Пещерный город каламита. Средневековая крепость Каламита (Инкерман,Севастополь) Руины крепости каламита

Пещерный город каламита. Средневековая крепость Каламита (Инкерман,Севастополь) Руины крепости каламита
Пещерный город каламита. Средневековая крепость Каламита (Инкерман,Севастополь) Руины крепости каламита

Вот уж воистину, нельзя утверждать, что хорошо знаком с Крымом и историей полуострова, если не побывал в крепости Каламита в . Не так уж и много сохранилось в нашей стране памятников истории и архитектуры VI века, чтобы равнодушно пройти мимо руин этого впечатляющего сооружения.

Сейчас уже никто не сможет достоверно сказать, что означает название этого форпоста. По одной версии – что-то имеющее отношение к камышам, по другой – хороший (красивый) мыс… Да и то со многими оговорками. Однозначного варианта нет. Его следы затеряны в трясине минувших столетий. История всегда неохотно расстается со своими тайнами.

Средневековая крепость Каламита под Севастополем

Она была воздвигнута в VI в.н.э. неизвестными византийскими зодчими и, наряду с и ей подобными укрепленными крепостями, служила для защиты рубежей княжества . Для того времени Каламита была достаточно внушительным фортификационным сооружением и вплоть до XVIII в. надежно защищала окрестности от проникновение чужеземцев. Конечно, глядя на сохранившиеся руины, в это нелегко поверить. Из 6-ти башен частично сохранились четыре.

Жалкие остатки крепостных стен, крест на том месте, где когда-то находилась церковь, старое кладбище да несколько свидетельств того, что даже в таком состоянии Каламита и во время Второй мировой войны пыталась достойно выполнять свое предназначение, вот и все, что осталось нам, потомкам, от былого величия города-крепости. Да еще располагающийся ниже пещерный монастырь Святого Климентия, известный еще в VII-IX вв. Хотя и этого немало, учитывая, что от многих памятников истории и культуры до нас и вообще дошли лишь названия.

Пик расцвета Каламиты приходился на XVII век. Тогда она слыла неприступным форпостом и важной вехой морских торговых путей. Генуэзские порты в Крыму ( , и др.) считали ее главным своим конкурентом и противником. И ей не раз приходилось отражать атаки завоевателей. Не всегда удачно. Крепость все-таки захватывали. Разрушали и перестраивали. Переименовывали. Чаще всего турки. Но и на них находилась сила противодействия.

В XVIII веке ее захватили войска под командованием тогда еще генерала Суворова. А вскоре, после завоевания Крыма российскими императорскими войсками, крепость потеряла свое значение как форпоста и была разрушена, чтобы не вводить в искус вероятных на нее претендентов.

Но даже почти стертая с лица земли, она еще не раз служила защитникам этого края – и во времена , и намного позже – Второй мировой…

Сейчас эти руины являются памятником археологии и частью национального заповедника « ».

Как добраться до Каламиты?

Конечно, самый популярный метод – автомобилем. Карты подскажут дорогу. Ну, а если его нет, то остаются еще два пути: водный – катером от

Подъезжая к Севастополю с севера, вы непременно обратите внимание на крепость, что стоит на вершине Монастырской скалы на окраине Белокаменска (бывший Инкерман), административно входящего в Балаклавский район Севастополя. Древнейшие следы оборонительных сооружений (специалисты называют их "первым строительным периодом") относятся к VI в. н. э. Однако те стены и башни, что сохранились, возведены в начале XV в. владетелями княжества Феодоро и впоследствии перестроены турками.

Крепость феодоритов называлась Каламитой. Топоним этот истолковывают по-разному: то как новогреческое "хороший мыс" (А. Л. Бертье-Делагард), то как древнегреческое "камышовая". Есть и другие версии.

B XV столетии крепость дважды пострадала от вражеского вторжения. Первым было генуэзское (1433 г.), однако феодориты вскоре восстановили Каламиту. В 1475 г. ее взяли турки.

Попасть в крепость несложно: рейсовый катер, курсирующий по маршруту Центр - Белокаменск, доставит вас до остановочного пункта Инкерман-1. От пристани уже видны стены и башни Каламиты. Пешеходная часть пути, правда, несколько утомительна: приходится идти вдоль шоссе Севастополь - Симферополь с очень напряженным движением. По дороге пересекаем Черную речку в месте ее впадения в Севастопольскую бухту, вокруг - индустриальный пейзаж. Слева - площадка, где разрезают для переплавки отслужившие свой срок корабли, справа - завод железобетонных изделий.

От шоссе в сторону крепости ответвляется проселочная дорога. Она ныряет в тоннель под железнодорожным полотном и подводит к старому, полуразрушенному и давно пересохшему фонтану. Это место называют источником св. Климента. Согласно преданию, первый римский папа Климент был сослан в местные каменоломни. Здесь он все же продолжал энергичную проповедь христианства, являя различные чудеса. Одним из них и было будто бы появление источника, оформленного потом в виде фонтана.

Сомнительны и легенда об источнике, и само реальное существование св. Климента. Скорее всего, это позднейший домысел. Такого мнения придерживались А. Л. Бертье-Делагард и Иван Франко, посвятивший данной теме специальное исследование.

Фонтан оформлен невысокой, увенчанной треугольным фронтоном стеной с нишей. Рядом - кладбище, которое заросло большими тенистыми деревьями.

