Город дарем великобритания. История архитектуры

Город дарем великобритания. История архитектуры
Город дарем великобритания. История архитектуры

Собор города Дарем, расположенный на восточном побережье Англии — одно из самых больших зданий Европы в романском стиле. Кафедральный собор расположился рядом с замком и средневековым городом на скалистом утесе, с трех сторон окруженным рекой. Весь комплекс является интересной достопримечательностью Великобритании и объектом, внесенным ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. В настоящее время Даремский собор — христианская англиканская церковь с тысячелетней историей, место кафедры епископа Дарема, центр паломничества и духовности в Северо-восточной Англии.

.
Собор Дарема, строительство которого началось вскоре после завоевания Англии норманнами в 1093 и в основном закончилось в 1133 году, был построен как соборная церковь монастыря бенедиктинского ордена, чтобы хранить мощи Св. Катберта, вместо более ранней церковь, хранившей их с седьмого века н.э.
.

.
Архитектурное значение Даремского собора заключается в том, что это — самое старое сохранившееся здание романского стиля с каменным сводчатым потолком такого крупного размера. Сегодня собор, быть может, не кажется таким выдающимся, но с точки зрения развития архитектуры и технологии строительства представляет собой значительный шаг вперед и переход европейской архитектуры к новому стилю - готике. Здесь впервые в Англии крышу собора сделали каменной, а не деревянной как до этих пор.
.


Свод центральной башни

Собор Дарема также ценен тем, что его нормандская архитектура осталась в основном

неповрежденный. Большинство других нормандских строений в Великобритании претерпело существенные изменения, часто до неузнаваемости. Также, он признан образцом романской архитектуры, и одним из самых больших соборов в мире
.

.
По сей день масштаб средневековых соборов поражает посетителей. Создание монументальных соборов в средневековье было отражением искренней веры и способом выражения творческой энергии для большой части средневекового европейского общества.
.
Хотя строительство здания собора происходило под руководством религиозных деятелей или учреждений, для него было необходимо усилие всего общества. С середины двенадцатого века церковь начала предоставлять отпущение грехов тем, кто участвует в строительстве церкви или собора, поэтому, вместо того, чтобы идти в крестовые походы (популярные средство замаливания грехов в конце одиннадцатого века), люди посвящали усилия строительству церквей.
.

В обществе всегда существовала часть верующих, которые относились неодобрительно к чрезмерным расходам на строительство и пышному художественному оформления религиозных зданий, но их всегда было меньшинство, и доминирующим было стремление выделиться, построить самое великолепное здание, отражающее величие бога
.
Поскольку постройка собора занимало десятилетия, и часто даже века, люди, которые участвовали в их создании, не ожидали увидеть их законченными во время своей жизни.
.

.
Участие в строительстве собора, требовало жертвенной готовности быть частью процесса, который был длиннее человеческой жизни.Строительство финансировалось советом старшего духовенства собора, в то время как епископы участвовали в нем только по их собственной доброй воле. Однако в Дареме, вклад епископов, интеллектуальный и финансовый, было существенным.Совет собора собирал деньги со своих приходов и организовывал туры по стране религиозной святыни для сбора средств на строительство собора.

.

.

В строительстве были заняты люди самых различных специальностей, квалификации и навыков. В нижнем конце шкалы были чернорабочие. Их основной работой была транспортировка строительных материалов и земляные работы, такие как рытье котлована под фундамент. Вопреки общему убеждению, что большая часть этих работ выполнялась добровольцами бесплатно, существуют документы, доказывающие, что большинству чернорабочих платили.
.

Рабочие более высокой квалификации, участвовавшие работах, имели специальность каменщиков, штукатуров, каменотесов, резчиков по камню. Практические соображения определяли технологический процесс работы. Например, поскольку транспорт стоил очень дорого, камни полностью подготавливали к установке в карьере. Хотя изготовление каменных блоков продолжалось весь год, строители фактически не укладывали камень зимой, когда мороз препятствовал строительному раствору связывать камни.


«Каменотесы за работой» на картине Питера Брейгеля

Каменотесы часто вели странствующий образ жизни, перемещаясь с одной стройплощадки к другой. Им платили поденно или за объем выполненной работы. Выполняющие сдельную работу вырезали свои метки на каждом вырезанном ими камне, это давало возможность вычислить сумму оплаты за труд. Со временем такие отметки стали признаком профессиональной гордости и приобрели более красивый и тщательно продуманный вид. Их все еще можно заметить на некоторых камнях в соборе Дарема.
.

