Антифа кто такие. Антифа и «левое движение» в Краснодаре — интервью с представителем РРП

Антифа кто такие. Антифа и «левое движение» в Краснодаре — интервью с представителем РРП
Антифа кто такие. Антифа и «левое движение» в Краснодаре — интервью с представителем РРП

Любой человек, хоть раз прослушавший школьные уроки, посвящённые Второй мировой войне, знаком с термином «антифашизм», и понимает, что антифашист – это тот, кто против фашизма. Антифашистское движение возникло в 1930-е годы прошлого века в ответ на фашизацию некоторых европейских (и не только) стран. Казалось бы, при чем тут статья об антифашистах в разделе, посвящённому молодёжным движениям и субкультурам? Самое непосредственное, господа.

Движение антифашистов и сейчас бытует на наших просторах, стремительно развиваясь. Нельзя назвать современный антифашизм самостоятельной субкультурой, это скорее молодёжное движение, направленное на борьбу с любыми проявлениями расизма, гомофобии, ксенофобии, юдофобии и нетолерантности вообще.

В Европе движение антифа (сокр. от «антифашист»)именно как молодёжное движение появилось в 1970-е гг. Это было леворадикальное крыло зарождавшейся скинхед-культуры, которое действовало в противовес ультраправым скинхедам. В России движение антифа начало распространяться с конца 1980-х годов опять-таки с появлением НС-скинхедов. С тех пор антифа развивается пропорционально движению правых и активно противодействует ему.
К движению антифа обычно присоединяется весьма разношёрстная публика – от панков-анархистов до политически подкованных сторонников коммунизма. Все они считают своим долгом доказать, что быть нетолерантным – нехорошо. Своими главными врагами антифа считают НС-скинхедов , правых sXe (о них можете подробнее прочитать в статье Straight Edge), националистов и просто людей, называющих себя патриотами. Методы борьбы с «врагами» у антифа разнообразны – от пропаганды в интернете до открытых столкновений с правыми. Однако не только борьба с фашизмом входит в программу действий антифа. Они также выступают в защиту прав бездомных, наркоманов и сексуальных меньшинств. Иногда антифашистами проводятся бесплатные раздачи еды и одежды малоимущим. Многие антифа пропагандируют вегетарианство и поддерживают акции протеста «зелёных». В России есть несколько официально зарегистрированных антифашистских организаций: «сеть против расизма и нетерпимости», «Мемориал», «Молодёжное правозащитное движение».

Внешняя атрибутика антифа разнообразна, здесь нет чётких критериев. Поскольку многие антифашисты являются панками и анархистами, то здесь уже они диктуют моду. Из символики антифа наиболее часто можно встретить перечёркнутую свастику. Музыкальные предпочтения также разнообразны. Антифа-скинхеды отдают предпочтение ска, хардкору и Oi! – разновидности панка. В почёте у антифа вообще все проявления панк-рока. Однако, стилевая направленность не принципиальна. Слушают всё – от того же ска и регги до блэкметалла и грайндкора . Единственное, что помогает определить, что это антифа-музыка – смысловая нагрузка текстов, в которых раскрываются основные принципы и идеи антифа-движения. Одной из форм проявления антифа-движения как раз является проведение тематических концертов популярных в антифа среде групп. Такие концерты устраиваются, как правило, «для своих» и особо не афишируются, дабы избежать погрома со стороны правых. Кстати, погромы на правых концертах – излюбленное занятие антифа. Печальным моментом остаётся то, что от таких погромов, как со стороны «правых», так и со стороны антифа, страдают в первую очередь сами музыканты, часто не имеющие никакого отношения ни к тем, ни к другим, но почему-то уважаемые в той или иной среде. Часто антифашистов обвинят в пропаганде любви ко всем и вся, в том числе, к бомжам, гомосексуалистам и т.д. В ответ на это антифа объясняют, что своей деятельностью призывают людей к терпимости к тем или иным социальным группам и разного рода меньшинствам и никого не заставляют их любить. Модное нынче слово «толерантность» прочно вошло в лексикон современных антифа. По их мнению, именно толерантности не хватает нашему обществу, и за её распространение нужно бороться.