Мощенная крупным булыжником дорога поворачивает вправо, к монастырю, но о нем - позже. Перед монастырскими постройками влево отходит древний путь, ведущий наверх, в крепость. Он крут, извилист, местами сужается в тропу. Поднимаемся вдоль старого, заброшенного виноградника, иногда дорога превращается в неширокую полку, вырубленную в скале. По ней направляемся к массивной трехъярусной, полукруглой башне, перерезанной глубоким въездным тоннелем (здесь были ворота) с арочным сводом. На замковом камне свода виден крест и следы надписи.

Башня стоит на самом краю отвесного обрыва. Внизу - Инкерманская долина, по которой протекает река Черная (ее путь отмечен купами деревьев), а по ту сторону долины - каменный хаос огромных глыб. Этот навал - следы мощного взрыва, происшедшего в последние дни обороны 1941-1942 гг., когда взлетели на воздух склады боеприпасов.

Порох, снаряды и авиабомбы хранились в двенадцати штольнях. Они были взорваны на рассвете 30 июня 1942 г., чтобы преградить дорогу наступающим фашистским танкам. Взрыв произвел начальник размещавшегося здесь филиала артиллерийского арсенала техник лейтенант П. П. Саенко. В память об этом событии на одной из скал в устье Каменоломенного оврага установлена мемориальная доска.

Следующая башня (вернее, полубашня) стоит очень близко к надвратной, длина куртины - всего 12 м. Эта трехстенная постройка, полукруглая снаружи и квадратная изнутри, сохранилась до высоты более 12 м. От нее начинается высеченный в скале глубокий ров, а с внешней его стороны - искусственные пещеры. Назначение их не совсем ясно. Не исключено, что они служили казематами, откуда защитники крепости могли атаковать врага, просочившегося в ров.

Третья по счету башня - угловая, она была особенно укреплена; ее размеры примерно 12 на 13 м. Но башня так сильно разрушена, что невозможно судить о деталях конструкции.

Лучше других сохранилась башня-барбакан, вынесенная вперед за ров, т. е. игравшая роль почти самостоятельного крепостного сооружения. С основным оборонительным комплексом она соединялась проложенной поперек рва стеной, по которой, под прикрытием зубцов, воины могли переходить из барбакана в крепость и обратно. Эта башня имеет форму неправильного овала (наибольшие размеры-11 на 13 м), та ее сторона, что обращена к крепости, плоская. Внутри древние камни барбакана увиты плющом.

Дальше к обрыву располагались еще две куртины с двумя башнями (последняя, шестая, стояла почти на краю обрыва), но от них осталось немного. У башни № 5 в стене - боевая калитка. Первоначально именно здесь были ворота, перенесенные на нынешнее место после устройства рва.

От ворот через крепость проходила улица, по сторонам которой угадываются следы построек. Каламита была достаточно известна и до турецкого завоевания, и после него, она отмечена на картах начиная с XV в. Самое раннее описание крепости оставил Мартин Броневский, посланник польского короля Стефана Батория к крымскому хану. К тому времени (вторая половина XVI в.) Каламита носила уже новое имя - Инкерман ("пещерная крепость") и некогда процветавшее поселение находилось в упадке. Броневский упоминает в своем "Описании Крыма" большую каменную крепость, мечеть и три значительные пристани.

Э. Д. д"Асколи, побывавший в Крыму в XVII в., пишет, что Инкерман - довольно большой город и торговля с южным берегом Черного моря проходит через него. Но в первой половине XVII в. город разрушили казаки (автор не говорит, кто именно - запорожцы или донцы), из чего можно заключить, что эти отважные люди нападали не только на Евпаторию и Феодосию, но и проникали к крепости, лежащей в самом конце нынешней Севастопольской бухты.

Чрезвычайно любопытные сведения об Инкермане содержит русская "Повесть известна и удивлению достойна...", автор которой ("многогрешный поп Иаков", как он сам себя называет) посетил Крым в составе посольства Б. Дворянинова в 1633-1634 гг. Привлеченный сюда пещерами, отец Иаков основательно обследовал Инкерман, где сохранились следы христианских церквей. Он пишет: "...верхоруж той горы городок каменный не велик и не многолюден... и живут в нем татарове и греки и армяни, к тому же городку из моря пролива, и тою проливою с моря приходят корабли от многих стран". Далее автор подробно описывает христианские святыни (мы еще вернемся к ним, когда будем говорить о монастыре) и высказывает прозорливую мысль о грядущем присоединении Крыма к России.

В 1773 г. посланная с зимовавших в Балаклавской бухте русских кораблей съемочная партия под руководством штурмана И. Батурина составила первый подробный план Ахтиарской бухты и "города Инкермана" . На плане внутри крепостных стен показано семь зданий, а в слободе перед крепостью - около 50. Перед воротами, метрах в 140 от них, значится еще одна башня, не связанная с крепостью.

Дорога проходила сквозь нее. Дома слободы объединялись в восемь небольших кварталов. Судя по плану, деревня Инкерман помещалась под крепостью, в ней было тогда 30 домов.

На плане И. Батурина нанесена дорога из Килен-бухты в Инкерман. И еще одна существенная деталь: отмечено место, где находилась Авлита - порт Каламиты.

Весной 1777 г. в Инкермане впервые появились русские войска. В крепости учредили конный пикет, в задачу которого входило предупреждать командование о появлении в бухте турецкого флота.

Когда флот вошел в гавань, А. В. Суворов, командовавший русскими войсками в Крыму, принял срочные контрмеры - к побережью были подтянуты пехота, артиллерия, резервы, началось строительство батарей. Опасаясь оказаться запертыми в бухте, турецкие корабли ушли в море.