В ранних романских зданиях, фрески были наиболее распространенными средствами внутреннего художественного оформления, и каменная резьба использовались мало. Однако, поскольку квалификация мастеров резьбы по камню со временем сильно выросла, скульптура, стала важной составляющей дизайна более поздних зданий. Скульпторы стали более независимыми, и уже рассматривали себя как художников, а не квалифицированных мастеров.

Также, поскольку архитектура и технология строительства развивались дальше, стали возможными большие стеклянные окна, впустившие дневной свет в интерьер собора. Витраж, ставший одной важнейших декоративных особенностей религиозных зданий, заменил фрески в качестве средства изображения религиозных сцен.
.

Создание собора Дарема
.

Почти все, что мы знаем о создании собора, почерпнуто из записей Симеона, монаха даремского монастыря под названием «Небольшая книга о происхождении и строительства церкви Дарема».

Согласно записям Симеона, епископ Уильям Св. Кале приказал возвести новый собор «более благородный и великий», чтобы заменить англосаксонский, построенный столетием ранее епископом Олдхуном. Примером для подражания послужил нормандский собор в городе Кане. К рытью котлована под фундамент приступили после чтения молитв 29-го июля 1093 года, а к возведению стен всего через две недели — 11-го августа того же года.

Собор Дарема был построен как церковь для монашеской обители ордена бенедиктинцев. Симеон также упоминает, что, в то время как за здания монашеской обители заплатили монахи, сам собор финансировался епископом, который лично принимал участие в разработке проекта здания.
.
Целью Уильяма Св. Кэлэ было создание такого собора, который бы затмил своих английских современников и был одним из больших соборов христианского мира.
.

Одним из самых важных образцов для нового собора в нормандские времена был старый собор Св. Петра в Риме, построенный императором Константином, в 4-м веке н. э. Соответственно, оригинальная длина даремского собора от часовни с мощами Св. Катберта в апсиде в восточном конце здания до главного входа в западном конце всего на 70 см длиннее, чем старый римский собор; его неф — почти такой же ширины, спиральные колонны точно повторяют те, которые должны были быть найдены на навесе вокруг Святыни Св. Петра.

Слева: Одна из «Соломоновых» колонн использованная в старом соборе Св. Петра , источнике вдохновения для религиозных зданий повсюду в христианском мире.
Справа: Одна из колонн в в часовне Св. Катберта в соборе Дарема.
.

В проекте нового собора Уильям Св. Кэлэ следовал традиции, которая развилась в более ранних соборах в нормандской Англии, также построенных для хранения религиозных святынь. Сравнение даремского и винчестерского соборов показывает наличие многих общих черт, весьма вероятно, что оба здания были работой одного и того же главного каменщика (автора и руководителя стройки). На основании анализа его архитектурного стиля, следующего больше английской, чем французской традиции, предполагают, что он был по происхождению англичанином.

Полукруглые арки в романском стиле
.

Некоторые исследователи предполагают, что пересекающиеся арки вдоль проходов в соборе Дарема, вдохновлены архитектурой исламской Испании.
.

Уильям Св. Кэлэ умер в 1096 году, всего три года спустя после того, как работа над нормандским собором началась. Следующим епископом стал Рэналф Флэмбард. Флэмбард был епископом до своей смерти в 1128 году. К тому времени строительство собора подходило к концу и было закончено в 1133, всего пять лет спустя.
.

Значение собора в развитии архитектуры

Собор Дарема является важным этапом в развитии архитектуры благодаря многим инновациям, которые коренным образом изменили вид церковных зданий по всей Европе.

1. Самые старые из сохранившихся, крестовые арки такого масштаба в мире.

Свод нефа собора — самый значительный архитектурный элемент объекта Всемирного наследия Дарема, Он представляет собой поворотный момент в истории архитектуры. Впервые остроконечная арка была использована в качестве структурного элемента в этом здании.
.

Полукруглые арки были типом, которые использовались раньше, имели одно существенное ограничение: их высота должна была быть пропорциональна их ширине. Когда остроконечные арки заменили полукруглые, появилась возможность достичь большей высоты и ширины.
.