По сути, любой, протестующий против проявлений жестокости, расизма и радикального национализма, может назвать себя антифа. Следующий вопрос состоит в том, как этот протест проявляется. Кто-то протестует, сидя дома, а кто-то выходит на митинг под черно-красными флагами с лозунгами «Фашизм не пройдёт!». Более решительно настроенные антифа коллективно посещают места, где собираются ультраправые, и устраивают драки. Впрочем, такими же методами не брезгуют и те же правые, затевая драки в местах массового скопления представителей антифа-движения. Такая междоусобная война и дальнейшая радикализация общества не прекратится до тех пор, пока не будут устранены причины появления всех этих протестных движений, то есть, по-видимому, ещё очень и очень не скоро.

В понедельник президент Трамп подчинился всеобщему требованию и отказался от своего комментария о том, что вина за случившееся в Шарлоттсвиле лежит на «многих сторонах», в явной форме осудив белый национализм. «Расизм - это зло, - признал он с большой неохотой, - включая ККК, неонацистов и белых расистов».

Через день Трамп пошел на попятную, пояснив, что на слете белых националистов были и «очень хорошие люди», и одновременно с этим «обвинил обе стороны», в том числе вроде бы и «ультралевых» антифашистов.

Впервые попав в заголовки новостей в феврале, когда они добились отмены выступления ультраправого провокатора Мило Яньнопулоса в Калифорнийском университете Беркли, антифашисты вновь приковали к себе внимание общественности, выступив против участников слета белых националистов Unite the Right в Шарлоттсвилле.

Но кто такие антифашисты? И откуда они взялись? Воинствующий антифашизм, или «антифа» - это политика социальной революции, проводимая крайне левыми радикалами и нацеленная на борьбу с крайне правыми. Его приверженцы - преимущественно коммунисты , социалисты и анархисты, которые предпочитают в одиночку, без помощи полиции или государства, сдерживать наступление белых националистов. Они пропагандируют народную оппозицию фашизму, подобную тому, что мы видели в Шарлоттсвилле.

Антифашистские группы существуют по всему миру, но сама по себе антифа не является взаимосвязанной организацией, ее также нельзя назвать идеологией, подобной социализму, или тактикой, как заслон пикета - это особая группа. Антифа - это автономные антирасистские группы, которые контролируют и отслеживают деятельность местных неонацистов. Они разоблачают их деятельность перед соседями и работодателями, проводят просветительские кампании, поддерживают мигрантов и беженцев, а также оказывают давление на органы, в ведении которых находятся места проведения мероприятий, запланированных белыми националистами, добиваясь их отмены.

По большей части антифашистская деятельность носит ненасильственный характер. Но их готовность физически защищать себя и других от насилия белых националистов и заранее пресекать организуемые фашистами инициативы, прежде чем те повлекут за собой человеческие жертвы, отличает их от либеральных антирасистов.

Антифашисты утверждают, что после ужасов рабства и Холокоста физическое насилие над белыми расистами и этически оправдано, и стратегически эффективно. По их мнению, мы не должны отвлеченно оценивать этический статус насилия, когда за ним не стоят определенные ценности и контекст. Вместо этого они выдвигают этически последовательный, исторически обоснованный аргумент для борьбы с нацистами, пока не станет слишком поздно. Как объяснил Корнел Уэест, переживший неонацистские нападения в Шарлоттсвилле: «Если бы не антифашисты, защищавшие нас от неофашистов, нас бы раздавили, как тараканов».

Хотя с момента возвышения Трампа антифа часто рассматривается как новая сила в американской политике, антифашистская традиция насчитывает уже почти столетие. Первые антифашисты сражались с чернорубашечниками Бенито Муссолини в итальянской провинции, вели перестрелку с гитлеровцами в тавернах и переулках Мюнхена и защищали Мадрид от националистической армии повстанцев Франсиско Франко . За пределами Европы антифашизм стал образцом сопротивления китайцев против японского империализма во время Второй мировой войны, а также сопротивления латиноамериканским диктатурам.

