаху.

В двух случаях, когда Иерусалим и Храмовая гора в Коране подразумеваются, то они подразумеваются как - СВЯТОЕ МЕСТО для «тех, которым дано Писание» - «их кибла», где некогда находились и были разрушены Храмы «сынов Исраилевых» (суры 2:139-140; суры 17:2-3, 4-7).

В периоды мамлюкского, османского и британского правления евреи на Храмовую гору не допускались. Британская администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе, который получил бесконтрольную власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за Независимость Иордания сохранила это положение, евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Cтене плача. С 1948 года Храмовая гора оказалась под властью Иордании. В 1951 г. на пороге мечети Аль-Акса арабскими экстремистами был убит первый король Иордании Абдаллах ибн Хусейн.

“Храмовая гора наша”! Так ли это?

В результате Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации слова, вошедшие в историю:

«Храмовая гора в наших руках! Повторяю - Храмовая гора в наших руках!» Но, освободив Старый город и Храмовую гору, Израиль упустил уникальный шанс вернуть полный израильский суверенитет на Храмовую гору!

Арабская община Иерусалима была уверена, что евреи поступят с мечетями на Храмовой горе так же, как поступили бы мусульмане с еврейскими святынями, окажись они на месте евреев, то есть - без лишних раздумий уничтожат мечети Аль-Акса и Купола. Они были готовы к самому жесткому решению.

Однако вскоре после подписания соглашения о прекращении огня, под давлением арабского мира, министр обороны Моше Даян, по согласованию с правительством Израиля, вернул ключи от ворот Храмовой горы в Иерусалиме представителям мусульманского ВАКФа – это Исламская наблюдательная комиссия, которая, по решению Израиля, с 1967 г. осуществляет административный контроль на территории Храмовой горы.

Сегодня арабы утверждают, что, согласно установившемуся статус-кво, именно они - полноправные хозяева на Храмовой горе. С передачей “ключей” от Храмовой горы ВАКФу - положение именно такое. И утверждение, что хозяин на Храмовой горе - Израиль, давно не соответствует действительности (благодарить за это израильтяне должны только собственных лидеров.)

Можно ли подниматься на Храмовую гору?

Храмовая Гора обладает святостью, несмотря на то, что в наше время Храм разрушен. По этой причине в наше время поднятие евреев на Храмовую Гору строго запрещен. Подробно об этом читайте отдельную .

Храмовая гора находится в Иерусалиме, на востоке Старого города. Ее обнесенная высокими стенами территория примыкает сразу к двум кварталам — Мусульманскому и Еврейскому, и контролируется исключительно мусульманской стороной. Священная земля является предметом многовековых споров, военных и гражданских конфликтов между мусульманами и иудеями, которым долгое время не разрешалось даже ступить на нее. Сегодня путь к Храмовой горе открыт, но для немусульман — только в установленные часы и дни недели, а также при условии соблюдения определенных правил.

Размеры Храмовой горы:

  • длина (восток и запад) — 470-485 м;
  • ширина (юг и север) — 280-313 м;
  • абсолютная высота — 774 м;
  • относительная высота — около 20 м;
  • максимальная высота окружающей стены — 45 м.

Храмовая гора: значение

Прямоугольная площадь холма является священным местом у иудеев, исламистов и христиан.

В иудаизме Храмовая гора считается избранным Богом местом, поэтому относится к самому священному месту на Земле. Тут стоял Первый храм (Соломонов), затем был построен Второй храм (Иерусалимский), а после схождения Мессии, по преданиям, появился вечный Третий храм. Предполагается, что на Краеугольном камне горы Всевышний начал Сотворение мира. Тут был установлен жертвенник, Иакову приснился здесь сон, давший понять о «присутствии на месте сём Господа», а в Первом храме находился Ковчег Завета и Святая святых. Понятие святости места подтверждает тот факт, что иудеи в мольбе обращают свой взор к Израилю — Иерусалиму — Храмовой горе.

В пророческих писаниях есть упоминания других названий святыни — гора Мория, гора Храма (или Дома), гора Сион (до I века, ныне — другой холм).

В исламе Храмовая гора признается третьей по значимости, уступая две первые позиции находящимся в Саудовской Аравии Мекке и Медине. По приданию, это — одно из первых мест поклонения Аллаху. Именно отсюда пророк Мухаммед совершил Мирадж — вознесся к небесам вместе с ангелом Джабраилом.