Рижский пехотный полк провел во вновь созданных укреплениях и в деревне Инкерман зиму 1778/79 г. В мае 1779 г. русские войска были выведены из Крыма, а укрепления уничтожены, чтобы ими не смогли воспользоваться турки.

После присоединения Крыма к России в Инкермане побывали многие путешественники, как русские, так и иностранные. Описания этого экзотического уголка полуострова оставили П. С. Паллас, П. И. Сумароков, Ф. Дюбуа де Монпере, Э. Д. Кларк.

Первое подробное обследование крепости выполнил в 1845 г. морской офицер 3. Аркас. При нем стены от надвратной башни до барбакана имели совсем иной вид - они стояли почти на всю высоту (около 6 м) и были снабжены девятью амбразурами. На территории городища, кроме главной улицы, прослеживались еще два поперечных переулка, полуподземная церковь, фундаменты домов, бассейн, цистерна для сбора дождевой воды и засыпанный колодец.

Во время Крымской войны древней Каламите снова пришлось вспомнить свое боевое назначение. Вплоть до заключения перемирия она служила опорным пунктом Инкерманской позиции русских войск. Крепость постоянно подвергалась вражескому обстрелу. Даже в день заключения перемирия в феврале 1856 г. французские стрелки, скрывавшиеся на левом берегу реки Черной, открыли огонь по находившемуся в крепости известному герою обороны генералу А. П. Хрущеву и его свите. К счастью, никто не пострадал.

Во второй половине XIX в. крепость обследовал известный ученый, археолог и инженер А. Л. Бертье-Делагард. Результаты, опубликованные им в 1886 г., проливают свет на конструктивные особенности и время сооружения памятника. Прежде всего он выявил два важнейших строительных периода - Каламиту времен княжества Феодоро и турецкий Инкерман. Первоначально стены укрепления, увенчанные зубчатым парапетом, выглядели весьма скромно: толщина их не превышала одного метра. Воины ходили вдоль стен по специальным деревянным помостам. Крепость защищали всего пять прямоугольных полубашен, ров отсутствовал, да и кладка не отличалась прочностью - она была бутовая на известковом растворе.

Турки значительно перестроили укрепление. Стены его стали вдвое толще, были закрыты с тыла полубашни, пробит в скальной породе ров и сооружено предмостное укрепление - барбакан. Более грозный вид приняла и надвратная башня, усиленная в сторону поля. Кроме того, в ней был устроен каземат для орудия, калибр которого, судя по найденным ядрам, составлял 4-5 дюймов. Подверглись переделке и остальные башни, кроме последней - над обрывом.

А. Л. Бертье-Делагард пришел к выводу, что реконструирована крепость далеко не сразу. Поначалу турки довольствовались, очевидно, старым укреплением, возведенным феодоритами. Так продолжалось по меньшей мере столетие, поскольку самая ранняя дата перестройки- "после конца XVI века".

Между барбаканом и следующей за ним башней, перед рвом, вы увидите небольшое кладбище XIX-XX вв. Два памятника обращают особое внимание. Один из них - гранитный обелиск, иссеченный пулями. На нем надпись: "Медведев М. Т., борт-механик, погиб на славном посту 14-го июля 1938 года" и изображение пропеллера. Очевидно, смерть настигла авиатора во время воздушной катастрофы... Рядом бетонное надгробие, на котором всегда свежие цветы. Здесь погребен человек, совершивший подвиг самопожертвования. Об этом рассказывает простая и трогательная эпитафия: "Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей".

В 1942 г. здесь держали оборону бойцы 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Приморской армии. В ночь на 28 июня они закрепились на рубеже между крепостью и горой Сахарная головка. Бывший командир дивизии Т. К. Коломиец рассказывает в своих мемуарах, что неподалеку от крепости успешно действовала сводная батарея первого дивизиона из трех орудий под командованием лейтенанта Перепелицы: "...Как только немцы поднимались в атаку, расчеты... открывали по ним огонь прямой наводкой, и атака тут же захлебывалась. Когда же гитлеровцы начинали вести огонь по нашим артиллеристам, они укрывали орудия в пещере и оставались невредимыми..." .

Братская могила воинов 25-й стрелковой дивизии находится у подножия Монастырской скалы. При входе в монастырь установлена мемориальная доска - здесь помещался командный пункт дивизии.

Инкерманский монастырь (он внизу, в пещерах, высеченных под крепостью) возник в VII-IX вв. и существовал примерно до 1485 г. Около десяти лет после турецкого завоевания монахи еще держались, но из-за соседства турецкого гарнизона вынуждены были покинуть обитель. Можно понять их отчаянное положение: высеченная в скале лестница из крепости к подножию скалы проходит прямо через монастырь.

Первое описание монастыря оставил уже упоминавшийся отец Иаков. Он подробно рассказывает обо всем увиденном, в том числе и о живописи в пещерной церкви, ныне совершенно утраченной. От него мы узнаем, что пещеры были обитаемы, "в них живут гречане", а среди них уже 32 года томится русский пленный "Максимка Иванов Новосилец".

П. И. Сумароков, посетивший Инкерман на рубеже XVIII и XIX столетий, сообщает, что пещер было более трехсот, а полвека спустя 3. Аркас насчитал их всего 150. В 1852 г. по инициативе архиепископа Иннокентия в пещерах был снова открыт небольшой монастырь, именовавшийся Инкерманской киновией во имя св. Климента. В Крымскую войну киновия прекратила свое существование, но была возобновлена в 1867 г.

