Город Сен-Жан-Пье-де-Пор. Города Юга Франции

Город Сен-Жан-Пье-де-Пор. Города Юга Франции
Город Сен-Жан-Пье-де-Пор. Города Юга Франции

Полезная информация для туристов о Сен-Жан-Пье-де-Пор в Франции - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Сен-Жан-Пье-де-Пор – город, расположенный в департаменте Атлантические Пиренеи региона Аквитания. Он находится в той части региона, которая называется Северной (французской) страной басков. Город расположен рядом с испанской границей, в 50 километрах от побережья Бискайского залива. Ближайшими крупными городами являются Памплона, Биарриц и Тулуза.

В Средние века Сен-Жан-Пье-де-Пор получил известность благодаря своему расположению на одной из веток паломнического маршрута, называемого «Дорогой французских королей». Эта дорога также называется Путем Святого Иакова, она ведет к храму, в котором хранятся мощи Святого Иакова. Он расположен в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Благодаря христианской святыне город приобрел такую же значимость в католическом мире, как города Рим и Иерусалим. Собор над ковчегом с мощами был построен в конце X века. Паломнический маршрут проходит через Пиренеи, а Святой Иаков считается покровителем Испании.

Путем паломников в свое время прошли король Англии Эдуард I, Франциск Ассизский, художник Ян ван Эйк, Папа Римский Иоанн Павел II, писатель Пауло Коэльо. Достопримечательностями города, связанными с паломничеством, являются Ворота Святого Иакова, охраняемые ЮНЕСКО с 1998 года, а также паломнические дома, построенные из розово-серого песчаника для странствующих. Согласно местным легендам, путешественники по дороге в Сантьяго-де-Компостела ориентируются по Млечному пути, который здесь считают знаком Святого Иакова.

История города Сен-Жан-Пье-де-Пор также связана с именем английского короля Ричарда Львиное Сердце. Именно по его распоряжения в XII веке был основан город, ставший приграничным форпостом Наваррского королевства. Позднее он стал столицей Нижней Наварры, а в 1790 году вошел в состав французского департамента.

Городской замок дважды подвергался перестройке: в первой половине XVII века его превратили в крепость, а в XVIII веке его укрепил известный военный инженер и архитектор Вобан. Размеры городской цитадели впечатляют – они составляют 600 метров в длину и 150 в ширину.

Недалеко от города можно увидеть мемориальный камень, установленный на месте предполагаемой гибели рыцаря Роланда, жившего в VIII столетии. Роланд погиб в битве с сарацинами при Ронсевальском ущелье, перед смертью рыцарь трубил в рог, призывая на помощь. История Роланда до наших дней дошла в виде произведений французского эпоса.

Я проснулась в шесть утра, сразу же выключила будильник, чтобы его не услышали Микель и Кароль, перекусила на кухне, собралась и вышла, заперев за собой дверь. Ключ Микель попросил бросить в почтовый ящик на калитке. Но калитку я почему-то отпереть не смогла. Любой более-менее нестандартный замок может поставить меня в тупик. Времени стоять и разбираться не было, поэтому я перекинула рюкзак через заборчик, перелезла сама и опустила ключи в почтовый ящик.
До метро надо было идти всего пару минут, билет был куплен ещё вчера. Я без проблем добралась до автобусной станции, выяснила, откуда отправляется автобус в Памплону, дала водителю заранее распечатанный билет и забралась внутрь. Место мне досталось прекрасное - самое первое справа, всё отлично видно.
Я очень люблю общественный транспорт в Испании! Дороги прекрасные, автобусы и поезда комфортабельные, перемещаться так - одно удовольствие. Раннее утро - совсем не моё время, но как же всё в это время красиво, особенно если ты едешь по Стране Басков.


Почему у басков такой странный язык? Почему они называют Памплону Ируньей?.. Риторические вопросы.
В Памплоне у меня было больше четырёх часов до следующего автобуса. Я оставила рюкзак в камере хранения и пошла гулять. Хорошо с интернетом и гугл-картами! Я посмотрела, где центр и всякие достопримечательности, и пошла туда.
Первым делом я нашла памятник под названием «Энсьерро».

Энсьерро - это обычай выпускать из загона быков и убегать от них по огороженным улицам. В Памплоне это очень популярное зрелище, которое проводится в течение недели в июле на праздник Сан-Фермин. Я побродила вокруг, поснимала с разных ракурсов.

Ну что за свинство: в Барселоне я три дня искала, где продаётся обувь этой марки, а тут магазин попадается мне, когда я просто прохожу мимо! Эх. Если бы не строжайший контроль массы багажа, точно не ушла бы без покупки. Не судьба.