Современная антифашистская политика ведет свое начало от противодействия волнам ксенофобии и зародившемуся движению скинхедов в Британии в 1970-е и 80-е годы. Она также имеет свои корни в группах самообороны, организованных революционерами и мигрантами в Германии после падения Берлинской стены, когда на волю вырвались жестокие неонацистские силы.

С конца 1980-х годов по 2000-х годы активисты Сети борьбы с расистскими действиями (ARA) в Соединенных Штатах и Канаде упорно преследовали членов клу-клукс-клана, неонацистов и других приверженцев превосходства белых. Их девиз был прост, но звучал дерзко: «Мы идем туда, куда идут они». Если нацистские скинхеды раздавали на панк-шоу в Индиане листовки о том, почему «Гитлер был прав», ARA уже были там, чтобы указать им на дверь. Если фашисты обвешивали центр Эдмонтона в Альберте расистскими плакатами, АРА срывали их и заменяли антирасистскими лозунгами.

Сама тактика реагирования на небольшие фашистские группы кому-то может показаться тривиальной, однако возвышение Гитлера и Муссолини показывает, что сопротивление не может быть переключателем, который можно просто-напросто включить, когда наступает кризис. Когда однажды нацистские и фашистские партии получили контроль над правительством, срывать стоп-кран было уже поздно.

Оглядываясь назад, антифашисты пришли к выводу, что остановить Муссолини было бы намного легче еще в 1919 году, когда его первое фашистское ядро насчитывало сотню человек. Или ликвидировать правую Немецкую рабочую партию, в которой состояло всего 54 члена в тот момент, когда Гитлер присутствовал на ее первом собрании - это уже потом он превратил ее в Национал-социалистскую немецкую рабочую партию (нацистскую партию). Хотя режимы, вдохновлявшие их первоначальные протесты, уже давно мертвы, антифашисты отдают все силы борьбе с небольшими фашистскими и нацистскими группами, как если бы те были ядром жестокого движения или будущего режима.

На протяжении многих лет антифашистов жестко критиковали за то, что они в высшей степени серьезно относились к группам из 40 или 60 человек, будь то куклусклановцы или фашисты. Членов старейшей из ныне существующих в стране антифашистских групп - организации Rose City Antifa из Портленда (штат Орегон), которой уже десять лет - раскритиковали даже левые за то, что они направляют свои силы на разоблачение деятельности небольших групп местных расистов, исламофобов и фашистов вместо того, чтобы сосредоточиться на более масштабных и системных проявлениях несправедливости.

Задолго до того, как у ультраправых появилось собственное название, антифашисты уже вовсю занимались неблагодарной работой: чистили убогие доски объявлений и разузнавали о подпольных неонацистских собраниях. Они отслеживали тех, кто сеял семена смерти, всходы которых мы наблюдали Шарлоттсвилле. Принимаете вы их методы или нет, но антифашистов, которые посвящают себя борьбе с расизмом, никоим образом нельзя ставить на одну доску с ультраправыми троллями, которые рассказывают анекдоты о газовых камерах. За масками антифа скрываются медсестры, учителя, соседи и родственники всех рас и полов, которые не колеблясь подвергают себя риску, чтобы остановить фашизм любой ценой.

Неужели требовалась смерть Хизер Хейер , чтобы столь многие из нас, особенно белые, начали всерьез относиться к угрозе, которую представляют собой белые националисты, на протяжении нескольких поколений подвергающие цветные сообщества преследованиям? История антифашистского движения требует, чтобы мы серьезно относились к насилию белых националистов. Прошло то время, когда их можно было «просто игнорировать».

2000-е годы в России отметились активизацией антифашистских группировок. Тогда многие воспринимали их как еще одних хулиганов с улицы, да и сейчас, возможно осадок остался. Но это всё страхи. Мы пообщались с одним из представителей современного левого движения, чтобы разобраться, какие есть антифашисты и чем они занимаются в рамках своей «левой» деятельности.

