Конная статуя александра 3. В этот день был открыт памятник Александру III

Конная статуя александра 3. В этот день был открыт памятник Александру III
Конная статуя александра 3. В этот день был открыт памятник Александру III

Паоло Трубецкой сын князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас, родился в Италии.

Активно заниматься лепкой П.Трубецкой начал в Милане и с 1886 года он экспонировал свои работы на выставках в Венеции, Милане, Риме. В 1897 году Трубецкой был приглашен преподавать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, к этому времени он уже был известным скульптором. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже П.Трубецкой наряду с Роденом был удостоен высшей награды Гран-При.

Приехав в Россию, он стал одним из членов–учредителей общества «Мир искусства». За годы работы в Москве и Петербурге скульптором были созданы многие образы Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.И.Шаляпина, но памятник Александру III стал самым известным из них.
25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника императору Александру III-основателю Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Окончание строительства дороги намечалось на 1902 год. К этому же году хотели приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (Московского) вокзала. В конкурсе приняли участие известные скульпторы и архитекторы той поры.

Паоло Трубецкой, живший в это время в Москве, предложил первоначально эскиз статуи сидящего Александра III (отлив в бронзе ГРМ), но во втором туре скульптором были предложены два варианта конных монументов, значительно отличались лишь пьедесталы.

Так на одном из эскизов пьедестал выглядел, как дикая скала, на которой возвышался конный памятник.

К большому огорчению Трубецкого, Император Николай II одобрил второй вариант, с пьедесталом работы Шехтеля, четырехугольный в плане, на двух сторонах которого помещались сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда (впоследствии скульптор отказался от них).

Н ебольшой эскиз конной статуи, исполненный Трубецким в 1905 году, отлитый в бронзе хранится в Павловском дворце-музее. Он и был переведен в масштаб памятника, лишь с небольшими изменениями.

Императрица Мария Федоровна нашла фигуру всадника похожею–Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П.Пустов. Тяжеловесный першерон, так подходящий для его могучей стати, по свидетельству современников, был любимой лошадью императора. Отливка памятника осуществлялась мастером–литейщиком Э.Сперати, которого специально пригласили из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора-в мастерской К.Робекки, конь-на Обуховском сталелитейном заводе. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Серьезные подготовительные работы были проведены на Знаменской площади, был создан сложный фундамент. Торжественное открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года.

Появление памятника в городе стало подлинным событием, современники давали ему противоречивые оценки. Помимо восторженных отзывов, были резко отрицательные.

Сам П.Трубецкой говорил:«Отрицательное отношение ко мне со стороны публики, я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизною... Оно тем более понятно, что Петербург вообще не привык к новому слову в этой области искусства…Ставят мне еще в упрек толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой Царя…».

П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем импрессионизма в скульптуре. Эти тенденции ярко проявились в его станковой скульптуре и в жанре портрета. Но здесь скульптор намеренно отказался от своего импрессионистического пластического языка. Монумент стал своеобразной антитезой «Медному всаднику ».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Вместе с тем, можно согласиться и с той точкой зрения, что талантливый скульптор обратился к национальной теме. Александр III представлен в образе богатыря-мощного и спокойного. Под стать седоку и конь.

Самой главной заслугой Александра III перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. Александра III доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За что и получил свое прозвание "Миротворец".

На рубеже веков скульптура искала иные пути развития-не классицистические. Результатом подобного поиска пластического языка и стал монумент, испытавший много критики в свой адрес.


В первые послереволюционные годы судьба памятника была печальной. В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Д.Бедного и над ним надпись:


ПУГАЛО

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В ночь на 15 октября 1937 года монумент был разобран и передан на склад. В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею, монумент был перемещен в Михайловский сад .

Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому–Корсакову. В 1953 года монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея.

В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В конце 1990-х конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца . Сегодня не исключена возможность возвращения памятника на историческое место, в связи с реконструкцией территории площади Восстания.

Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб., 2004 Памятник Александру III скульптор Паоло Трубецкой. PALACE EDITION. Государственный Русский музей., СПб., 1994 . © Е. А. Паршина, 2009

Подкинул такое народное творчество начала XX века:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте идиот.