Время близилось к полудню. Зашла в церковь.

Потом заглянула в телефон и обнаружила, что есть ещё достопримечательность под названием Цитадель. Пошла туда.

Цитадель - это такая крепость пятиугольной формы довольно внушительных размеров, но сейчас это скорее не крепость, а парк.

Я поняла, что уже немного проголодалась, вернулась в центр и заказала пару пинчос. Это, конечно, не аутентичные баскские закуски, но тоже очень неплохо. Фаршированный морской ёж (кожура, или скорлупа, или как там она называется, твёрдая и несъедобная), а на втором что, не помню.

Надо сказать, хватило мне этого ненадолго, поэтому потом я купила немного еды в супермаркете и несколько ломтиков хамона на центральной улице.
Я опять заметила знаки Камино, и на сей раз обследовала их гораздо внимательнее, ведь именно по этому пути мне предстоит ехать. В Памплону я ещё вернусь. Я прогулялась по Камино немного на разведку, ну и потом уже пошла обратно к автобусной станции.
Вот тут уже было заметно, что большинство пассажиров паломники. Многие были с объёмистыми рюкзаками, некоторые везли с собой трости. То и дело раздавалась французская речь - ну, это, скорее всего, обычные посетители Памплоны возвращались домой. У меня опять был хороший вид из окна, и я от него не отрывалась.
Автобус остановился ненадолго в Ронсевале, подобрал ещё несколько человек, и поехал дальше вниз по серпантину по направлению к границе. Надо сказать, что виды были неописуемой красоты: высокие горы и ущелья, заросшие лесом. Автобус бодро катился вниз, то и дело поворачивая, а я нервничала не на шутку, оглядываясь назад и понимая, что завтра мне предстоит подняться обратно на гружёном велосипеде. Перепады высоты были довольно значительные. Наконец мы пересекли границу, которая была чуть ли не в самой низине, и я потеряла сигнал. Вскоре перед нами открылись зелёные луга Франции, и вот наконец мы въехали в Сен-Жан-Пье-де-Пор. Я была на месте!
Город меня очень впечатлил. Он совсем небольшой, население около полутора тысяч человек, но выглядит как с картинки. Очень нарядно, на главных улицах висят разноцветные флаги.

Вход в мой альберг.

Закинула вещи, заплатила и пошла гулять дальше. Через дорогу был главный паломнический офис, где я оформила креденсиаль - удостоверение паломницы. Когда ты останавливаешься где-то поесть или поспать, ты ставишь себе печать этого места с датой (как минимум два раза в день), и так можно доказать, что ты действительно прошла Камино. Первую же печать мне сразу поставили в офисе, а заодно дали бумаги с маршрутом, расстоянием между посёлками, адресами и телефонами альбергов по пути, перепадом высот и с кучей другой полезной информации.
Везде продаются сувениры. Ничего не купила, сейчас жалею, что ничего нет из Франции.

Я нашла то место, откуда снимали фотографию на моём рабочем столе! У меня, конечно, совсем не так красиво получилось, но зато моё.

Вид с того самого моста на этот:

Опять заглянула в церковь. Она как раз недалеко от моста.

Побродила по разным магазинам, особенно запомнились магазины пряностей. Время близилось к ужину, а ужин согласно условиям проживания нужно было обязательно провести в альберге. Дело в том, что хозяин каждый раз знакомит гостей между собой, позволяет им рассказывать истории, в общем, подготавливает к духу Камино. Зачастую при этом образуются компании, которые так потом и идут вместе. В общем, замечательно всё организовано, хотя последнее и было для меня неактуально, потому что я единственная была на велосипеде.
Мы собрались в патио под навесом, расселись вокруг стола. Хозяин предлагал нам представиться и рассказать о себе. Кого там только не было! Много французов, пара немцев, венгр, австралийка, американка из Калифорнии глубоко на пенсии... Вот только испанцев не было, увы. За столом разговаривали по-французски, по-английски и по-испански, хозяин владел всеми этими языками и переводил, когда надо.
Из самой еды мне больше всего запомнился десерт, как раз испанский arroz con leche - рис с молоком. Я никогда раньше его не пробовала и была уверена, что он мне не понравится по своей консистенции и не очень-то привлекательному виду. Но на самом деле оказалось вкусно! Он был прохладный, сладкий и с корицей.
После ужина я наконец-то решила детально осмотреть велосипед и собрать всё необходимое. Ой-ё... Я запуталась моментально. Педали оказались очень странными (полуавтоматические), они не прикручивались нормально, спереди торчал обрывок провода... Я порылась в альфорхе с инструментами, чего там только не было! Нашла гелевую подушку на сиденье, надела. Хоть с этим справилась. Насчёт остального пришлось звать на помощь.
В велосипедах более-менее разбирался один из французов - Жан-Люк, а ещё мне помогала англоязычная женщина, я уже не помню, откуда она. Мы столпились вокруг. Жан-Люк показал, что оборванный трос ведёт к велокомпьютеру и сказал, что он не будет работать, но это неважно. Одна из педалей, как оказалось, должна была прикручиваться в противоположном направлении, поэтому у меня и не получалось. Педали свободно вращались вокруг своей оси, и мне надо было располагать их так, чтобы наступать на плоскую поверхность, потому что обувь у меня была неприспособлена для велосипеда.
Надо сказать, что я смотрела на этот незнакомый велосипед и была в настоящей панике. Да я с ума сошла - проехать почти восемьсот километров, да ещё и через горы! Завтра я первый раз в жизни сяду за баранку этого пылесоса, а мне предстоит один из тяжелейших этапов на всём пути! И во что только я ввязалась...

