Дарна храм крестовоздвижения. Приезжающий в Дарну неизменно восхищается красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом Кресовоздвижения с серебристыми куполами

Дарна храм крестовоздвижения. Приезжающий в Дарну неизменно восхищается красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом Кресовоздвижения с серебристыми куполами

На вершине зеленого холма, посреди живописного пейзажа Истринского района, храм Крестовоздвижения занимает особое место в древней и современной истории Московской области. Этот храм — великолепная жемчужина этих мест, которую нельзя не увидеть. Издалека вид храма радует взор: высокая колокольня, серебристые купола, венчающие храм, выстроенный из красного кирпича на стыке веков. Вы всегда будете помнить это красивое место с бегущими маленькими речками, густыми лесами, глубокими оврагами и холмами… и Храм, построенный в традиционном русском стиле.

История села Дарна (историческое название Дорна) уходит корнями в XV век. Эти места помнят своих знатных землевладельцев. В 1658 году эти земли стали частью ставропигиального монастыря Воскресения Христова, именуемым сегодня Ново-Иерусалимским монастырем. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Никон выкупил эти земли и сделал их монастырской вотчиной.

Дорна была переименована в Воздвиженское, как только здесь в 1686 году была выстроена первая деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Богомольцы, шедшие на моление в Ново-Иерусалимский монастырь, останавливавшиеся здесь, могли любоваться с холма золотеющими вдали монастырскими куполами. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела.

В 1757 г. «тщанием прихожан» на месте бывшей Воздвиженской церкви был возведен новый деревянный храм свв. апостолов Петра и Павла. В ночь на 26 марта 1893г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Горе прихожан было безмерным. Во всепокорнейшем прошении в Московскую Митрополию прихожане и причет обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. План был утвержден 8 июня 1893 г. под № 3628 строительным отделом Московской духовной консистории. Проект был выполнен архитектором С. Крыгиным. Временный храм во имя свв. апостолов Петра и Павла в том же году был пристроен к существовавшей в селе с 1890г. церковно-приходской школе. Большое содействие в этом оказала землевладелица Анна Цурикова. Освящение храма и литургию совершал благочинный, протоиерей Звенигородского Успенского собора Иоанн Рождественский «соборне». Церковно-приходская школа с пристроенной церковью находились на расстоянии 21м к западу от паперти существующей ныне колокольни. Общая длина здания составила 21м, ширина — 11м.

Указ Московской духовной консистории, разрешающий вышеупомянутую пристройку, поставил условие о подготовке к строительству нового каменного храма.

Проект нового пятиглавого кирпичного храма был выполнен в 1895г. известным архитектором Сергеем Шервудом. Им были составлены чертежи плана, разреза, фасада храма и церковной ограды, а также земельный план местности. Необходимо отметить, что вся работа, выполненная архитектором, была благотворительной. На земельном плане местности показаны: проектируемая каменная церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, церковно-приходская школа с пристроенной к ней временной деревянной церковью, дома церковнослужителей, крестьянские дворы и дорога на г. Воскресенск. Дома церковнослужителей, зафиксированные на земельном плане архитектором С. Шервудом, в 1895 году уже существовали, что видно из протокола № 156 от 6 февраля 1895 года строительного отделения Московского губернского правления. Они располагались на земле, принадлежавшей храму, находились на расстоянии 54,5м к югу от южной стены храма. Протяженность ограничительной линии, показывающей на плане дома церковнослужителей, составляет 77 саженей (древнерусская мера длины; 1 сажень= 2,134м), что сегодня соответствует 164 метрам. Крестьянские дворы располагались за дорогой, ведущей в г. Воскресенск. Местоположение дороги в настоящее время осталось неизменным.

В донесении благочинного Звенигородского Успенского собора протоиерея Иоанна Рождественского от 9 февраля 1895 года в Московскую духовную консисторию написано: «Во исполнение указа Московской духовной консистории от 30 января 1895 года № 581 имею честь донести, что место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Дорне Звенигородского уезда удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма — это есть церковный кирпичный завод … «в настоящее время уже готово кирпича 200 000 …». Завод,предположительно, был расположен на участке от церковно-приходской школы к реке, вдоль дороги. Место было выбрано из-за близости реки, так как вода необходима при кирпичном производстве, а близость дороги позволяла без проблем доставлять кирпич на стройплощадку.