Есть разные версии, например:
На площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка,
На шапке - крест,
Кто угадает - того под арест.

Догадались, о чём идёт речь? Конечно, о памятнике Александру III.

Памятник Александру III, Знаменская площадь, ? год

Санкт-Петербург готовился к торжественному открытию памятника несколько месяцев. Столица была роскошно убрана. Дома и балконы были украшены флагами национальных цветов, в окнах были выставлены бюсты императорских особ. Особенно величественно были украшены Невский проспект и Знаменская площадь. Еще до открытия памятника многие недоброжелательно отзывались о работе, называли её карикатурой на императора. Сам Николай II признавался в своем желании "сослать памятник в Сибирь". Но скульптура очень понравилась Государыне Императрице Марии Федоровне, жене императора Александра III, поэтому проект в итоге был принят. Открытие памятника состоялось в 1909 году.


Передвижная модель памятника Александра III, при помощи которой определили точное место для монумента на Знаменской площади, 1905-1909 гг


Забивка свай для памятника Александра III, 1909 год


Открытие памятника Александру III на Знаменской площади, 23 мая 1909 года

Такого радостного возбуждения петербургская общественность не испытывала давно. Жесточайшие уроки русско-японской войны. Поражение революции 1905 года. И вдруг в центре столицы - тяжелая фигура царя, пригвождённого к гробовидному пьедесталу и приговорённого ко всеобщему остракизму убийственным реализмом искусства.

Скандал разразился почти сразу. Общество раскололось. Негодовала реакция. Демократически настроенная часть населения приветствовала появление монументального произведения такой обличительной силы. Городской Думе пришлось решать вопрос о праве статуи на существование. И только автор памятника, Паоло Трубецкой, итальянский подданный, отшучивался: "Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом".


Памятник Александру III, ? год

В 1919 году с постамента была сбита оригинальная надпись, а вместо неё выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало", отражавшее советскую идеологию:
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".


Памятник Александру III, 1919 год

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись "СССР".


Памятник Александру III, 1927 год

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и, учитывая его высокую художественную ценность, передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время блокады едва не погиб. В начале войны сотрудники Русского музея вырыли глубокую яму для захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в неё тяжёлую бронзовую скульптуру. Тогда они стали вёдрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами.
Памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Но укрытие выдержало.



Памятник Александру III, между 2008 и 2011 гг

Так что, как ни странно, сносу памятника императору помешала революция.

Санкт-Петербург Знаменская площадь ,
с 1994 г. у входа в Мраморный дворец Строительство - годы Александру III на Викискладе

Координаты : 59°56′43.4″ с. ш. 30°19′38.8″ в. д.  /  59.945389° с. ш. 30.327444° в. д. (G) (O) (Я) 59.945389 , 30.327444

Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге , у входа в Мраморный дворец . Первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала . Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали , начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III .

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого , работавшего в России в 1897-1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе . Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля . На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».

Работа над памятником

В 1899-1909 годах П. Трубецкой работал над монументальным памятником Александру III (архитектор постамента - Ф. О. Шехтель). Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте , неподалёку от Александро-Невской лавры . В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Отзывы о памятнике

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нём, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или её густой, то влажный, то сухой и колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой - «царь-миротворец» Александр Третий.

Судьба памятника

После Октябрьской революции, в 1919 году с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку , а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».

В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).

Примечания

Литература

  • Витте С.Ю. 1849-1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава Приложение // Воспоминания . - М .: Соцэкгиз, 1960. - Т. 1. - С. 455-463. - 75 000 экз.
  • Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи: Каталог. М.: Вагриус Плюс, 2006.

Скульптор Паоло Трубецкой - создатель знаменитой конной статуи Императора Александра III . У этого памятника непростая судьба: его проекты неоднократно согласовывались и дорабатывались, курировал эту работу лично Николай II.

Торжественное открытие состоялось 5 июня 1909 года на Знаменской площади в Санкт-Петербурге в присутствии высочайших государевых особ - Николая II и членов императорской семьи.