.
До даремского собора здания покрывались деревянными крышами, которые не были органично связаны с каменными стенами, кроме того, они слишком хорошо горели.
.

2. Впервые в архитектуре были использованы нервюры, для формирования стрельчатых арок и поддержки свода собора. Этот ранний этап рождения нового стиля - готики, носит название ланцетовидный свод. Для него характерны простые своды, поделенные нервюрами на четыре части в форме ланцетов. .

Остроконечные арки дают возможность преодолеть ограничения, созданные простой геометрией полукруглых арок, позволяя аркам различной ширины иметь одинаковую высоту.
.
Каменные ребра оказывают дополнительную поддержку своду в критических точках, благодаря чему можно уменьшить толщину стен и, следовательно, их вес. Ребра также помогают распределить вес свода между стенами.
.

Нервюры также обладают эстетической ценностью, становясь объектом внимания зрителя, придавая своду легкость и изящество.

Полукруглый свод


Крестовый свод
.

Эти два эскиза показывают разницу между полукруглыми и нервюрными крестовым сводами. Заштрихованные области свода — ключевые структурные элементы, в то время как не заштрихованные - не несут нагрузки. Комбинация остроконечных арок и нервюр позволяет достигнуть большей высоты, чем использование полукруглых арок примерно того же размера.
.

Высота была очень важна, потому что одной из целей строителей собора было построить монументальное здание, которое отразило бы величие и могущество бога. Каменные ребра стали чрезвычайно важными структурными элементами. Они позволили соборам взлететь высоко в небо. Внедрения стрельчатых арок вызвало появление нового архитектурного стиля — готического, процветающего между 12-ми и 16-ми веками.
.

3. Ребра стали одним из главных поддерживающих структурных элементов свода. Стены освободились от необходимости выдерживать полный вес крыши, как следствие, появилась возможность создать большие окна. С этого времени соборы из темных, тяжелых зданий с маленькими окнами превратились в легкие, просторные здания, где площадь окон превышает площадь стен.
.

.
4. Чистый вес здания и поперечное напряжение арок и сводов были самым большим вызовом строителям. Если стены не были достаточно массивны, или достаточно тверды, они могли разрушиться. Эта проблема была решена путем создания аркбутанов. Предшественники аркбутанов существуют и в соборе Дарема, хотя не слишком заметны.

Башни
.

Башни собора были особенно важны в Дареме, где собор расположен на невысоком участке земли, окруженном с трех сторон рекой. Высокий противоположный берег почти скрывает здание собора, а значит, у паломников отсутствует ориентир движения к реликвии. Обычно соборы строили на высоких холмах, чтобы их можно было заметить на большом расстоянии. Для этой цели над собором возвели три башни со шпилями, центральную и две западных. Шпили были удалены в 1658 году.
.


Западные башни
.

У центральной башни Собора самая богатая событиями история. Она было возведена в конце 13-го века, но вскоре была поражена молнией. Восстановлена была башня тридцать лет спустя в 1429 году.
.
Спустя еще тридцать лет, молния, снова попала в башню и разрушила ее. Новую башню построили между 1465 и 1474 годами. Десять лет спустя был добавлен второй ярус. В таком виде башня дожила до наших дней.
.

Часовня Девяти алтарей
.

Несмотря на величину собора, место, где располагались мощи Св. Катберта, постоянно было переполнено паломниками. Поэтому, в конце 13-го века было решено расширить пространство собора и построить часовню с девятью алтарями рядом со святыней. Идея постройки была почерпнута из подобного расширения, выполненного в 1247 году для Фаунтезианского аббатства в Норт-Йоркшире. Ввиду сложной топографии берега реки было трудно удлинить здание, но имелась возможность дополнить основное здание широкой пристройкой.

Часовня Девяти алтарей
.

За двести лет, прошедших после постройки собора, готический стиль стал основным для церковного строительства. Новая часовня построена с учетом всех достижений строительной технологии того времени. Готическая Часовни Девяти Алтарей заметно отличается по стилю от старого здания собора. В ней царят высокие изящные стрельчатые арки, тонкие колонны поддерживают высокий свод, огромные витражные окна заливают пространство разноцветными бликами.
.