Среди современных «левых» движений, можно выделить два основных типа антифашистов: радикальные и умеренные. Первые – это, чаще всего, скинхеды, которые борются с нацистами, участвуя с ними в постоянных потасовках и драках. Себя они называют SHARP (аббревиатура, сокращение от англ. «Скинхеды Против Расовых Предрассудков»). Вторые – это политические молодежные организации с разными политическими взглядами, начиная от левых социал-демократов и заканчивая ультралевыми марксистами и анархистами («Левый фронт», «Авангард красной молодежи» и др.), для которых антифашизм — это скорее про политику, нежели про субкультуру. Они пытаются бороться с фашизмом пропагандой «левых» идей, постоянно выступая на митингах и пикетах.


Международный логотип движения.
Антифа (сокращение от антифашизм) – мировое движение, основной целью которого является борьба с фашизмом. Логично предположить, что движение появилось в 1920-х годах, когда зарождался фашизм в Германии. Но сам термин впервые упомянут в Италии, и обозначал противников Муссолини.

Антифа в мире

Особо развита тема антифашизма в Европе. Стоит отметить, что «левая» идеология там развита куда более, чем в России. Нередко можно увидеть антифашистов на футбольных матчах. Самыми крупными леворадикальными группировками стали «The Green Brigade» из г. Глазго (Шотландия), «Gate 9» г. Никосия (Кипр), и др.

Антифашистов в Европе можно встретить на различных уличных акциях, например, активисты антифа блокируют марш неонацистов в Дрездене, в рамках акции «Dresden - Nazifrei».


Автор: dielinke_sachsen — originally posted to Flickr as Dresden Nazifrei Blockade, CC BY 2.0,

Антифа в России

В российской футбольной среде представителей антифа практически невозможно встретить. Об одной группе из Петрозаводска я упоминал в , однако, это единичный случай. Всё русское движение антифашистов сосредоточено в рамках общественно-политических организаций. Основными центрами выступают Москва и Санкт-Петербург, на крупных мероприятиях которых обычно собирается от 500 до 1500 человек. В регионах также есть определенные движения, но они менее яркие, чем националистические, поскольку на последние мода среди российской молодежи появилась еще в 90-е годы.

Но время от времени антифа заявляет о себе. Любопытный факт произошел в Новосибирске в 2008 году, когда во время Русского марша колонне националистов перекрыла дорогу группа около 50 человек с горящими красными и зелёными факелами в руках и транспарантом «Нет фашистскому маршу!».

Борьба антифашистов с националистами разошлась не на шутку, вплоть до убийств. Так, в Москве 16 ноября 2009 году был убит антифашист Иван Хуторский, а 9 февраля 2012 году в Самаре убит анархист и антифашист, участник митингов «За честные выборы» 20-летний Никита Калин. Также покушения и убийства были совершены и со стороны антифашистов. 17 ноября 2012 года рязанскими антифашистами был убит житель Рязани Александр Дудин, а 16 января 2011 года в Казани активисты антифашистского движения спровоцировали массовую драку с болельщиками казанской футбольной команды «Рубин».

Задержание активистов во время стычки антифы и болельщиков ФК Рубин. (Источник – Комсомольская Правда)

Интервью с представителем антифашистского объединения в Краснодаре

Группировки антифашистов, представляющие собой некие политические объединения, имеются и в Краснодаре, но их численность невелика. Нам удалось пообщаться с лидером одной из таких группировок, представителем Революционной Рабочей Партии Антоном Капшуком и взять у него интервью:

Антон, считаешь ли ты себя в какой-то степени антифой?

Антон: Я считаю, что существуют антифашисты двух типов. Первые — это представители субкультурных антифашистов. Например, панки, R.A.S.H. и S.H.A.R.P., скинхэды и так далее. Второй тип — это политические антифашисты. Т.е. люди, которые из своих мировоззренческих, в основном политических взглядов, не допускают дискриминацию человека по национальному, этническому или расовому принципу. К этой группе относятся представители всех левых политических движений (в данном контексте я не отношу к левым всевозможных националистов, таких, как, например, «Другая Россия»). Я скорее, как коммунист, отношусь именно ко второй группе антифашистов.

Каков твой вклад в «левую» культуру?

Антон: Я занимаюсь пропагандой основ марксизма, участвую в марксистских кружках, поддерживаю протесты в защиту прав рабочих, помогаю им в организации их борьбы по возможности.