Детальной оценкой исторических и архитектурных особенностей монастыря мы также обязаны А. Л. Бертье-Делагарду. Он тщательно пересчитал пещеры (их оказалось 210), он же аргументированно предположил, что в монастырь вели три лестницы (в его время, как и сейчас, оставалась только одна).

По сохранившейся лестнице (она начинается у подножия склона и выводит к основанию надвратной башни) попадаем в первую пещерную церковь - св. Мартина. Храм имеет форму прямоугольника, перекрытого полукруглым сводом, далее следует небольшая часовня и, наконец, еще одна церковь - св. Климент а. Эту трёхнефную базилику со сводчатым перекрытием А. Л. Бертье-Делагард считал довольно поздней, XIV в. В 1867 г. инкерманские церкви реставрировал художник Д. М. Струков, но о результатах его деятельности исследователь отзывается крайне неодобрительно. В том же году у подножия скалы построен дом настоятеля, совмещенный с церковью св. Троицы, сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны.

Если смотреть на обрыв, в котором находится монастырь, с полотна железной дороги, то на уровне земли видна высеченная в скале абсида. Судя по старым фотографиям, здесь была еще одна небольшая наземная церковь. Перед сохранившейся абсидой, несколько правее, видна каменная кладка, а в ней - три узких оконных проема, перекрытых арками под общим треугольным фронтоном. Центральный обрамлен двумя колоннами с капителями в виде листьев лотоса. Эти окна освещают храм св. Климента. Рядом - квадратное низкое помещение с высеченными по трем его сторонам каменными скамьями. Именно сюда и приводила главная лестница, по которой поднимались в монастырь П. С. Паллас и П. И. Сумароков. В 1845 г. 3. Аркас видел ее уже разрушенной, сейчас от нее не осталось и следа.

В скалах противоположного борта Инкерманской долины, на левом берегу реки Черной, у самого ее устья, существовал еще один пещерный монастырь, сохранившийся значительно хуже Инкерманского.

На обратном пути к катеру вы увидите его в скалах по ту сторону железной дороги. Главный вход в монастырь, как пишет 3. Аркас, вел от реки "широким, высоким и на верху дугообразным коридором о 37 ступенях...". А. Л. Бертье-Делагард через сорок лет нашел его уже полуразрушенным, в настоящее время он совершенно уничтожен. Второй вход - со стороны Каменоломенного оврага. Он сохранился. В этом монастыре, как и в Инкерманском, лестница от входа продолжалась до самого верха скалы. Но мнению А. Л. Бертье-Делагарда, большая церковь монастыря - крупнейший из пещерных храмов Крыма. Он крестовокупольный, алтарная часть разрушена. Есть еще одна церковь, меньшого размера, с могилами в полу.

Современные авторы относят сооружение монастыря к VIII- IX вв., времени иконоборчества в Византии, когда монахи-икононопочитатели массами выселялись в отдаленные районы империи. Но А. Л. Бертье-Делагард датирует главную церковь XIV-XV вв. и, надо думать, не без оснований: крестовокупольный тип храма (а подземные церкви повторяли наземные сооружения) характерен именно для этого времени.

Монастырь находится как раз в том месте, где 24 октября 1854 г. разыгралось кровопролитное сражение. Неподалеку, в устье Каменоломенного оврага, в братских могилах похоронены русские солдаты, павшие в бою. Кладбище исчезло в годы Великой Отечественной войны.

Желающие осмотреть монастырь (вернее то, что от него осталось) должны идти по дороге, идущей по дну Каменоломенного оврага - он сразу же за переездом через железную дорогу. Когда справа покажутся несколько одноэтажных домиков, надо свернуть в узкий проход между первым и вторым домами, который и приведет к входу в монастырь.

Отсюда начинается лестница, поднимающаяся по коридору, высеченному в толще скалы. В нем довольно темно, но даже наиболее неосвещенный участок можно пройти без фонаря. До половины пуп: помогает свет сзади, а отсюда вы уже видите выходное отверстие. Колодцев и других ловушек в полу коридора нет. Жаль только, что

местные жители стаскивают в Монастырь всякий мусор, практически превратив древний памятник в свалку.

По стенам коридора вырублены ниши неизвестного назначения (возможно, для икон или светильников) и монашеские кельи. Коридор приводит к обрушению. С этого места хорошо видны две сохранившиеся пещерные церкви и часть третьей, разрушенной.

Можно подняться на вершину скалы, в которой высечен монастырь. Для этого надо пройти вдоль железнодорожных путей в сторону Севастополя, найти тропинку, подняться по ней на обрыв и вернуться вдоль него к месту, где он поворачивает под прямым углом, образуя скалистый мыс. Здесь видны каменные ступени - остатки лестницы, которая вела некогда из монастыря наверх. Но не пытайтесь спуститься по ней - большая часть лестницы совершенно разрушена.

С вершины обрыва открывается широкий вид на Инкерманскую долину, окруженную скалами. Главная черта этого пейзажа - камень во всех его видах и проявлениях. Недаром Г. Поженян, выражая свою любовь к этим суровым, опаленным войной местам, сказал:

Ужели нет для нас других земель

И камня нет без камня Инкермана...