У христиан Храмовая гора связана с введением 3-летней Марии, будущей Богородицы, в Святая святых, куда мог входить лишь раз в год первосвященник, и с ее воспитанием в благочестии при Иерусалимском храме до 12 лет.

Сегодня на огороженной территории присутствуют только исламские святыни и ни один проект «совмещения» их со святынями других религиозных конфессий даже не рассматривается.

Краеугольный камень

С точки зрения религиозных представлений, Камень Основания считается местом, где Бог начал процесс Сотворения мира и где в дальнейшем проводились обряды жертвоприношения. По мнению исследователей, Краеугольный камень изначально лежал в Святая святых Соломонова храма, а позже мусульмане накрыли его Куполом Скалы.

Сегодня Священный камень размером 17,7×13,5 м, поднимающийся на высоту до двух метров, во избежание прикосновений огорожен позолоченной решеткой и контролируется мусульманами. Однако истинность этого участка скалы ставится некоторыми исследователями под сомнение, так как в первом письменном тексте религиозных предписаний ортодоксального иудаизма Мишне упоминается о камне, поднимающемся над поверхностью лишь на три пальца.

Храмовая гора в Иерусалиме: посещение

Далеко не всем туристам удается побывать на Храмовой горе, так как доступ к ней жестко регламентируется по времени, дням и религиозным канонам. Сегодня на входе присутствует строгий контроль. Мусульман могут попросить прочесть наизусть самые важные выдержки из Корана, а тех, кто откажется по какой-либо причине, развернут в обратную сторону. Нескромно одетых посетителей ждет та же участь. С собой обязательно нужно иметь паспорт, так как требование предъявить документы звучит достаточно часто.

Евреям не разрешается брать с собой религиозную атрибутику, молитвенники и священные книги, а группы ортодоксальных иудеев, проходящих по периметру горы, сопровождаются усиленной охраной. Им строго запрещено произносить молитвы даже беззвучным шевелением губ и совершать поклоны, повернувшись лицом к Святая святых. За малейшее нарушение вся группа выдворяется за пределы территории.

Входить в мечети Храмовой горы разрешено только мусульманам.

Посетить религиозно-исторический комплекс «неверным» разрешается с понедельника по четверг в определенное время:

  • летом — с 08:30 до 11:30 и час после 13:30;
  • зимой — с 07:30 до 10:30 и час после 12:30.

В пятницу и субботу доступ отсутствует. Бывают случаи, когда в оговоренные часы посещения ворота остаются закрытыми, причем — без предварительного уведомления.

Вход для мусульман временными рамками не ограничивается.

В каждой из стен присутствует несколько ворот, часть из которых замурована. На сегодня насчитывается 11 действующих порталов, 10 из которых предназначены исключительно для входа мусульман. Ворота Муграби, расположенные в южной трети Западной стены со стороны Еврейского квартала , были открыты для немусульман в 1967 году. С 2016 года они переименованы в ворота Гигель.

Достопримечательности

На границах огороженного холма находится более 100 объектов, относящиеся к разным историческим периодам и стилям. Здесь сохранились постройки иродианской и греко-римской эпох, но основная часть сооружений возводилась в мамлюкские и османские времена. На Храмовой горе присутствуют мечети, памятники мусульманского зодчества, в числе которых — молитвенные беседки, несколько фонтанов, арки, купола-монументы и пр.

Мечети Храмовой горы

Главными объектами комплекса культовых сооружений Харам аль-Шариф являются два исламских святилища — мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса , считающиеся одними из важнейших мусульманских святынь. В подземных помещениях Соломоновых конюшен есть, также, мечеть Эль-Марвана.

Исламский музей

Коллекция размещена в историческом здании, построенном крестоносцами в XII веке рядом с мечетью Аль-Акса, переоборудованной в тот период под штаб-квартиру ордена Тамплиеров. Музей открыт в 1927 году.

В коллекции представлены экспонаты, связанные с исламской историей нескольких мусульманских регионов, уникальные рукописи Корана, керамика, бронзовые изделия с характерной чеканкой, оружие, керамическая плитка и пр.