И откуда направлюсь в Сен Жан Пье де Пор. Все-таки маленькие Европейские городки кажутся мне более привлекательными.

Ресторанчик на улочках Bayonne, France

Набережная Bayonne, France

Но я здесь проездом и через 40 минут электричка унесёт меня в отправной пункт моего пути Camino de Santiago.

Как добраться в Сен Жан Пье де Пор

На самом деле, вариантов, как доехать до французского городка Saint Jean Pied de Port из Парижа или Барселоны — множество.

Делюсь с вами своим опытом:

  1. ночной автобус Париж — Байонне (Bayonne)
    Рекомендую автобусную компанию FlixBus . У этой компании очень часто бывают распродажи, советуем оформить подписку на спец. предложения.их сайте.
    При покупке билета обратите внимание, что при выборе «Парижа» в выпадающем списке много терминалов, но только из трех из них вы сможете отправиться в Байону. (Paris — Orly Sud, Porte Maillot, Bercy Seine)
  2. электричка Байонне (Bayonne) — Saint Jean Pied de Port
    Билеты можно приобрести ⇒

Сен Жан Пье де Пор (Saint Jean Pied de Port) — городок — все как я люблю

Канал Сен Жан Пье де Пор

Улочка Сен Жан Пье де Пор

Из этого милого места я завтра начинаю своё длительное путешествие «Боже дай мне сил«.

Вид с хомла в Cен Жан Пье де Пор

Красивая церковь на старинном кладбище Сен Жан Пье де Пор

Место в церкви Notre Dame du Bout du Pont, где пилигримы могут поставить свечку

Saint Jean Pied de Port хорош всем, начиная с живописной железной дороги, заканчивая атмосферой, которая царит в городе, благодаря постоянной тусовке большого количества Пилигримов. Завтра мне предстоит самый сложный отрезок всего путешествия, 27 км в гору. По правде говоря, я рассчитывала поделить этот отрезок пополам, но на регистрации

Регистрация пилигримов и выдача паспортов

мне с утра сотрудница сказала, что все отели заполнены и что нужно преодолеть весь отрезок в один день, радует, что я не одна в ужасе от этого, общая беда — мотивирует. Кажется, что в нашем альберге собрался весь мир: корейцы, австралийцы, аргентинцы, американцы ну и ясное дело европейцы.

Мой первый альберге, другими словами, это хостел для пилигримов

Работница альберге сначала приняла меня за бразильянку, надеюсь не из за волос, а из за другой их гордости (угадайте какой), потом, услышав, что я говорю по английски, решила, что я итальянка (ну это мы уже в Азии проходили).

День 1 (ад и перевал). Сен-Жан-Пье-де-Пор - Ронсесвальес

Saint-Jean-Pied-de-Port - Roncesvalles

Встал относительно рано, оделся сразу в форму, пошел завтракать. Завтрак континентальный, но пристойный. После завтрака час собирал велосипед, потом в номере мучительно распихивалл все барахло в сумки. Окончательно нормально всё у меня улеглось где-то на четвертый день, когда я понял, что и в какой степени мне может пригодиться.

Навешивал сумки - пришлось их перенастраивать. От всех этих несуразиц начал нервничать - долго искал по городу место выдачи креденсиаля, нашел с трудом. Креденсиаль выдают чудесные тёти из общества друзей Камино, вдобавок дали распечатку альберге по маршруту - с адресами и указаниями условий проживания. Там же привесил на рюкзак ракушку:) Потом закупил воду, бананы, сэндвич и в итоге стартовал в 9:30 - это очень плохо и очень неправильно. Старт летом не может происходить позже половины седьмого, максимум - семь, оптимальный старт 5:50, когда занимается рассвет . Ну и, конечно, (балбес!) забыл в номере японскую мочалку. В том году мочалку я оставил в Таиланде на острове. Надо себе зарубку сделать, что ли?.. На носу, скажем.