Привет всем. Продолжаю разбирать свои фото с Крыма. Перед нами Инкерман. Несмотря на вроде бы и хорошую погоду дул просто немыслимый холодный ветер и в море было находиться попросту нельзя, оно было грязным и неприветливым.
Кстати, знаете почему место называется Инкерман? Не в честь некого еврея или армянина, а в переводе с турецкого означает пещерная крепость.

Перед нами Инкерманский пещерный монастырь. История из педивикии.

Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI веке; в XIV-XV веках крепость вошла в состав православного княжества Феодоро, защищала его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV веков.
Возникновение монастыря предание связывает с почитанием Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретённые через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда - в день смерти праведника - море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне - Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.
Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.


Фото 2.

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России.
В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование - по имени города и в честь святого Климента.
В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм святого Мартина-исповедника. В 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина).
C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевскую церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радость».
В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.


Фото 3.

Пройдём внутрь


Фото 4.

Вот такая там костница. Маленький кусочек Праги.


Фото 5.

Пещерная церковь св. Климента (бывшая Георгиевская). Вообще, в самом монастыре множество ходов, но к сожалению, они закрыты для посещения.


Фото 6.

Местное старое кладбище.


Фото 7.

Каменная шестерня - жернов от мельницы.


Фото 8.


Фото 9.

Поднимаемся наверх. Перед нами руины крепости Каламита.
В VI веке, как и в других местах Горного Крыма, здесь комплектуется византийское укрепление гарнизоном из местных жителей. Крепость предназначалась для защиты с севера главного города византийцев в Таврике - Херсонеса. Она также служила и укрытием для местного населения от набегов кочевников. Тогда твердыня состояла из четырех башен. Вероятно из-за появления хазар в Крыму крепость прекращает существование.
В XII-XIV веках крепость называлась «Газарии» или «Каламира». Название «Каламита» впервые стало известно из морских карт генуэзцев ХIV-ХV веков. В 1427 году мангупский князь Алексей восстановил крепость, которая должна защищать порт княжества Авлиту.


Фото 10.

Вероятно, в это же время в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит. Один из трех его входов был расположен в нижней части скалы. От него вперед и вверх шел коридор-тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене - по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущими на верхний ярус с кельями и колокольней, три пещерные церкви. Помимо описанного скита в скалах Инкермана обнаружено еще восемь христианских пещерных скитов и двадцать семь пещерных церквей.
Крепость Каламита и поселение, расположенное под ее стенами, были значительным перевалочным пунктом в торговле юга с севером. Поэтому генуэзцы считали Каламита опасным конкурентом для собственного порта, расположенного в Чембало (нынешняя Балаклава). Они неоднократно нападали на крепость феодоритов и даже захватили и сожгли ее в 1434 году. Феодоро отбило и восстановило Каламиту, но в 1475 году крепость захватили турки и переименовали в Инкерман, а в конце XVI - начале XVII веков перестроили оборонительные стены и башни, приспособив их для использования огнестрельного оружия.
Турки значительно перестроили крепость и переименовали ее. Новое название - Инкерман («пещерная крепость») крепость получила за большое количество пещер, расположенных вокруг. Пещеры эти были в основном искусственные, образованные в результате добычи белого камня.


Фото 11.


Фото 12.

В ХVII веке через Каламитский порт происходит оживленная торговля, о чем известно из сообщения священника Иакова, который был в Крыму 1634–1635 годах в составе русского посольства. Он писал, что в Инкермане живут люди многих национальностей и что к городку с моря приходят корабли из разных стран.
До середины XVIII века крепость и порт Каламита потеряли военное и торговое значение. После присоединения Крыма к России был возрожден средневековый скит и освящен во имя святого Климента.


Фото 13.

В начале XX век на вершине Монастырской скалы была сооружена церковь святого Николая, Чудотворца Мирликлийского. Храм был сооружен в память о Крымской войне. До настоящего времени не сохранился




Фото 14.

К сожалению, как не искал я подземный ход под крепостью - не нашел. Но зато нашел вот такие небольшие пещерки.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.

Старые могильные плиты.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Сверху открывается прекрасный вид на местную промку завода ЖБИ.


Фото 29.


Фото 30.

В результате добычи белого камня образовались вот такие террасы, горы напоминают отдалённо сказочные пирамиды. А над горами летела стая птиц. Жаль у меня не было телевика с собой.


Фото 31.


Фото 32.

Вот такие куски камней. Интересно, что это было? отходы производства от изготовленных здесь блоков или же разрушенное сооружение? В общем, для тех, кто не держал ничего тяжелее компьютерной мышки и стакана кофе - повод пофантазировать как Андрей Скляров.


Фото 33.


Фото 34.

Куски блоков прямо на склоне горы, напоминающей ступени пирамид - зрелище фантастическое.


Фото 35.


Фото 36.


Фото 37.

А между тем, камень здесь добывается до сих пор.


Фото 38.


Фото 39.


Фото 40.

Внизу расположено вот такое карьерное озеро на месте бывшего карьера. Всё-таки горное дело делает мир прекраснее.


Фото 41.


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.

К озеру можно спуститься - это просто отличнейшее место отдыха.


Фото 47.

С одной стороны оно напоминает древнеримский или же древнеацтекский бассейн. С террас в некоторых местах можно очень здорово попрыгать в тёплую пресную воду, которая была намного теплее неприветливого в тот день моря. Плюс даже при сильном ветре здесь тепло, поскольку ветер загораживают стены. Плюс здесь мало народу, поскольку все тусят у моря, даже если там грязно и ветрено. Любители рыбной ловли также могут найти здесь неплохое место. Здесь обитает карась и окунь.