Возглавил работы по строительству нового храма 29-летний священник Лазарь Гниловский. Помощь меценатов и богатых вкладчиков позволила в короткий срок реализовать дорогостоящий проект, который был бы непосильным для одних прихожан. Большой трехпрестольный храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (приделы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) был построен к 1898 г. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства был освящен в 1900 г.
Тяжелые времена наступили для Русской Православной Церкви после революции 1917 года. Здание Крестовоздвиженского храма было разграблено. В 1935г. с храма были сняты колокола, в 1937г. церковь была закрыта. Здание церкви приспособили для хозяйственных нужд организованного колхоза: её стали использовать в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений.

Не обошли стороной и военные события Великой Отечественной войны. В 1941 году через село Дарна проходила линия обороны Москвы. Вошедшие в село немецкие войска устроили здесь сборный лагерь для мирных жителей, которые выселялись из домов по всей линии фронта, проходившей по территории истринского района. Село было сожжено; в результате артиллерийских обстрелов и бомбежек были основательно разрушены шатры храма и третий ярус колокольни. Именно в это разрушенное здание храма в декабре 1941г. фашисты сгоняли женщин, детей, стариков. Два дня и две ночи люди находились на декабрьском морозе. Е.М. Смирнова, является очевидцем, выжившей в то тяжелое время. 11 декабря 1941г. Дарна была освобождена 258-м стрелковым полком 9-й Гвардейской дивизии под командованием М. А. Суханова.
Крестовоздвиженская церковь простояла полуразрушенной и забытой в течение пятидесяти лет. Только Ее руины помнят свое великое прошлое. Когда в 1991 году полуразрушенные церковные стены были переданы Православной Церкви, в селе Дарна была зарегистрирована православная община. Настоятелем храма стал только что рукоположенный Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием молодой священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. Жители окрестных деревень и Агрогородка активно помогали приходу в восстановительных работах. Под руководством отца Константина прихожане расчищали завалы, устроили временный алтарь, собрали церковную утварь. Храм преображался буквально на глазах. И вновь засияли на солнце кресты, и вновь стал по округе раздаваться благовест.

В декабре 2001 года Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского 1 степени, благодетелям Алмакаеву Руслану Федоровичу и Чумаку Николаю Георгиевичу за усердные труды во Славу Святой Церкви были вручены ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, помощникам и жертвователям церкви были вручены почетные грамоты Митрополита Ювеналия.
Вручение медали настоятелю

Настоятель храма протоиерей Константин Волков ведет в истринском районе большую общественную работу. Около десяти лет он является ответственным в благочинии за взаимодействие с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями РФ. Им ведется пастырская работа и просветительская деятельность в войсковых частях, Военном комиссариате г. Истра, ГИБДД и УВД истринского района. Тесные отношения поддерживаются с районным комитетом ветеранов Великой Отечественной войны, с молодежными военно-патриотическими организациями.

При храме действует попечительская служба. Осуществляется попечительство над раненными и больными в Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов «Русь» (г. Руза), а также при храме духовно окормляются воины-интернационалисты, инвалиды локальных конфликтов и войн, члены семей погибших воинов, в том числе организаций «Ассоциация погибших воинов в Афганистане», «Боевое братство», военно-патриотический клуб «Воины» г. Истры. По благословлению отца настоятеля силами прихожан, сотрудников храма и меценатов ведется благотворительная деятельность: оказывается постоянна помощь заключенным, находящимся в исправительных колониях Кировской, Кирово-Чепецкой, Свердловской, Вологодской областях и Чувашии. Один раз в месяц туда отправляются посылки с одеждой, предметами личной гигиены, продуктами и духовной литературой.

При храме организованы две Воскресные школы (в помещении Дома культуры Агрогородка и Дома культуры пос. Снегири), занятия в которых проводятся по основам православной культуры, церковному хоровому пению и рукоделию. В праздники Рождества Христова и Светлый праздник Пасхи силами преподавателей и учащихся для прихожан устраиваются постановочные концерты с духовными песнопениями.

Особое место в современной истории храма занимает история местно чтимой блаженной Александры (Сашеньки). Жила Сашенька на истринской земле в конце XIX — начале XX века и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства; дано было ей знать и видеть судьбы людские на десятилетия вперед. Ее останки были перенесены из села Онуфриева и захоронены внутри церковной ограды в 1996г. Могила Сашеньки с большим деревянным крестом находится внутри церковной ограды, около алтарной части храма.