Монумент был установлен у Николаевского (ныне Московского) вокзала, что несло особый смысл: Император Александр III был инициатором строительства важнейшей транспортной артерии нашей страны - Транссибирской магистрали. Впрочем, на своем исконном месте памятник простоял недолго. После революции на его постаменте выбили строки из стихотворения Демьяна Бедного «Пугало», к десятилетию Октября - заключили в металлическую клетку, а после и вовсе демонтировали, убрав в запасники Русского музея. В наши дни монумент стоит в парадном дворе Мраморного дворца .

В собрании Русского музея представлена не только практически спасенная в 1939 году конная статуя работы Трубецкого, но и целый комплекс материалов, связанных с историей создания и бытования этого во многих отношениях уникального монумента.

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III

Конкурс проектов был объявлен 25 ноября 1899 года , к участию в нем приглашались ведущие скульпторы-монументалисты — Александр Михайлович Опекушин, Матвей Афанасьевич Чижов, Владимир Александрович Беклемишев, Артемий Лаврентьевич Обер, Роберт Романович Бах, а также архитекторы Федор Осипович Шехтель, Антоний Осипович Томишко и другие. На первый тур Трубецкой подал эскиз сидящего на троне Александра III . Однако, тогда ни один из предложенных замыслов не был одобрен, а сроки конкурса продлены. Проект, получивший высочайшее одобрение, Трубецкой подготовил в сотрудничестве с Шехтелем. Это была уже конная статуя , стоящая на четырехугольном пьедестале, который предполагалось украсить двумя барельефами, изображающими покорение Ермаком Сибири и встречу сибиряками первого поезда.

История создания памятника Александру III более или менее подробно описывалась во многих публикациях, в частности, в 1996 году Русским музеем был выпущен буклет, включающий целый ряд исторических фотографий. Существенным дополнением к уже известным материалам стали исключительные по своей важности документы, сохранившиеся в архиве Экспедиции заготовления государственных бумаг, — протоколы заседаний специально образованной Комиссии по сооружению памятника на Знаменской площади. Её председателем Николай II назначил князя Бориса Борисовича Голицына. Членами Комиссии стали инспектор по художественной части Министерства финансов, академик архитектуры Альберт Николаевич Бенуа, вице-президент Императорской Академии художеств, гофмейстер высочайшего двора граф Иван Иванович Толстой, директор департамента железнодорожных дел Эмилий Карлович Циглер фон Шафгаузен, профессор архитектуры Антоний Осипович Томишко и создатели принятого к осуществлению проекта — скульптор Павел Петрович Трубецкой и архитектор Федор Осипович Шехтель.

К лету 1901 года были готовы сначала первая, а затем вторая (исправленная) модель конной статуи «в натуральную величину». Небольшую по сравнению с памятником скульптуру даже предполагалось перевести в бронзу способом «a cire perdue» (утраченного воска), на котором решительно настаивал Трубецкой, предлагая поручить это итальянскому литейщику Карло Робекки, который отливал для него многие станковые работы. В протоколах Комиссии также указывалось, что данный опыт позволил бы проверить, способен ли Робекки исполнить крупный монументальный заказ.

Паоло Трубецкой у памятника Александру III. Фото Карла Буллы, 1909 год

Между тем Николай II, который сначала дал согласие на дополнительные расходы в 20 тысяч рублей и даже указывал, что «если бы статуя вышла удачно, то могла быть помещена в одном из музеев», через некоторое время от прежнего намерения отказался. Об этой «промежуточной» модели мы упоминаем не случайно, дело в том, что именно она запечатлена на некоторых архивных и журнальных фотографиях мастерской Трубецкого.

Иными словами, конную статую Александра III, исполненную «в натуральную величину», иногда ошибочно принимают за окончательную большую модель, которая, как свидетельствуют документы, была завершена лишь в 1904 году.

Позднее скульптор рассказывал корреспонденту «Петербургской газеты»:

«После того, как мой первоначальный проект был одобрен, я вылепил из пластилина один за другим четыре проекта в натуральную величину, восемь маленьких моделей и две — в масштабе памятника. Сработав новую модель, я уничтожал старую. Таким образом, я работал до тех пор, пока модель меня не удовлетворила».