Источник www.studing.od.ua - архитектурные достопримеыательности собора в городе Дарем

Даремский кафедральный собор считается архитектурным шедевром. Установленный на вершине крутого, нависающего над городом лесистого полуострова собор на протяжении столетии помогал местным жителям защищать Дарем от врагов.
Расположенный рядом с собором Даремский замок на протяжении столетии развивался из старинной крепости, а в настоящее время стал частью Даремского университета. В XII веке полуостров был укреплен защитными стенами, часть которых дошла до наших дней. Дарем был не только укрепленным пунктом, по и местом паломничества.
Даремский кафедральный собор обязан своим существованием Св. Катберту, который умер в 687 году и был вначале похоронен на острове Линдисфарн на побережье Нортумберленда. Чтобы защитить его останки от набегов викингов, монахи переносили их с места на место и, наконец, доставили в 995 году в Дарем, город, куда затем была переведена и кафедра епископа.
В 998 году монахи построили каменную «белую церковь» для мощей святого, ныне не существующую. В 1022 году церковь обрела мощи Беды Достопочтенного, умершего в 735 году и захороненного в Ярроу. Обретение мощей этих двух святых стало побудительным мотивом для возведения в Дареме кафедрального собора для паломников.
Вслед за завоеванием Англии норманнами в 1066 году было реформировано духовенство Дарема. Теперь город стал важным центром христианской церкви в Северной Англии. Сооружение кафедрального собора началось в 1093 году и было завершено в 1133 году. Этот собор стал вершиной средневековой архитектуры и одновременно засвидетельствовал начало перехода от романского стиля к готике.
Поскольку собор был сооружен в короткие сроки, всего за 40 лет, его архитектура однородна. А вот расположенный неподалеку замок перестраивался на протяжении 900 лет. Замок был сооружен по распоряжению Вильгельма Завоевателя (правил 1066-1087).
Современный вид замка сохранил черты первоначального, норманнского облика. Он построен по типичному для норманнской архитектуры образцу, с крутым земляным валим, на вершине которого размещены защитные сооружения на востоке, и большим внутренним двориком вокруг вала, защищенным внешней стеной, на западе. Уолткоф, граф Нортумберленд, начал сооружение замка в 1072 году по распоряжению самого Вильгельма Завоевателя. После этого Вильгельм передал управление замком в руки епископа Уолчера Лоренс кого. При последующих епископах Дарема замок продолжали перестраивать на протяжении 750 лет.
Замок нес двойную функцию. Он защищал Дарем от постоянных нападений шотландцев с севера и одновременно служил административным центром и официальной резиденцией епископов. После XVII века замок утратил свое значение как крепость и стал служить только епископской резиденцией. В XIX веке замок стал частью университета.
Архитектура замка отражает многочисленные, проводившиеся в течение столетии изменения и дополнения. В северном крыле сохранились фрагменты романского периода. Старейшей доступной для посещений частью замка является Норманнская часовня, построенная в саксонском стиле в 1078 году.
В отличие от других европейских соборов Даремский кафедральный собор и сегодня выглядит почти так же, как после завершения строительства в 1133 году. При сооружении был применен ряд важных технических новшеств, оказавших огромное влияние на готическую архитектуру во всей Европе.
Собор был построен в романском аиле, который преобладал во всей Западной Европе между 1050 и 1200 годами. Как следует из его названия, романский стиль сложился под влиянием римской архитектуры и вобрал в себя такие ее черты, как закругленные арки, крупные колонны, маленькие окна и простые резные украшения.
Собор был спланирован епископом Керилефом. Построенный из песчаника, он состоит из большого нефа с боковыми, расходящимися в виде восьми лучей, крыльями и ребристым сводом. Структура ребристого свода позволила изогнуть его большие участки, и этот образец способствовал развитию готического стиля, в котором подобные ребра помогают подчеркнуть устремленное вверх внутреннее пространство храма. Высота свода составляет около трех этажей, однако его пропорции были необычными для того времени, поскольку главная аркада практически равна по высоте галерее и верхнему ряду окон, освещающих хоры. Эта особенность привлекает внимание посетителей к аркадам и помогает создать иллюзию большого пространства.
В дополнение к новаторскому дизайну ребристого свода, в конструкции собора имеются и другие нововведения. Накрытая черной мраморной плитой могила Беды Достопочтенного находится в Галилейской капелле, сооруженной у западного конца собора между 1170 и 1175 годами. На восточном конце собора находится капелла Девяти алтарей - большая, плоская выступающая апсида, сооруженная в XIII веке, которая освобождает пространство для прохода паломников к мощам святого Катберта. Трансепта на восточном конце нет больше ни в одной английской церкви за исключением Фонтенского аббатства в Йоркшире.
Световой купол в центре был восстановлен в XV веке после того, как его разрушило бурей. Его положение необычно и дополняет две западных башни. Большое окно в северной стене с двойной ажурной решеткой считается лучшим образцом храмовой готики.