В настоящее время восстановление здания храма Крестовоздвижения в основном завершено, однако внутреннее убранство церкви требует больших и дорогостоящих реставрационных работ.

В пяти километрах от города Истра в селе Дарна стоит красивый храм Воздвижения Креста Господня. Кто бывал в Шамординском монастыре вблизи Оптиной Пустыни, заметит сходство его собора с этой подмосковной церковью. Оба храма строил архитектор Сергей Владимирович Шервуд в 1890-е годы. На территории церкви в Дарне погребена блаженная Александра - подмосковная юродивая конца XIX и начала XX века. В храме находится Августовская икона Божией Матери, у которой молятся военные и их родственники.

Истринская блаженная

На участке Крестовоздвиженской церкви стоит кованый могильный крест. Под этим крестом покоятся останки подмосковной блаженной Александры. Ценные воспоминания о блаженной оставила жительница села Онуфриево Мария Ефимовна Кузнецова. Часть их опубликована на сайте Крестовоздвиженского храма. Мария Кузнецова прожила долгую жизнь. Она помнила блаженную Александру и дожила до 1990-х годов, когда церковная жизнь в селе Дарна возрождалась.

Блаженная Александра родилась в 1870-е годы в деревне Углынь. Сегодня это граница Рузского и Истринского районов. Девочка рано лишилась родителей, поэтому жила вместе со своей теткой Маврой в деревне Сафонихе. В школу она не ходила, но научилась грамоте самостоятельно по церковным книгам. Александра с детства вела почти затворнический образ жизни. Она не гуляла с подругами и ребятами, а ходила только в церковь и на похороны. Когда Александра узнавала о чьей-то кончине, говорила тетке Мавре, что «надо сходить, надо проводить».

Подобно другим юродивым Александра зимой и летом ходила в легкой одежде. В холод надевала холщовую рубашку и валенки без чулок. «В морозы Господь ее грел» - вспоминала Мария Кузнецова. Однако в отличие от большинства блаженных она не терпела насмешек от окружающих. Наоборот, в дом блаженной в Сафониху приезжали люди за советом или за исцелением из ближайших деревень, а также из Новопетровского, Рузы, Волоколамска, Можайска. Она лечила молитвой больных, предвидела судьбы и читала мысли.

Александра прожила всего 32 года. Блаженная ходила в церковь села Онуфриево и однажды взяла с собой лопату. После службы она оставила лопату у храма и вернулась домой. На следующий день Александру нашли мертвой, хотя тетка не замечала, чтобы она чем-то болела или жаловалась на самочувствие. Блаженную хоронили при большом стечении людей и священников, ее гроб несли четыре километра на руках из Сафонихи в Онуфриево. Александру погребли в ограде храма на том месте, где она оставила лопату.

После смерти на могиле Александры продолжали происходить исцеления. В 1940-е годы храм в Онуфриево уничтожили при наступлении немцев, но могила сохранилась. Уже после войны захоронение оказалось в окружении дачных домов, помойки и свинарника. В 1996-м году верующие обратились к духовенству с просьбой перезахоронить останки блаженной на участке действующего храма в Истринском районе. Выбрали Крестовоздвиженскую церковь в селе Дарна в 30 километрах от Онуфриево.

Августовская икона: «Явление Божией Матери солдатам в 1914 году»

В Крестовоздвиженском храме села Дарна есть редкая Августовская икона Божией Матери. Название относится не к месяцу, а к городу Августов на территории нынешней Польши. В начале Первой Мировой войны русские войска потерпели два серьезных поражения на Северо-Западном фронте. В армии царила растерянность. В этот трудный период солдаты одного из полков стали свидетелями чуда - в небе над лагерем в Польше 1 сентября 1914 года явилась сама Богородица и указала рукой на запад.

Известие о чуде на фронте, свидетелями которого стали несколько десятков солдат, попало в газеты. Первая заметка под названием «Чудо» появилась в «Биржевых Ведомостях» в сентябре 1914 года. Часть заметки приводится в книге Андрея Фарберова, посвященной истории иконы: «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. Пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло…После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой».

Известие о чуде из «Биржевых Ведомостей» перепечатали многие газеты. На основе описания заметки стали печатать открытки с Богородицей в небе над лагерем солдат. Новость и изображения распространились по всей Российской империи. Известие воодушевило народ после неудачного начала военных действий. Казалось, что Божия Матерь теперь станет заступницей русских солдат в войне против немцев.