Что представляет собой твоя организация в Краснодаре?

Антон: Я состою в Революционной рабочей партии (РРП). Наша организация по всей стране сейчас очень активно действует. Помогает в организации рабочих, в борьбе за их права. Взаимодействует с профсоюзами. Например, руководитель Московского МПРА Григорий Сивачёв, является членом ЦК РРП. В Краснодаре наша организация возникла не так давно. Первоначально, весной 2015 г., мы создали Союз Коммунистической молодёжи в Краснодарском крае, а примерно через год, в июне 2016, наша организация вошла в РРП.


Среди проводимых нами мероприятий можно выделить активную помощь рабочим станкозавода «Седин». Мы с ними сотрудничаем ещё с августа 2015 г. Участвуем во всех их акциях. Удалось добиться значительных результатов: этой осенью окончательно была погашена вся задолженность по зарплате перед рабочими. Кроме того, мы поддерживали протесты пенсионеров за сохранение льготных проездных в начале 2016 г., сотрудничаем с обманутыми дольщиками. Сейчас, при активном участии РРП, в Краснодаре на постоянной основе проводятся марксистские дискуссионные клубы, в которых помимо нашей организации принимают участие представители РОТ-Фронта и Союза Трудящихся.


В целом, среди молодёжи, особенно рабочей, популярны левые идеи, такие как стремление к справедливости, равенству, но обычно они не переходят в политическую плоскость. В нашей организации на данный момент состоит немного людей: не более десятка человек, при этом у нас немало сторонников. Надеемся, что активная работа увеличит число членов РРП в нашем городе.

Есть ли определенная мода в одежде, музыке, книгах?

Антон: У представителей субкультурных «Антифа», несомненно, мода и предпочтения, связанные с их взглядами: панки, скинхэды, sXe и т.д. У всех своя мода, своя музыка.

Среди коммунистов, конечно, главным связующим звеном является литература классиков марксизма: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. Фашизм разбирает в своих работах генсек итальянской компартии П. Тольятти. Так у каждого свои предпочтения. Лично я предпочитаю рок-музыку, например, Lumen и Louna — в своём творчестве очень много внимания уделяют левым идеям

Что по-твоему «левая культура»?

Антон: Вопрос, конечно, дискуссионный. На мой взгляд, это мировоззрения, которые не допускают дискриминацию людей по какому-либо признаку, эксплуатации человека человеком, стремление к свободе, равенству. Проще говоря, если сегодня очень часто можно услышать поговорку «Человек человеку волк», то мы выступаем за общество, в котором будет «человек человеку друг, товарищ и брат».

Заключение

Современный мир содержит в себе множество различных идей и мнений, и на их фоне всегда особенно ярко выделяются представители радикальных взглядов. Антифа не борются за права одной отдельной нации, они борются за всех людей, не различая цвета кожи и социального статуса. На этом фоне происходят постоянные стычки с «правыми». Как отмечают представители левых движений — всемирная история однажды доказала, что националистическая идея губительна для общества и страны и ей нужно противопоставлять другие идеи, основанные на мире и дружбе между людьми.

Термин «антифашистское движение» впервые появился в Италии , где использовался для обозначения противников Муссолини .

Однако поддержка Советским Союзом антифашистских движений была во многом противоречива; так, следует указать на выдачу Советским Союзом сотен немецких коммунистов-политэмигрантов нацистской Германии, в которой их ожидали концлагеря, пытки и смерть; в этом же ряду отказ Сталина от предложения Гитлера освободить Эрнста Тельмана в качестве подарка к пакту Молотова-Риббентропа . Эти факты были умело использованы фашистской пропагандой и нанесли непоправимый урон как немецким антифашистам, так и антифашистскому сопротивлению в целом.

Движение в современном виде

Термин «антифа» является сокращением от «Антифашистское действие» (нем. Antifaschistische Aktion ), он был растиражирован журналистами c 1980-х годов и является своеобразным мемом , с помощью которого они обозначают современных антифашистов.