История

Первое упоминание о Храмовой горе уходит в X век до н. э. В нем говорится о покупке царем Давидом участка земли у местного жителя, сооружении жертвенника Богу Израиля и возведении Соломоном Первого Иерусалимского храма. Он простоял 410 лет и был разрушен в VI в. до н. э. нововавилонским царем Навуходоносором II вследствие подавления мятежа иудейского царя Седекия против Вавилона.

Второй храм, ставший центром общественной и духовной жизни еврейского народа, был построен спустя почти 70 лет. Он простоял более 400 лет, был реконструирован и расширен Иродом Великим и уничтожен римлянами в ходе Иудейской войны в 70 г. На горе колонизаторы воздвигли храм Юпитера, а над Святая святых установили конную статую императора Адриана.

В эпоху Византийского правления Иерусалимом Храмовая гора оставалась невостребованной и замусоренной. С приходом мусульман в VII веке, над Камнем Основания соорудили Купол Скалы и рядом возвели мечеть Аль-Акса. С 1099 году началась эпоха крестоносцев, освободивших Иерусалим от исламского присутствия и использовавших Купол Скалы в качестве основы для устройства Храма Господа. Однако власть тамплиеров продержалась недолго, всего до 1187 года. С этого времени начался многовековой период мусульманского правления.

После Первой мировой войны современную столицу Израиля отдали под патронат Британского мандата. Благодаря усилиям иерусалимского муфтия, святыня получила статус национального достояния палестинских арабов, а в 1948 г. перешла под иорданский контроль.

Вплоть до 1967 года иудеям запрещали посещать Храмовую гору. Послабления начались после событий Шестидневной войны, когда израильским десантникам удалось прорваться к святыне. Несмотря на то, что управление территорией передали исламскому ВАКФу, евреи получили частичный доступ на Храмовую гору.

По вопросу локализации Первого и Второго храма есть несколько версий. Кроме традиционного предположения о месте его нахождения под Куполом Скалы, исследователями разрабатываются версии — западнее, севернее и южнее мечети Куббат ас-Сахра.

Раскопки

Если не принимать во внимание усиленные поиски крестоносцами сокровищ царя Соломона в начале XII века, то масштабных раскопок на горе никогда не производилось. Незначительные археологические находки связаны с выполнением строительных работ или со случайными событиями. В частности, были обнаружены участки подпорных стен из камня, относящиеся к иродианскому периоду, а также несколько хозяйственных сооружений, в том числе Соломоновы конюшни. Предполагается, что часть найденных артефактов скрывается ВАКФ или сознательно уничтожается, но доказательств этому, как и опровержений, нет.

В XIX веке британскими исследователями, по предварительному разрешению османской стороны, вдоль Западной стены вне границ Храмовой горы осуществлялись раскопки, в ходе которых удалось сделать несколько находок, в том числе обнаружить древнюю каменную арку древнего моста. После получения Израилем доступа к Стене Плача в 1967 году, раскопки со стороны Еврейского квартала приобрели планомерный характер. Сегодня тоннель Западной стены открыт для посещений. Найденная в нем пещера, использовавшаяся когда-то в качестве синагоги по согласованию с мусульманами, считается самым близким к Краеугольному камню молитвенным местом.

Как добраться до Храмовой горы

Немусульмане могут посещать Храмовую гору через ворота Гигель, бывшие Муграби, или Марокканские ворота. После частичного обрушения стены, поддерживающей 800-летний пандус, к ним был пристроен временный пешеходный мост со стороны Еврейского квартала. Ближайший путь сюда лежит через Мусорные ворота в стенах Старого города Иерусалима. Доехать до них можно автобусами № 1, 3, 51. Остановка называется «Western Wall». Схемы, остановки и передвижение транспорта в онлайн режиме можно посмотреть на официальном сайте компании-перевозчика Egged .

Остальные ворота находятся в Мусульманском квартале. Добраться до него можно теми же автобусами № 1, 3, 51. Остановки:

  • «Rockefeller Muesum/Sultan Suleiman» — у Цветочных ворот (или ворот Ирода);
  • «Jericho Road/HaOfel Road» — у Львиных ворот.

При выборе поездки в иерусалимском такси следует учитывать, что к Еврейскому кварталу следуют машины белого цвета, а к Мусульманскому — желтые.

В столице Израиля работают популярные мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.

Храмовая гора: видео