Началось расследование чуда священниками по указу Синода. Они выяснили подробности, которые спустя время опубликовали в «Вестнике Военного и Морского духовенства»: «1-го сентября в 11 часов ночи обоз 2-го разряда бригады Лейб-Гвардии кирасир…находившийся близ г. Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи шоссе… Воины увидели в небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, при чем Божия Матерь рукою указывала на запад… Чудное явление продолжалось около получаса… Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование». Таким образом, Божию Матерь в небе солдаты видели примерно за месяц до победы под Августовом, но в народном сознании оба этих события соединились.

У храма в Дарне есть «Сад памяти Баграмского разведывательного батальона», а четыре современные мозаики на колокольне изображают святых воинов: Александра Невского, Георгия Победоносца, Андрея Боголюбского и Иоанна Воина. Настоятель храма священник Константин Волков в прошлом участник войны в Афганистане. Он заведует в Истринском благочинии контактами с вооруженными силами. Вот почему в храме появилась такая икона Божией Матери. Перед ней молятся военнослужащие и их родные.

Храм архитектора Шервуда

Крестовоздвиженский храм в селе Дарна - интересный памятник архитектуры Истринского района и всего Подмосковья. Он был построен по проекту зодчего Сергея Владимировича Шервуда в 1895 году. Его отец архитектор Владимир Осипович Шервуд известен зданием Исторического музея в Москве на Красной Площади. Сергей Шервуд помогал отцу в этой работе. Свои архитектурных проекты он, как и отец, делал в псевдорусском стиле. Храм в Дарне похож и на Казанский собор женского монастыря в Шамордино Калужской области. Этот величественный монастырский храм недалеко от Оптиной Пустыни тоже строили по проекту Сергея Шервуда.

В Истринском районе есть красивый пятишатровый храм, который можно посетить вместе с церковью в Дарне. Это храм Казанской Божией Матери в Глебово. Проект храма создал другой знаковый архитектор XIX века Константин Тон. Придворный зодчий царя Николая I стал автором многих церквей в разных городах Российской империи, но самый знаменитый из них - Храм Христа Спасителя в Москве.

Приезжающий в Дарну неизменно восхищается красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом Кресовоздвижения с серебристыми куполами.

Первый деревянный храм в Дарне появился в 1686 году, в это время патриарх Никон создавал в Истре свой , церковь освятили в честь Воздвижения Креста Господня. Во времена на этом месте стоял уже Петропавловский храм.

В 1893 году Великим постом дарнинская церковь сгорела, и приход сразу же испросил разрешение на строительство каменного храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Через два года утвердили проект каменного пятиглавого храма Крестовоздвижения в Дарне. Его разработал сын известного зодчего Владимира Шервуда — Сергей Шервуд.

Строили церковь достаточно быстро — благо нашлись весьма состоятельные жертвователи, — и уже к 1898 году трехпрестольный храм был готов. Его поставили на так называемый траншейный фундамент, он наподобие футляра накрывал часть погоста старой деревянной церкви.

В новом храме имелись приделы Николая Чудотворца и Вознесения Господня. Еще около двух лет потребовалось на внутреннюю отделку, и в 1900 году церковь освятили.

Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено Крестовоздвиженскому храму Дарны.


Саша Митрахович 28.01.2018 07:34


События, происходившие в Истринском благочинии после 1917 года, мало чем отличались от того, что творилось тогда по всей стране. Представители светской власти особенно сильно раздражались от того, что местные крестьяне плохо восприимчивы к атеизму, поскольку «много десятилетий воспитывались монахами Новоиерусалимского монастыря».

После революции храм Крестовоздвижения в Дарне закрыли не сразу. К 1935 году он лишился своих колоколов, а через два года его закрыли. В Дарне образовался колхоз, и храмовое здание приспособили для хозяйственных нужд.

Сначала в нем разместили мастерскую по ремонту тракторов, затем кузницу, а позже стали хранить минеральные удобрения. Именно последние и «подточили» фундаменты и нижние ряды кладки настолько, что десятилетия спустя их пришлось устраивать практически заново.

От артобстрелов и бомбардировок в Великую Отечественную Крестовоздвиженский храм сильно пострадал. Шатры, верхний ярус колокольни оказались разрушены.