Фото 48.

Ну а в следующем посте мы побываем в жутких Инкерманских штольнях по добычи белого камня...


Фото 49.

Оформлено с помощью «

На плато к развалинам Каламиты можно подняться с территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря, пройдя через старое монастырское кладбище. Но мы не были уверены, что эта тропа ведет к древней крепости, а не к внутренним монастырским хозяйственным постройкам, поэтому, покинув монастырь, пошли на плато обходным путем.

Неожиданно наша тропа оборвалась на краю скалы, словно огромным ножом разрезанной под проложенную железную дорогу.

Правильное направление не гарантирует достижение цели, но позволяет увидеть цель с нужного ракурса.

Еще немного обходного пути, и вот перед нами появились древние развалины Каламиты.

Название «Каламита» имеет несколько толкований, одно из которых, переводится с греческого как «Камышовая», полностью оправдано из-за поросшего густым камышом устья реки Черной, вблизи которого находится крепость. Впервые название «Каламита» встречается на морских картах генуэзцев XIV-XV вв.

История возникновения Каламиты достоверно неизвестна, и, как у большинства , теряется в глубине веков.

После многочисленных исследований и раскопок ученые пришли к выводу, что первые укрепления на Монастырской скале появились в VI веке и были построены византийцами для защиты подступов к Херсонесу. Что представляла собой крепость в раннем средневековье и как жила на протяжении нескольких сотен лет, наверно, так и останется для нас тайной.

История Каламиты, начиная с XV века не так туманна. В это время княжество Феодоро конфликтовало с генуэзскими колониями. Для получения выхода к морю феодориты в бухте вблизи устья реки Черной построили порт Авлиту, который нарушил торговую монополию генуэзцев на Черном море. Для его защиты князь Алексей в 1427 году начал отстраивать на Монастырской скале покинутую раннесредневековую крепость.

Между феодоритами и генуэзцами неоднократно возникали военные конфликты, но никто из них не устоял перед турецким вторжением в Крым в 1475 году. Захватив Каламиту, турки переименовали ее в Инкерман, что означает «Пещерная крепость». С появлением огнестрельного оружия возникла необходимость укрепления крепости, что и было сделано новыми хозяевами – утолщены стены, укреплены и перестроены башни, возведена мощная полукруглая башня, вынесенная за ров и соединенная с основной крепостной стеной переходом.

К середине XVIII века крепость утратила оборонительное значение, а после присоединения Крыма к России, как военное укрепление не использовалась. Покинутая крепость потихоньку разрушалась. Особенно она пострадала во время первой и второй оборон Севастополя – в Крымскую и Великую Отечественную войны.

Даже сейчас в полуразрушенном состоянии ощущается мощь крепости. С южной и западной сторон Каламиту защищали отвесные 50-метровые обрывы Монастырской скалы, а с северной и восточной крепостные стены с шестью башнями и высеченным в скале рвом.

Древняя дорога привела нас к надвратной башне.

Это первая от западного обрыва полукруглая башня с арочным проемом, в своде которого заложен камень с изображением креста и надписью «Азъ хощу зде Руси быти».

Недалеко от первой башни находится еще одна хорошо сохранившаяся полукруглая башня. Их связывала крепостная стена, ныне разрушенная, дорога между башнями появилась уже в наше время.

Вторая — полукруглая башня

Вторая башня должна была дополнительно защищать въездные ворота. Она была перестроена турками. Форма бойниц позволяла вести огонь и быть недоступным для противника снаружи.

От второй башни начинается вырубленный в скале ров.

Он тянется вдоль крепостной стены до южного обрыва Монастырской скалы. В своей средней части (между третьей и пятой башней) в стенах рва вырублено много пещер, назначение которых, скорее всего, было хозяйственное.

Третья башня практически разрушена. Это была угловая, прямоугольная башня, перестраиваемая на каждом этапе существования крепости.

Самая хорошо сохранившаяся – четвертая башня – самая новая, была построена турками.

Она вынесена за ров и соединена с крепостью стеной-переходом, поперек пересекающей ров. В башне находилась тюрьма.

Пятая и шестая башни, также как третья, сильно разрушены.

В раннесредневековый период вход в крепость находился у пятой башни. После перестройки феодоритами там оставили калитку для вылазок.

За шестой башней крепостная стена заканчивалась отвесным обрывом Монастырской скалы. Стоя на краю плато, нашему взору открылась раскинувшаяся в закатных лучах солнца долина, уходящая в синие горы, а слева от нее – изрезанная пещерами Загайтанская скала.

Панорама Первомайской долины (по клику открывается в большом размере)

В Монастырской скале также не мало пещер. В некоторые из них можно спуститься с плато.

КРЕПОСТЬ КАЛАМИТА И ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ СВ. КЛИМЕНТА

Чуть-чуть истории

Дважды Крым подвергался набегам золотоордынских полчищ – в 1299 году хана Ногая и в 1399 году хана Едигея. И оба раза Мангупское княжество устояло, хотя и лишилось части территорий. На этих территориях обо­сновались в основном татары. Поживились и генуэзцы, захватившие побережье кня­жества, включая территорию нынешней Балаклавы, где итальянцы построили крепость Чембало . Несмотря на это, в XIV-XV веках Мангупское княжество интенсивно развивалось в экономическом отношении, расширялись его торговые и политические связи. Все это требовало выхода к морю, которого княжество лишили генуэзцы.