Достопримечательности

1. Даремский замок. Построенный в XI веке замок на протяжении своей 900-летней истории неоднократно перестраивался.
2. Пэлис Грин - до XII века это был центр Дарема, где находился старый рынок.
3. Кафедральный собор. Построенный между 1093 и 1133 годами, этот собор считается одним из лучших образцов норманнской архитектуры. Первоначальный план собора практически остался без изменений, а одной из его главных достопримечательностей является просторный неф со сводчатым потолком.
4. Северный и Южный внутренние дворики. Построенные в целях обороны, дворики были спроектированы как улица, укрытая в восточной части замка крепостными стенами.
5. Мост Пребендс. С этого построенного в 1777 году моста открывается вид на реку Уир и вершины западных башен собора.
6. Замковый донжон - большая восьмиугольная башня, установленная на террасном холме, на восточной стороне внутреннего дворика. Использовалась как епископский дворец, а в 1840 году была коренным образом реконструирована. В настоящее время часть Даремского университета.
7. Галилейская капелла , известная также как капелла Святой Девы, в свое время была единственной частью собора, куда разрешалось входить женщинам. Была построена в 1189 году. К XV веку капелла оказалась в руинах и была восстановлена в первоначальном романском стиле. В одноэтажном зале с пятью боковыми приделами находится могила Беды Достопочтенного.
8. Могила Св. Катберта . Святилище святого расположено в капелле Девяти алтарей. Гробница, крест и несколько расшитых епитрахилей можно увидеть в кафедральном Музее сокровищ.
9. Капелла Девяти алтарей установлена на террасе ниже уровня пола собора. В капелле имеется два великолепных витражных окна, сводчатый цоколь, высокие ланцетные арки и верхний ряд световых окон.
10. Монастырь. Основанный в 1083 году монастырь на протяжении более 450 лет служил мастерской монахов-бенедиктинцев, пока не был закрыт и распущен в 1540 году.

Любопытные факты

1. С раннего периода христианства святой Катберт был одним из самых уважаемых христианских миссионеров, обращавших людей в свою веру, и был канонизирован как святой. В детстве он был пастухом, но после явившегося ему видения поступил в кельтский монастырь, где прославился набожностью и ученостью. Поначалу сопротивлявшийся римской традиции монашества, святой Катберт принял римско-католическое учение, когда был назначен настоятелем монастыря в Линдисфарне.
Святой Катберт вынужденно принял предложенный ему в 685 году пост епископа Линдисфарнского и с достоинством исполнял свои обязанности. Спустя два года он оставил этот пост и вскоре умер. Тело святого, согласно его последней воле, было погребено в Линдисфарне и оставалось там до тех пор, пока мощи не были перенесли в Даремский кафедральный собор.
2. Кафедральный собор в Дареме был построен в конце XI - начале XII века. В нем хранятся мощи Св. Катберта и знаменитого ученого монаха Беды Достопочтенного. Собор является прекрасным образцом норманнской архитектуры в Англии. Новаторская конструкция его сводов предвосхищает позднейшую готику. Замок - старинная норманнская крепость - был резиденцией епископов Дарема.

Дарем

В «Географии Вышки» большинство коллег пишут о своем родном городе или о городе, где они провели много времени, часто бывали. Я пишу о городе, в котором прожил около месяца более 25 лет назад и который я уже почти не помню. Образы со временем размываются. Скорее это воспоминание об утраченном времени и былых ощущениях.

Осень 1991 года. Я в команде, которая должна создавать «Британский колледж в Москве» (будущую знаменитую Шанинку). Нас в качестве десанта забрасывают в разные университетские города для разведывания британского опыта. Я заброшен на северо-восток Англии, в небольшой городок Дарем, где и сейчас от силы полсотни тысяч местных жителей. И это даже не мой выбор — я никого и ничего там не знаю.