Эти слова помогают представить, с каким напряжением трудился скульптор, причем не столько под влиянием сыпавшихся на него критических замечаний, сколько побуждаемый собственным стремлением к достижению максимальной выразительности реализуемого замысла.

Не приходится удивляться тому, что между большинством импрессионистических работ Трубецкого и монументом Александру III огромная дистанция. Размышляя над формой, архитектоникой объемов, ритмами линий, скульптор отказывался от прежних приемов лепки и постепенно, шаг за шагом, обретал новый, подчеркнуто монументальный язык пластических обобщений.

В итоге почти сказочный в своей мощи конь и столь же могучий всадник слились в ясный и цельный художественный образ, рождая то ощущение невероятной, былинной силы, которое и сделало не только олицетворением одной конкретной личности, но и своего рода символом эпохи, огромной и суровой страны. Показательно, что сам Трубецкой, беседуя с Василием Розановым, говорил:

«Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».

Примечательны в этой связи воспоминания Мстислава Николаевича Потоцкого о встречах художников в парижской мастерской Ивана Яковлевича Билибина:

«Помню, однажды сцепились Бенуа с Трубецким из-за скульптурного портрета Александра III, Бенуа навалился на Трубецкого и, поругивая памятник, даже сравнил его с дымковской игрушкой. А Трубецкой легко согласился: «Да, я вдохновлялся вятскими игрушками, они у меня в мастерской стояли, я их очень люблю».

На рубеже XIX-XX веков многие художники черпали вдохновение в народном искусстве, создавая остросовременные и даже новаторские произведения. Этот глубинный творческий импульс, как выясняется, питал и Трубецкого.

Изучая историю памятника, нельзя не обратить внимания на то, что уже в 1900 году, в самом начале работы, на заседаниях Комиссии постоянно обсуждались вопросы, связанные с будущим пьедесталом, его формой, уточнявшимися размерами, сортом и цветом гранита. Для Трубецкого это тоже был творческий процесс, в ходе которого он не раз вносил коррективы. Неожиданностью для всех стало абсолютно новое решение постамента, предложенное скульптором на 37-м заседании Комиссии 20 октября 1903 года.

Согласно этому проекту, пьедестал должен был представлять «натурального вида невысокую, спереди крутую, а позади постепенно спускающуюся к земле гранитную скалу, местами покрытую землей, частями поросшую мхом и проч. Статуя будет изображать Государя, как бы случайно остановившегося на горе» .

Именно таким предстает памятник на подписном рисунке Трубецкого из собрания Русского музея. Долгое время его ошибочно считали первоначальным проектом 1900 года. На самом деле этот набросок был сделан уже после открытия монумента 27 мая 1909 года в ответ на просьбу сотрудников газеты «Новое время» рассказать о замысле, который остался не осуществленным.

Исправляя ставшую традиционной неверную датировку рисунка, следует подчеркнуть тот факт, что и сама бронзовая конная статуя Александра III, не должна датироваться годом открытия памятника, как это было принято до сих пор. Согласно архивным документам, большая модель в глине была завершена Трубецким в июне 1904 года, специально приглашенный из Турина литейщик Эмилио Сперати получил в работу гипсового всадника 31 июня 1905 года. Наконец, отлитую в бронзе и покрытую патиной монументальную скульптуру приняли от Сперати на 47-м заседании Комиссии, состоявшемся 6 марта 1907 года. Еще раньше было решено сразу по завершении перевезти ее на Знаменскую площадь и покрыть «дощатым чехлом» вплоть до постановки на пьедестал. Последний еще долго не был готов, ибо гранитные блоки для него продолжали поставлять и укладывать до середины 1908 года. Одновременно обсуждалась надпись, которая в утвержденном Николаем II варианте звучала так: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ». 16 октября 1908 года Комиссия осматривала «как пьедестал, уже вполне законченный, так и поставленную на нем статую. Все эти работы признаны исполненными удовлетворительно». Присутствующие сочли «полезным для охраны как самого памятника, так и окружающего его места установить особый полицейский пост внутри деревянного забора».