Эта фотография взята из открытого источника

Сразу на выходе из города пошли очень приличные торчки. Сначала я крутил довольно-таки бодро, несмотря на то, что груженый вел был натолько непривычен, что меня бросало из стороны в сторону, потом еще раз пришлось перевесить сумки, за которые я при езде стал задевать пятками, чего не было в Москве. Прикатывать снаряжение перед походом обязательно! Через какое-то время градиент начал повышаться до совершенно непристойных цифр, и в какой-то момент пришлось спешиться. (Градиент - это уклон дороги, выраженный в процентах, равный синусу угла наклона траектории, домноженного на 100%, который пишут на дорожных знаках. Если за 100 метров дорога поднимается на 5 метров вверх, то это градиент в 5%, а если на 15, то 15%. Градиент в 100% это угол в 45 градусов, в природе таких дорог не встречается)

Но уже через час после отъезда виды стали радовать. Я нарочно взял эту (не самую удачную) фотографию, на ней виден уклон, но тут я еще шел в седле. Временами дорога уходила на грунт и шла между овечек.

Становилось жарко, но адреналин держал. Асфальт пер чуть ли не прямо вверх и меня куда чаще обгоняли пешеходы, чем я их...

В какой-то момент я понял, что толкать велосипед в эту дикую гору в велотуфлях - не самая лучшая идея и переобулся в кроссовки, возблагодарив Небо за то, что я их таки с собой взял. Добрался до какого-то камня, сфотографировал велик и понял, что на мне нет очков. Оставил их в полутора км ниже, когда переодевал кроссовки... Катастрофа! Но без очков ехать нельзя , запасные я не брал и я скатился вниз. Уклон такой, что выжимаешь гидравлику до боли в трицепсах, а груженый вел всё равно потихоньку ползет вниз. Потерял как минимум 35-40 минут...

Спустя еще час подъема почти полностью пропали деревья, остались поля и пасущиеся на них лошадки:

Надо мной кружился какой-то местный орел в 10 метрах - или позировал, или ждал пока я сдохну)))

Пока я пёр велик вверх, мне приходили в голову банальности, достойные Коэльо: Моя жизнь - это первый этап камино. Ты не можешь ехать, потому что нет сил, исходных данных и не тренировался. На зубах толкаешь. Видишь перед собой за поворотом простор, но дорога поворачивает и ты видишь еще один торчок. Главное - что никто тебя туда не гнал, и никто тебе за это конфету не даст.
Потом они еще будут приходить какое-то время, а потом рефлексии закончатся.

У водопоя Роланда оставил упаковку изотоников (о чем впоследствии сильно жалел). Ну зато сфотографировал франко-испанскую границу, бгг

На самый главный перевал я взобрался только к 4 часам дня. Жрать не хотелось совсем и выкинул купленный сендвич. Вода еще была. Я самонадеянно переоделся обратно в велотуфли, бггг.

Почему самонадеянно? Подому что пошел даунхилл с диким уклоном. Снимать сил уже особенных не было. Вообще сил, казалось, уже не было.

Даунхилл это Бог с ним, но там сплошняком шел крупный битый булыжник. Ехать по нему верхом казалось мне слегка опрометчивым, и я катил. Теперь приходилось цепляться за велик, чтобы он не улетел куда-нибудь в кусты.

Но булыжник через какое-то время кончился, и пошел просто даунхилл по грязи. Очень хотелось домой, к маме и пожрать, и я поехал. Мадре миа! Я катил по таким склонам, на которые накануне я бы даже смотреть не стал!!! Затекали трицепсы от усилия на тормозных ручках. Велосипед легко продолжал скользить по грязюке вниз с полностью заблокированными колесами. Один раз таки я упал через руль, наткнушись на хорошо замаскированный корень - абсолютно без последствий, даже успел выстегнуться, но было страшно.

Вплоть до Ронсесвальеса шли только грунты. Когда я вырулил к городу, не было даже поползновения ехать дальше, как было написано у меня во втором варианте плана.