И вот, чтобы иметь собствен­ный выход к морю, правители Мангупа решили построили порт Авлиту неподалеку от устья Черной речки, впадающей в Ахтиарскую (ныне Севастопольскую) бухту. Кроме этого, для защиты порта от генуэзцев в 1427 году рядом с портом была построена крепость Каламита . Топоним “Каламита ” можно перевести по-разному, но большинство специалистов считают, что наибо­лее подходящим является перевод с греческого – “Хороший мыс”.

Для строительства крепости была выбрана столовая гора, называющаяся сейчас Крепостной , которая имеет обрывистые южные и за­падные склоны. С Севера и Востока крепость защищали обо­ро­нительные стены и башни (см. схему ниже).

Изначально Каламита была слабым укреплением. Стены крепости имели толщину всего около одного метра. Они, как и прямоугольные полубашни, были сложены из добываемых здесь же каменных блоков, скрепленных известковым раствором. Оборонительные рвы в крепости отсутствовали. К счас­тью, никто на порт Авлиту не нападал и он вскоре стал главным в юго-западном Кры­му, что пагубно сказалось на торговых интересах генуэзцев. Экономическое противостояние княжества и итальянцев закончилось воору­жен­ным столкновением. В 1433 году мангупский князь Алексей потребовал вернуть ему побережье в районе нынешней Балаклавы вместе с генуэзской крепостью Чембало. Не дождавшись ответа, князь направил в крепость своих лазутчиков под видом купцов, а затем и войска. Лазутчики организовали в крепости восстание рыбаков, недовольных порядками итальянцев, а войска ударили снаружи. В ре­зультате крепость Чембало перешла во владение Мангупского княжества .

Чтобы вернуть утраченную крепость и восстановить былое влияние в Крыму, итальянцы отправили в Таврику эскадру из 20 галер с шестью тысячами отборных воинов. В июне 1434 года эскадра достигла берегов Таврики и генуэзцы осадили крепости Чембало и Каламиту . После недолгой осады крепости были взяты.

Воодушевленные легкой победой, итальянцы решили проучить и татар, поддерживающих кня­жество, но были наголову разбиты войсками хана Хаджи-Гирея. Итальянцы запросили мира у татар, и такой договор был подписан. Мангупскому княжеству вернули Каламиту, и оно снова стало активно раз­ви­ваться в дружбе с Крымским ханством и во вражде с итальянцами.

Однако усиление турецкой угрозы после падения Константинополя изменило политическую обстановку – татары сблизились с турками, а итальянцы стали добиваться союза с Мангупским княжеством . Но это не помогло, – турецкий десант высадился у Кафы (Феодосии) и взял город за несколько дней. Вслед за Кафой сдались другие генуэзские колонии в Крыму, а в июле 1475 года пала и крепость Каламита .

Практически сразу же после овладения крепостью турки начали укреплять Каламиту . Они в два ра­за увеличили толщину стен, заменили прямоугольные полубашни круглыми башнями, вырубили сухой ров вокруг крепости, а над башней с Главными крепостными воротами возвели артиллерийский каземат. Таким образом, крепость, которую мы можем видеть сейчас, – это уже не совсем та Каламита , которая была построена изначально, хотя места расположения некоторых башен остались прежними. В частности, на своих местах остались башни №1 и №2 (см. приведенную выше схему крепости).

О современном расположении названных оборонительных башен можно судить по приведенной ниже фотографии. Башня №1, стоящая на краю 20-метрового обрыва, имеет название “Надвратная”, так как она возвышается над Главными крепостными воротами. В 12 метрах от первой башни стоит Башня №2, от ко­торой начинается высеченный в каменном массиве ров-ловушка с пещерами, из которых обо­ро­няющиеся могли нападать на атакующих противников.

Турки не только перестроили крепость, но и дали ей новое название – “Инкерман “. В переводе с тюркского Ин – это Пещера , а Керман (Кермен ) – Крепость , то есть Инкерман – это Пещерная крепость . Такое имя крепость получила за обилие пещер в склонах Крепостной горы. Пещеры эти преиму­щест­венно рукотворные, обра­зо­вавшиеся в результате добычи местными жителями белого камня.

На приведенном выше фото, кроме оборонительных башен, виден также, находящийся рядом с Крепостной горой, Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь , создание которого дати­руется XIII веком. Монастырь назван “пещерным”, так как кельи и другие его помещения вырублены в скале и соединяются между собой переходами и лестницами, также выруб­ленными в монолите. Среди прочего в скале вырублена лестница, соединяющая монастырь с крепостью. К сожалению, монахи перекрыли ее сейчас решеткой, вследствие чего попасть из монастыря в крепость можно только окружным путем.

В 1774 году, когда турки ушли из Крыма, потерпев поражение в войне с Россией, Мангупом и Каламитой недолго владели татары. После присоединения Крыма к России Мангуп покинули его последние обитатели. Вскоре обезлюдела и крепость Каламита .

Монастырь

Я не буду касаться здесь никаких религиозных тем, а лишь поясню, как попасть на территорию монастыря, покажу наиболее интересные виды, которые мне удалось запечатлеть в монастыре, и поясню, как пройти из монастыря в крепость Каламиту .

Итак, чтобы добраться до Свято-Климентовского пещерного мужского монастыря , нужно приехать на общеизвестный в Севастополе “5-й километр”, сесть там в автобус №103 и доехать на нем до остановки “Втормет” (первой после моста через Черную речку). От остановки нужно пройти метров 100 по ходу движения автобуса и дальше следовать монастырским указателям пути (сбиться там невозможно).