С тех пор я побывал во множестве английских городов и городков. Но Дарем запомнился особо. Уже из окна поезда с огромного викторианского виадука открывается незабываемый вид на этот город, точнее, на его исторический центр на высоченном холме, вокруг которого подковой изгибается река Уир. Здесь ты впервые видишь Даремский замок, воздвигнутый в XI веке еще при Вильгельме Завоевателе, и не менее знаменитый Даремский собор. За пять лет до моего приезда они были включены в перечень памятников Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО (первыми в Великобритании) как исключительные образцы норманнского зодчества. Но всего этого я тогда не знал. Как не знал и того, что замок теперь принадлежит созданному в 1832 году Даремскому университету, в который я, собственно, и направлялся. Пока ты смотришь на этот замок, воображение рисует романтические картины из рыцарских времен, в основном из романов Вальтера Скотта (Шотландия неподалеку, и в Дареме знаменитый шотландец тоже бывал).

Меня определяют в частный дом за немыслимую для нас тогда сумму — 100 фунтов в неделю (за один фунт в то время можно было пересечь всю Москву на такси и, возможно, даже в оба конца). Здесь сталкиваюсь с раковиной, где для горячей и холодной воды отведено по отдельному кранику и привычную теплую воду можно получить, только воспользовавшись затычкой. Возникают прочие раздражающие прелести британского быта. Кроме моей комнаты мне разрешено пользоваться гостиной, где я смотрю местный телевизор — новости, рок-концерты, сериал «Дживс и Вустер» со Стивеном Фраем и Хью Лори.

Почти каждый вечер бегаю кроссы по парку вдоль реки, многократно ныряя вниз по склону и вновь поднимаясь наверх. Гуляя по исторической части Дарема, тренирую фонетику английского (еще столь далекую от идеала). Вспоминаю приемы артикуляции, показанные преподавательницей языка, и повторяю фразы из увиденного интервью с Миком Джаггером из «Роллинг Стоунз» (у него-то артикуляция на зависть...).

Прихожу в библиотеку, роюсь в карточном каталоге (компьютеры в университете еще только появляются), набираю книг и читаю одну за другой. Делаю копии самого важного — на Родине этого не достать, электронные библиотеки в далеком будущем. И трудно предположить, что они вообще когда-нибудь появятся.

Хожу на занятия к даремской профессуре. Чему-то учусь. Подмечаю разные детали — например, то, что почти все преподаватели одеваются кое-как, ходят на лекции в растянутых свитерах, только ботинки надевают приличные. Этим подчеркивается университетский демократизм, многие социологи — приверженцы неомарксистских взглядов. Решаю про себя, что никогда не буду в таком виде ходить на собственные лекции. И не хожу.

Один из университетских преподавателей приглашает к себе домой, иронично извиняясь, что ездит на дешевой советской «Ладе» (мы тогда поставляли в Великобританию по нескольку тысяч праворульных машин в год). Рассказывает, что работает на одногодичных контрактах и никак не может закрепиться. А у него семья. Так я узнал, что ситуация у коллег может быть не очень благополучной.

Мне говорят, что на тот момент я единственный русский во всем Дареме. Пару лет назад была еще преподавательница русского языка из России. Попробуйте сейчас такое представить в любом конце света.

В незнакомом мире каждый нуждается в проводнике. Моим шерпой становится доцент социологии местного университета Дэвид Бёрн. Не знаю, почему он со мной так возится и тратит на меня столько времени (обычно это не принято, даже рядовые встречи назначаются как минимум за неделю). Возможно, он увидел во мне искренний интерес и сам был человеком интересующимся. Мы подолгу разговариваем, он советует мне ключевые книги (вовсе не обязательно по моим темам). Все-таки хорошо иметь грамотного наставника.

Мы с Дэвидом ходим в пешие походы по окрестным холмам вдоль низких каменных изгородей (тут же вспоминаются «огораживания в Англии» из учебника истории). Он возит меня в родной Ньюкасл, где проводит социологические экскурсии — показывает местную «Рублевку», где живет элита, учит отличать муниципальные и частные дома по входным дверям, курсирует вдоль фактически брошенных промышленных заводов (плоды деиндустриализации). Важно своими глазами увидеть то, что прочитано в книгах.