Потом протекли полвека абсолютного забвения, а в 1991 храм передали Церкви. Состояние здания было похоже на состояние большинства храмов в нашей стране — ни дверей, ни куполов. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли березы. Кое-где угадывались остатки фресок.

Могила блаженной Александры

У стен Крестовоздвиженского храма Дарны в недавнем времени появилась могила . Могилу выкопали перпендикулярно к алтарю. Наутро обнаружили, что и сама могила, и крест повернуты немного в сторону. Выпрямили, но на следующий день эпизод повторился. Больше противиться воле блаженной не стали.


Саша Митрахович 28.01.2018 07:59


Архитектор С. Шервуд проектировал Крестовоздвиженский храм безвозмездно.
Сложный силуэт церкви составляют восемь приземистых шатров: центральная глава, четыре боковых, колокольня и два маленьких шатра над крылечками-папертями.
Церковь стояла закрытой 54 года (1937—1991 годы), действует в общей сложности 61 год (1900— 1937 годы и с 1991 года).

Красота храма Крестовоздвижения в Дарне обеспечивается пластикой архитектурных форм. Декор присутствует в той мере, в которой этого требует стиль, и при всем богатстве не пытается «перетянуть на себя» внимание зрителей, довольствуясь второстепенной ролью. Не перегруженная «украшательством» церковь смотрится очень цельно, несмотря на немаленькие размеры и обилие вертикалей: верхи каждого композиционного элемента (центральная глава, боковые главы, крылечки-паперти) дополнены шатрами — приземистыми, но не сковывающими, а, напротив, подчеркивающими общее стремление ввысь.

Шервуду удалось найти отличное соотношение пропорций и высот всех элементов: он придал верху храма общие очертания сложной многокомпонентной пирамиды, не вступив в противоречие с композиционно простым, квадратным в плане нижним ярусом. Контраст снивелирован как раз благодаря обилию шатров, расположенных в три яруса. И все это органично дополнено традиционным шатром колокольни.


Саша Митрахович 28.01.2018 08:28


Церковь Воздвижения Креста Господня в Дарне представляет собой в плане квадрат, осложненный с юга маленьким боковым выступом крылечка-паперти и с запада притвором с колокольней. В квадрат вписаны и собственно храм, и алтарная часть (внешне она никак не выражена), и трапезная, и оба придела — Вознесения Господня и святителя Николая Чудотворца. Такое решение позволило, с одной стороны,сохранить древнерусскую традицию «четырехстолпности» — большой восьмерик под шатром покоится на четырехугольных пилонах, мощных, но широко разнесенных и не стесняющих внутреннее пространство. С другой стороны — удалось гармонично и компактно «собрать» объемы интерьера, что, разумеется, сказалось и на изяществе внешнего облика.

Существенно, что пространство в центральной части храма, под главным сводом, более чем вдвое выше, чем по краям «квадрата». Это создает захватывающее ощущение своего рода «колодца в небо» — потолок церкви как бы раскрывается вверх широким восьмигранным барабаном. Его венчает высокий купол, вписанный в приземистый шатер храма. Как это удалось архитектору? Очень просто: барабан храма — не световой, и верхняя часть купола продолжена в его глухой объем примерно до половины высоты. Остальное, включая луковичную главу, — чисто декоративная надстройка, соответствующая «псевдорусской» стилистике.


Кстати, в центральной части храма не только выше своды, но и обильнее освещение. Это достигается богатым остеклением восьмерика — на каждой его грани имеется по большому окну.

В нижнем ярусе храма окон сравнительно немного — по два на каждый угол, да плюс тройное — на восточном фасаде, в алтарной части, но его закрывает от молящихся иконостас.

Росписей в храме сейчас нет — главным его украшением являются фактурные резьба и лепнина, покрывающие стены, колонны, киоты, внутренние своды межстолпных арок. Под стать им сплошная «плоская» резьба низких деревянных иконостасов — это скорее алтарные преграды «европейского» образца, без традиционных древнерусских рядов. Пропильная резьба используется по минимуму; в целом, несмотря на богатую орнаментовку, иконостасы и главного храма, и обоих его приделов не перегружены деталями и выглядят стильно. Северный и южный приделы располагаются, соответственно, под северо-восточной и юго-восточной малыми главами; западную часть большого «квадрата» храма занимают трапезная с притвором.