Что касается Трубецкого, то он последний раз присутствовал на заседании Комиссии 15 апреля 1906 года. Тогда ее члены единогласно (разумеется, за исключением скульптора) одобрили составленное на высочайшее имя ходатайство, в котором предлагалось работы по сооружению пьедестала памятника предоставить «или единолично князю Трубецкому, с возложением на него и всей по этому предмету денежной отчетности и технической ответственности», или же «исключительно Комиссии, с устранением князя Трубецкого от всякого участия в этом деле. При этом Комиссия сама выработает проекты пьедестала и представит таковые на Высочайшее одобрение». На это ходатайство Сергей Юльевич Витте ответил письменным согласием: «…в виду того, что ретушь восковых частей статуи князем Трубецким исполнена, роль его в деле постройки памятника должна считаться совершенно законченной и заботы по сооружению постамента возведены на Комиссию». Окончательный вариант пьедестала был разработан архитекторами Ф.О. Шехтелем и А.А. Полищуком лишь с «небольшим уклонением от высочайше одобренной 3 июля 1901 года модели».

В памятнике Александру III, установленному у Мраморного дворца, не сразу можно распознать памятник предпоследнему российскому государю. В нем ничего героического, великодержавного и помпезного. Скорее он напоминает фольклорное изображение какого-нибудь былинного богатыря, сидящего на исполинской лошади. Неслучайно этот памятник называют самой яркой антитезой Медному всаднику. Стремительный порыв и горделивое воплощение самодержавия в работе Фальконе контрастирует с приземленностью, подчеркнутой массивностью и основательностью в работе итальянского скульптора Паоло Трубецкого.

Сначала памятник был установлен на Знаменской площади Петербурга перед зданием Николаевского вокзала (нынешняя площадь Восстания) 28 января 1909 года. Скульптор трудился восемь лет, прежде чем был достигнут окончательный вариант статуи. Трубецкой создал 14 моделей, при этом две в натуральную величину, но только третья большая модель получила одобрение специальной комиссии и царской семьи.

Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Первоначально скульптор предполагал изваять монарха сидящим, но во втором туре предложил два варианта конной статуи императора. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон - тяжеловесный и массивный, как раз под стать фигуре императора. Отливка памятника осуществлялась мастером-литейщиком Э. Сперати, которого специально пригласили из Турина. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Сразу после открытия памятник вызвал самые противоречивые отзывы, от восторженных до резко критических. Говорили, что это насмешка над самодержавием, что изваять царя в виде толстого болвана с тупым взглядом из-под насупленных бровей, сидящим на такой же толстой упирающейся лошади, недопустимо. По городу немедленно пошли гулять стихи, которые живы и сегодня:

Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Надо отметить, что при жизни Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался тучным и громоздким. С. Ю. Витте писал о нём: «По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти».

После революции 1917 года памятник подвергся массовой критике. Как его только не ругали: и пугало, и скотина, и обормот… В 1927 году на гранитном пьедестале было высечено четверостишие Демьяна Бедного:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники. В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад. Как тогда говорилось, он стал «узником Русского музея». Во время блокады памятнику пришлось пережить прямое попадание артиллерийского снаряда, но, к счастью, это прошло для него бесследно, так как сотрудники музея, как могли, засыпали памятник песком, обшили досками и сверху укрыли бревнами.

После Великой Отечественной войны несколько камней из постамента памятника были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея. В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца. И, как оказалось, загадку про комод и бегемота в городе по-прежнему помнят.

Как добраться

Памятник Александру III находится перед восточным фасадом Мраморного дворца. Добраться до Мраморного дворца можно следующим образом. От станции «Невский проспект»/»Канал Грибоедова» или «Гостиный двор» пройти по Невскому до канала Грибоедова, повернуть направо и пройти по набережной канала Грибоедова мимо собора Спаса на Крови до моста через реку Мойку. Повернуть налево, пройти минуту по набережной Мойки и свернуть направо в Аптекарский переулок, который приведет вас на Миллионную улицу. Мраморный дворец будет располагаться справа.