Смущают постоянные денежные трудности. Сегодня, по крайней мере, в части текущих расходов мы чувствуем себя более свободными. А тогда денег было очень мало, при этом у нас почти ничего не было, а хотелось сразу всего. В России разгар дефицита, плохо даже с едой. И ты вынужден взвешивать каждый фунт — выпить ли лишний раз пива, поехать ли куда-нибудь, купить ли книгу или какую-то вещь (практически любую — дома все шло на ура). Хорошо, что сегодня мы избавились от подобных проблем.

Ты попадаешь в мир фэнтези. Говорят, Даремский собор послужил прообразом для создания визуального образа замка Хогвартс в фильмах о Гарри Поттере.

Есть эпизоды — не очень значимые — которые тем не менее остаются с тобой на всю оставшуюся жизнь. Вот первый. Воскресный солнечный день. Я подхожу к небольшой центральной площади Дарема и вижу скопление разряженной публики, духовой оркестр — явно готовится какое-то празднество. Задерживаюсь — и, действительно, вскоре показывается колонна людей, марширующих в военной форме. Военный парад! Когда же колонна приближается, я внезапно перестаю понимать, что происходит. Вроде обычный парад, каких я видел немало (и сам участвовал, когда был на военных сборах). Несколько странными кажутся лица военных и то, как именно они маршируют. Понимая, что это не кремлевский полк, все же обращаюсь с вопросом к стоящей поблизости леди и выясняю, что это парад заключенных из расположившейся неподалеку Даремской тюрьмы (возведенной в 1810 году).

Второй эпизод. Иду через город и вижу на лужайке группу играющих детей 4-5 лет с воспитателем. Местный детский сад. На улице ноябрь, на мне свитер, поверх него пальто, и мне, честно говоря, не жарко. Дети же (вижу как сейчас) в белых маечках с короткими рукавами и белых трусиках. Их планомерно приучают к выдержке (знаменитый Stiff Upper Lip). Понимаешь, как эта нация в свое время завоевала полмира.

Но главное, что этот наполненный историей город становится рамкой для особенных ощущений, которые были характерны именно для того переломного времени в самом начале 90-х. Только что упал железный занавес, и появилась возможность проникнуть в запретный западный мир. Возникло острое осознание неопределенности, открытости будущего (увы, исчезнувшее ныне). Пока не ясно, что будет с твоей страной (только что распался Советский Союз, до начала либеральной реформы еще несколько месяцев), но чувствуешь, что грядут какие-то важные перемены. И тебе самому непонятно, что делать дальше — оставаться в России или попытаться перейти в другое таинственное измерение (многие коллеги начинают уезжать или подумывают об отъезде). На это наслаиваются профессиональные размышления. Думаешь, что дальше делать, переходить ли в социологию, которой начал усиленно заниматься. В голове складываются пока еще туманные представления об экономической социологии, которая позднее станет основной специальностью. А пока мир открыт.

Этот мир принимает тебя и даже по-своему ласков (к русским в это время относятся с каким-то неподдельным удивлением и порою даже восторгом). Тебя приглашают в пабы или домой на семейные обеды. Но ты все равно ощущаешь здесь себя чужаком, занесенным в другую среду. Тебе лишь позволили некоторое время понаблюдать, как живут другие...

Иными словами, ты попадаешь в мир фэнтези. Говорят, Даремский собор послужил прообразом для создания визуального образа замка Хогвартс в фильмах о Гарри Поттере. И это не удивляет.

С годами происходит разволшебствование этого мира. Открывается много других по-своему красивых мест, путешествия становятся обыденным делом. Нетрудно вернуться и в Дарем. Просто взять и поехать. Но вернуть те обостренные ощущения открытия нового, чувство какого-то щемящего одиночества и рвущихся куда-то надежд на будущее — столь неясное, но непременно светлое, — уже никогда не удастся.

Дарем сильно изменился с середины XX века, когда окружавшие его угольные шахты придавали этому университетскому городу мрачноватый вид рабочего поселка. Теперь все шахты закрыты, а город похорошел. Средневековая часть Дарема расположена на узком полуострове, своей оконечностью указывающем на юг. Река Уир здесь делает петлю, и в самом узком месте всего лишь около 200 м суши разделяют изгибы русла. Если бы не этот перешеек, Дарем оказался бы на острове. Пройти пешком по центру города не займет много времени, но прогулка будет интересной. Можно отвести на нее часа два, но для того, чтобы как следует осмотреть собор и замок, времени потребуется больше.