На вершине зеленого холма, посреди живописного пейзажа Истринского района, храм Крестовоздвижения занимает особое место в древней и современной истории Московской области. Этот храм - великолепная жемчужина этих мест, которую нельзя не увидеть. Издалека вид храма радует взор: высокая колокольня, серебристые купола, венчающие храм, выстроенный из красного кирпича на стыке веков. Вы всегда будете помнить это красивое место с бегущими маленькими речками, густыми лесами, глубокими оврагами и холмами... и Храм, построенный в традиционном русском стиле.

История села Дарна (историческое название Дорна) уходит корнями в XV век. Эти места помнят своих знатных землевладельцев. В 1658 году эти земли стали частью ставропигиального монастыря Воскресения Христова, именуемым сегодня Ново-Иерусалимским монастырем. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Никон выкупил эти земли и сделал их монастырской вотчиной.

Дорна была переименована в Воздвиженское, как только здесь в 1686 году была выстроена первая деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Богомольцы, шедшие на моление в Ново-Иерусалимский монастырь, останавливавшиеся здесь, могли любоваться с холма золотеющими вдали монастырскими куполами. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела.

В 1757 г. «тщанием прихожан» на месте бывшей Воздвиженской церкви был возведен новый деревянный храм свв. апостолов Петра и Павла. В ночь на 26 марта 1893г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Горе прихожан было безмерным. Во всепокорнейшем прошении в Московскую Митрополию прихожане и причет обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. План был утвержден 8 июня 1893 г. под № 3628 строительным отделом Московской духовной консистории. Проект был выполнен архитектором С. Крыгиным. Временный храм во имя свв. апостолов Петра и Павла в том же году был пристроен к существовавшей в селе с 1890г. церковно-приходской школе. Большое содействие в этом оказала землевладелица Анна Цурикова. Освящение храма и литургию совершал благочинный, протоиерей Звенигородского Успенского собора Иоанн Рождественский «соборне». Церковно-приходская школа с пристроенной церковью находились на расстоянии 21м к западу от паперти существующей ныне колокольни. Общая длина здания составила 21м, ширина - 11м.

Указ Московской духовной консистории, разрешающий вышеупомянутую пристройку, поставил условие о подготовке к строительству нового каменного храма.

Проект нового пятиглавого кирпичного храма был выполнен в 1895г. известным архитектором Сергеем Шервудом. Им были составлены чертежи плана, разреза, фасада храма и церковной ограды, а также земельный план местности. Необходимо отметить, что вся работа, выполненная архитектором, была благотворительной. На земельном плане местности показаны: проектируемая каменная церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, церковно-приходская школа с пристроенной к ней временной деревянной церковью, дома церковнослужителей, крестьянские дворы и дорога на г. Воскресенск. Дома церковнослужителей, зафиксированные на земельном плане архитектором С. Шервудом, в 1895 году уже существовали, что видно из протокола № 156 от 6 февраля 1895 года строительного отделения Московского губернского правления. Они располагались на земле, принадлежавшей храму, находились на расстоянии 54,5м к югу от южной стены храма. Протяженность ограничительной линии, показывающей на плане дома церковнослужителей, составляет 77 саженей (древнерусская мера длины; 1 сажень= 2,134м), что сегодня соответствует 164 метрам. Крестьянские дворы располагались за дорогой, ведущей в г. Воскресенск. Местоположение дороги в настоящее время осталось неизменным.

В донесении благочинного Звенигородского Успенского собора протоиерея Иоанна Рождественского от 9 февраля 1895 года в Московскую духовную консисторию написано: «Во исполнение указа Московской духовной консистории от 30 января 1895 года № 581 имею честь донести, что место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Дорне Звенигородского уезда удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма - это есть церковный кирпичный завод... «в настоящее время уже готово кирпича 200 000 ...». Завод,предположительно, был расположен на участке от церковно-приходской школы к реке, вдоль дороги. Место было выбрано из-за близости реки, так как вода необходима при кирпичном производстве, а близость дороги позволяла без проблем доставлять кирпич на стройплощадку.

Возглавил работы по строительству нового храма 29-летний священник Лазарь Гниловский. Помощь меценатов и богатых вкладчиков позволила в короткий срок реализовать дорогостоящий проект, который был бы непосильным для одних прихожан. Большой трехпрестольный храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (приделы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) был построен к 1898 г. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства был освящен в 1900 г.
Тяжелые времена наступили для Русской Православной Церкви после революции 1917 года. Здание Крестовоздвиженского храма было разграблено. В 1935г. с храма были сняты колокола, в 1937г. церковь была закрыта. Здание церкви приспособили для хозяйственных нужд организованного колхоза: её стали использовать в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений.