Первым на нашем пути встретится аккуратное двухэтажное здание, в котором живет монастырская братия. Как видим, современные кельи выгодно отличаются от первоначальных, вырубленных в скалах.

А вот и вход в Пещерный монастырь. Здесь все аккуратно и красиво:

Поднявшись по лестнице, попадем в церковь св. Андрея Первозванного (фото ниже). Всего в мо­на­стыре 8 храмов. Пещерные церкви соединены между собой вырубленными лестницами и проходами.

Если выйти во двор и пройти немного в прежнем направлении, то мы подойдем к вхо­ду в белоколонный Храм Святого Пантелеймона (фото ниже):

На стене за Храмом Пантелеймона в пристроенном балконе размещена звонница (два фото ниже):

Дальше прохода нет, – дорогу преграждают ворота, запертые на замок. Чтобы покинуть территорию монастыря, нужно вернуться к Храму Святой Троицы и чуть ниже выйти через калитку на железно­доро­жную насыпь. Но прежде, чем покинуть монастырь, подойдем к расположенному неподалеку памят­нику воинам Чапаевской дивизии, штаб которой во время войны находился на территории монастыря:

Каменоломня

Когда мы выйдем через калитку монастыря и поднимемся на железнодорожную насыпь, у нас бу­дет два варианта продолжения маршрута: повернуть на 90 градусов налево или направо. В первом случае мы можем пройти через каменоломню и подняться оттуда к крепости Каламита , а во втором – сразу идти к крепости (это недалеко). Поскольку мы запланировали знакомство с каменоломней, повернем налево и отправимся вперед по тропе, идущей рядом с насыпью (фото ниже).

Глядя на фотографию, можно заметить, что в кадр попали две дороги – железная, проложенная по земле, и Дорога к Богу в виде келий, уходящих в Небо. Ну, это уже философия…

Через 150-200 метров мы простимся с железной дорогой – свернем налево и пойдем по грунтовке. Несмотря на то, что мы удаляемся от монастыря, количество пещер в склоне горы не уменьшается (фото ниже). Специально для энтузиастов сообщаю, что здесь еще много вакантных келий.

Минут через 25 ходьбы от монастырской калитки перед нами слева откроется циклопический туннель, ведущий в каменоломню (фото ниже). Нужно свернут в этот туннель и пройти через него в гигантский котлован, образовавшийся в результате промышленной добычи инкерманского камня.

О масштабах добычи камня можно судить, взглянув на стены карьера, в который мы попали, пройдя через туннель (фото ниже):

Глубина карьера превышает 30 метров, но более точно ее назвать нельзя, так как дно карьера зато­п­лено – там образовалось симпатичное озеро (фото ниже):

Вокруг озера проложена неплохая грунтовка, вследствие чего в карьере довольно много автомо­би­листов, жарящих шашлыки, ловящих рыбу и просто отдыхающих у воды.

От туннеля вдоль озера идет единственная дорога. По ней мы и продолжим наше путешествие. Вскоре подойдем к месту, откуда хорошо виден большой белый крест, установленный над монастырем (фото ниже). Здесь же, слева по ходу нашего движения находится небольшое второе озеро.

Крепость

Информация о первоначальном виде крепости Каламиты и о ее перестройке, после кото­рой кре­пость получила новое имя Инкерман , содержится в разделе “Чуть-чуть истории”, а здесь я приве­ду лишь две фотографии, характеризующие современное состояние Каламиты .

Итак, поднявшись из карьера, отправимся в крепость по дороге, идущей мимо высокого белого монастырского креста, который мы видели снизу, от второго озера. Раньше, когда была цела крепостная стена, на территорию крепости можно было попасть только по дороге, идущей через крепостные ворота (фото ниже). Сей­час же туда ведут много дорог.

Если пройти на территорию крепости и оглянуться назад, то мы увидим, что башни №1 и №2 сильно разрушены (фото ниже) и для их сохранения нужно срочно провести реставрационные работы. А многих башен и крепостных стен вообще нет. Даже ров, ограждающий крепость, во многих местах засыпан.

Если пройтись по территории крепости, то мы увидим много спусков в пещеры верхнего яруса. Во многих случаях эти спуски ведут не в одиночные пещеры, а в группы соединенных друг с другом пещер.

Много пещер находится и за территорией Каламиты , вдоль дороги, по которой мы шли в крепость. Ниже приведено фото одной из них, которая выглядит как готовый гараж с оригинальным заездом.

На прощание полюбуемся видом на Черную речку и Севастопольскую бухту, открывающимся с Кре­постной горы (фото ниже), и отправимся вниз на автобусную остановку.

Самый короткий путь от ворот крепости в монастырь и далее на шоссе – это лестница, вырубленная в скале, которую монахи сейчас перекрыли решеткой. Поэтому пойдем в обход. Вначале от кре­постных ворот будем идти по той же дороге, по которой шли в крепость. Пройдя мимо монас­тырского креста, увидим впереди мощную ограду из каменных блоков и уходящую влево и вниз тропу, огибающую эту ограду. Перейдем на тропу и спустимся по ней к железнодорожным путям. Далее в удобном месте перейдем через рельсы и напрямую через 50 метров выйдем на Симферопольское шоссе. Теперь оста­ется пройти около 100 метров вниз по шоссе до остановки “Втормет” и уехать оттуда автобусом на 5-й километр.