В настоящее время термин «антифа» описывает личности или группы, борющиеся против того, что они считают фашистскими тенденциями. Разные группы относят сюда национализм , расизм , неонацизм , антисемитизм , ксенофобию , гомофобию и всё что можно отнести к дискриминации .

Движение не однородно - конечные цели могут быть разные в зависимости от группы или личности. Некоторые группы или организации проводят уличные акции (митинги , шествия и пикеты ), конференции , форумы, кинопоказы , дискуссии и граффити-акции . Другие могут прибегать к незаконным методам борьбы, включающим в себя срыв и блокирование , в том числе и насильственными методами , мероприятий ультраправых организаций, уничтожение их символики, атрибутики, избиение активистов и др.

См. также

Напишите отзыв о статье "Антифа"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Антифа

– У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами.
Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться.
– Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
– Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
– Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
– Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.

В прошлый уик-энд в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, неонацистские группы, протестующие против сноса статуи генерала Конфедерации Роберта Ли, столкнулись с коалицией контрпротестующих, в которую входили либералы, активисты и группы «антифа». Последнее название, пожалуй, наименее понятное. Кто такие антифа и откуда они?

Слово «антифа» уходит корнями в европейское антифашистское движение 30-х годов. Эти организации, особенно в Германии, были неудачной попыткой левых объединиться против угроз фашизма и нацизма. Конец Второй мировой войны и хаос, воцарившийся в оккупированной Германии, ненадолго возродили их, на этот раз – в форме организованных союзов социалистов и коммунистов, которые охотились на влиятельных нацистов и занимались политическим актинизмом. Антифашистское движение воскресло в конце 80-х годов в Европе, особенно в Восточной Германии, когда радикальные активисты всех мастей стали объединяться против неонацистских и правых движений скинхедов. То десятилетие также ознаменовало выход антифа на американскую арену под названием Anti-Racist Action, сети, которая возникла в 1987 году благодаря Baldies, многонациональной команды из Миннеаполиса. Это привело к созданию других групп по всей стране, целью которых была борьба с неонацистами. Первая волна антифа занималась риторикой и политическим актинизмом, зато более поздние группы вышли на улицы.

Организация движения антифа (или ее отсутствие) напоминает Anonymous: нет ни иерархии, ни центральной платформы, и каждый может претендовать на главенствующую позицию и выделиться в локальную ветвь. Децентрализованный характер антифа и отсутствие теоретической основы приходятся по нраву всем «антифашистам», но из-за этого порой сложно сказать, за что именно они выступают. Они обычно осуждают расизм, сексизм, гомофобию и зачастую - капитализм. Некоторые относят себя к анархистам. Но определяющей характеристикой сторонников движения антифа является то, что они стремятся противостоять фашизму «любыми средствами», включая силу. Это приводит к насильственным протестам и стычкам с полицией или правыми экстремистами. (Надо отметить, что нет никаких доказательств того, что протестующие антифашисты развязали кровопролитие в Шарлотсвилле в минувшие выходные). Они также известны особой формой онлайн-активности, в особенности тем, что пускают в ход так называемый «доксинг» - то есть публикуют личные данные тех, кого считают фашистами. Эти методы напоминают тактику, принятую у альт-правых в Америке.

Антифашистские группы не так широко распространены, как может показаться. Отсутствие координации и снисходительное отношение к насилию мешает им завоевать симпатии у масс. В Америке их продолжающаяся партизанская война с альт-правыми помогла привлечь больше внимания к белым сторонникам экстремизма и националистам, хотя мало способствовала продвижению их (несколько неясной) повестки дня. Наибольшее влияние американских групп антифа заключалось в том, что им удалось возродить дискуссию о свободе слова посредством своего настойчивого противостояния самовыражению так называемых фашистов. Так, например, случилось в Беркли в феврале, где группы антифа организовали акции протеста против выступления консервативного провокатора Майло Яннопулоса. Воспрепятствование свободе слова совершенно точно нельзя отнести к подлинному антифашистскому движению. Тем не менее, без антифы и их либеральных союзников альт-правые и неонацистские группы могли бы беспрепятственно проходить маршем по улицам Европы и Америки.