Не обошли стороной и военные события Великой Отечественной войны. В 1941 году через село Дарна проходила линия обороны Москвы. Вошедшие в село немецкие войска устроили здесь сборный лагерь для мирных жителей, которые выселялись из домов по всей линии фронта, проходившей по территории истринского района. Село было сожжено; в результате артиллерийских обстрелов и бомбежек были основательно разрушены шатры храма и третий ярус колокольни. Именно в это разрушенное здание храма в декабре 1941г. фашисты сгоняли женщин, детей, стариков. Два дня и две ночи люди находились на декабрьском морозе. Е.М. Смирнова, является очевидцем, выжившей в то тяжелое время. 11 декабря 1941г. Дарна была освобождена 258-м стрелковым полком 9-й Гвардейской дивизии под командованием М. А. Суханова.
Крестовоздвиженская церковь простояла полуразрушенной и забытой в течение пятидесяти лет. Только Ее руины помнят свое великое прошлое. Когда в 1991 году полуразрушенные церковные стены были переданы Православной Церкви, в селе Дарна была зарегистрирована православная община. Настоятелем храма стал только что рукоположенный Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием молодой священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. Жители окрестных деревень и Агрогородка активно помогали приходу в восстановительных работах. Под руководством отца Константина прихожане расчищали завалы, устроили временный алтарь, собрали церковную утварь. Храм преображался буквально на глазах. И вновь засияли на солнце кресты, и вновь стал по округе раздаваться благовест.

В декабре 2001 года Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского 1 степени, благодетелям Алмакаеву Руслану Федоровичу и Чумаку Николаю Георгиевичу за усердные труды во Славу Святой Церкви были вручены ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, помощникам и жертвователям церкви были вручены почетные грамоты Митрополита Ювеналия.
Вручение медали настоятелю

Настоятель храма протоиерей Константин Волков ведет в истринском районе большую общественную работу. Около десяти лет он является ответственным в благочинии за взаимодействие с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями РФ. Им ведется пастырская работа и просветительская деятельность в войсковых частях, Военном комиссариате г. Истра, ГИБДД и УВД истринского района. Тесные отношения поддерживаются с районным комитетом ветеранов Великой Отечественной войны, с молодежными военно-патриотическими организациями.

При храме действует попечительская служба. Осуществляется попечительство над раненными и больными в Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов «Русь» (г. Руза), а также при храме духовно окормляются воины-интернационалисты, инвалиды локальных конфликтов и войн, члены семей погибших воинов, в том числе организаций «Ассоциация погибших воинов в Афганистане», «Боевое братство», военно-патриотический клуб «Воины» г. Истры. По благословлению отца настоятеля силами прихожан, сотрудников храма и меценатов ведется благотворительная деятельность: оказывается постоянна помощь заключенным, находящимся в исправительных колониях Кировской, Кирово-Чепецкой, Свердловской, Вологодской областях и Чувашии. Один раз в месяц туда отправляются посылки с одеждой, предметами личной гигиены, продуктами и духовной литературой.

При храме организованы две Воскресные школы (в помещении Дома культуры Агрогородка и Дома культуры пос. Снегири), занятия в которых проводятся по основам православной культуры, церковному хоровому пению и рукоделию. В праздники Рождества Христова и Светлый праздник Пасхи силами преподавателей и учащихся для прихожан устраиваются постановочные концерты с духовными песнопениями.

Особое место в современной истории храма занимает история местно чтимой блаженной Александры (Сашеньки). Жила Сашенька на истринской земле в конце XIX - начале XX века и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства; дано было ей знать и видеть судьбы людские на десятилетия вперед. Ее останки были перенесены из села Онуфриева и захоронены внутри церковной ограды в 1996г. Могила Сашеньки с большим деревянным крестом находится внутри церковной ограды, около алтарной части храма.

В настоящее время восстановление здания храма Крестовоздвижения в основном завершено, однако внутреннее убранство церкви требует больших и дорогостоящих реставрационных работ.

Сайт: http://www.darnahram.ru

Паломнические поездки к Церкви Воздвижения Честного Креста Господня в с. Дарна