Грунты на спуске

Альберге в Ронсесвальесе прекрасный, таких больше не будет, разве что в Бургосе, но и там пожиже. Нужно не забывать, что при заселении можно попросить купон на ужин пилигрима в ближайшем ресторане - 10 евро. Но ужин, по сравнению с тем, что я ел потом весьма слабый. Ели вместе с двумя испанцами и австралийкой - они пешеходы. Прекрасно поговорил по-испански, переводил девушке на английский сказанное испанцами. Сходил музей и капитул, посмотрел гробницу Санчо VII Могучего (1154-1234 г.), и цепь, которую он разорвал ручищами, добираясь до какого-то маврского визиря. В Ронсесвальесе в принципе, нет ничего, кроме двух отелей, громадного альберге, двух баров, трех храмов и музея. Всё охватил)))

Но первый день был таки очень тяжелым. Я знал, на что я иду, когда поехал по тропе Наполеона, а не по шоссе, поэтому воспринял это стоически, а вот у источника Роланда я встретился с плачущей американской велотуристкой, которая сказала, что « If I"d known it would be so...» и дальше много непечатного. Залезая на тропу Наполеона, надо быть уверенным, что вы её сможете пройти , потому что снять вас с маршрута в некоторых точках будет невозможно - есть места, куда можно добраться только пешком. Вечером в альберге я встретил итальянца-пешехода, с которым мы параллельно пыхтели на подъём какое-то время, он рассказал, что американскую даму с велосипедом вытащили паломники-пешеходы, она сама так и не смогла дойти.

Самое обидное, что я не включил Strava на телефоне и от усталости не переписал данные с велокомпа, а они обещали быть прекрасными - в гору я на некоторых участках вел толкал со средней скоростью километра полтора в час.

Но виды искупили всё, да.

Прибыв 29 июля в Сан-Себастьян я думал, что попаду в Сен-Жан-Пье-де-Пор на поезде, но не тут то было. Аэропорт настолько пуст, что спросить было не у кого как добраться и на чем.
Аэропорт Сан-Себастьян.


Расположение Аэропорта и ЖД станции через реку La Bidassoa
Видно как по водной границе Испания разделяет реку с Францией.

Получив свой спецбагаж, я прошел сквозь пустой холл аэропорта на улицу. Честные баскские такситы поведали мне, что поезд отправляется только утром с периодичностью один раз в день. Кроме этого необходимо было бы совершить пересадку на второй поезд, расписание на который было мне не известно. В общем я не стал искушать судьбу с поездами, т.к. находился он по другую сторону устья реки La Bidassoa и пешком было бы проблематично до него добраться с такими сумками как у меня. Так же не мало важным был тот факт, что в этот день мне требовалось собрать байк и немного отдохнуть, голод и отсутствие сна давали о себе знать. Сборы перед полетом на столько меня увлекли, что я так и не сомкнув глаз в 3 утра отправился в аэропорт "Домодедово". В общем не спал больше суток.
Принимая как данность о невозможности съэкономить и загрузив свою поклажу в просторный универсал Октавии, я развалился на кресле и уже начал наслаждаться красотами подножия Пиреней.
Проход в арку к улице пилигримов, куда меня доставило такси - можно сказать символичное открытие начала моего пути.

Прибыв на место и расплатившись с таксистом, первым делом я нашел главный офис пилигримов.

Дома из розово-серого песчаника являются одними из основных достопримечательностей города.
Основная улица с множеством альберге и офисом пилигримов.

Вновь прибывшие паломники


Подобные фото - это как взгляд назад в прошлое, ведь на нем я узнал двух неизвестных мне тогда паломников из Германии и Италии.

И так, получив Credencial (Креденсиаль - паспорт паломника) и оплатив место в альберге в размере 10 евро, я принялся за сборы своего боевого друга на заднем дворе, который любезно предоставили в мое распоряжение служащие офиса.
Уютный з адний дворик с каштаном.

Вроде все целое.

Провозившись с цепью, но в итоге благополучно собрав вел полностью, я бегом умчался ужинать.


После вкусной еды пришло спокойствие и готовность осмотра окрестностей этого удивительного городишки.

Остаток дня обещал быть солнечным и сулил приятную прогулку.


Город Сен-Жан-Пье-де-Пор стоит на слиянии трех рек, которые образуют одну - Нив.
Вид на реку Нив

Вид на другую сторону, река движется вниз на 53 км пока через Бискайский залив не попадает в Атлантику.

Альтитуда города составляет 175 м над уровнем моря.

Интересной формы стулья в одном ресторане.

Детали.











Город пестрит красками зелени и цветов, что придает сказочность старинным стенам города.

Главный вход в городской замок-цитадель Château de Mendiguren (1191 г.) в лучах заката на холме.

Королевская дверь через арку.

Общий вид на цитадель.

Вид на город с холма.

Вид на Пиренеи.


Вскоре стемнело и пока не закрыли двери альберге на ключ я поспешил на ночлег.