Лучше всего начать осмотр Дарема с Маркет-плейс (рыночной площади) , превращенной в пешеходную зону. Здесь стоит памятник 1861 г. Чарльзу Уильяму ван Стюарту, третьему маркизу Лондондерри, главе судебной и исполнительной власти графства Дарем.

Сильвер-стрит приведет вас к Фрамуэллгейтскому мосту XIV в., откуда открывается чудесный вид на стены замка и башни-близнецы собора.

Вдоль реки

Спустившись с моста и повернув налево, вы окажетесь на тропинке, идущей вдоль берега реки. Вскоре вы дойдете до невысокой запруды (любимого места байдарочников) около фабрики Иисуса, построенной в XVIII столетии на фундаменте средневекового здания. Доходы от этой бывшей сукновальной фабрики использовались для постройки алтаря собора - отсюда и название. Теперь в ней размещается прекрасный Археологический музей Даремского университета.

На другой стороне реки Уир, куда вы попадете, перейдя ее по Пребендскому мосту с тремя изящными арками, построенному в 1776 г. на месте снесенного наводнением деревянного моста, тропинка поворачивает направо и следует изгибам реки, образующим здесь полуостров. Рядом с мостом находится оригинальный образец современной деревянной скульптуры.

Чуть дальше по берегу среди деревьев стоит маленькое строение из камня, похожее на беседку. Его вход украшают колонны с канелюрами. На этом месте стоял дом, где жил один из наиболее прославленных граждан Дарема - польский эмигрант граф Борувласки. Он поселился здесь в начале XIX в. и умер в 1837 г. в возрасте 97 лет. Он был крошечного роста, всего 98 см, и, по отзывам сограждан, отличался умом и щедростью.

Дальше тропинка проходит под современным мостом Кингс-гейт, рядом с которым находятся учебные корпуса Даремского университета. Вскоре впереди вы увидите островерхие арки построенного в XII в. Элветского моста. За ним находится лодочный эллинг Брауна, где летом можно взять напрокат лодку.

К замку

Прямо перед мостом узкие ступеньки Друри-лейн-Веннел ведут налево, через арку, к мысу в Норт-Бейли. Находящаяся слева улица Оуэнгейт, вымощенная булыжником, идет к Палас-Грин, окруженной зданиями XVII в. Впереди находится Даремский собор, а справа - замок.

В Даремском замке, строительство которого началось в 1072 г., сохранились фрагменты старой постройки, в частности тюдоровская капелла с красивыми сиденьями на хорах и кухня XV в. Большая часть замка перестроена в готическом стиле в XVIII в. для даремских епископов, живших там до 1836 г., когда замок передали основанному в 1832 г. епископом Ван Милбертом университету.

После осмотра собора и Сокровищницы выходите на Саут-Бейли. Извилистая улица приведет вас к университетским колледжам Святого Джона, Святого Чада и Общества Святого Кутберта. Далее дорога проходит под Уотергейтской аркой 1778 г., перед Пребендским мостом сворачивает вправо и следует по восточному берегу Уира мимо фабрики Иисуса, а затем возвращается к Фрамуэллгейтскому мосту, Сильвер-стрит и рыночной площади.

Дарем – старинный город на северо-востоке Англии, на берегах реки Уир, известный своими собором и замком.

Археологи свидетельствуют, что первые люди жили на холмах, где теперь расположен город, еще 4000 лет назад. Город был основан в 995 году. Несколько монахов из Линдисфарнского аббатства, сопровождавшие гроб с телом святого Кутберта, основали на этом месте церковь, где и упокоились останки святого. По преданию, святой Кутберт явился одному из монахов и указал место для строительства собора.

На протяжении всего своего существования Дарем имел огромное значение как религиозный центр и место паломничества. В Даремском соборе захоронены одни из самых почитаемых святых Англии – святой Кутберт и Беда Достопочтенный. Географическое расположение Дарема делало его важным стратегическим пунктом в обороне Англии от шотландцев. Таким образом, Дарем приобретает всё большее политическое значение, и в 1075 году епископ Даремский получает титул князя-епископа, что дает ему не только религиозную, но и светскую власть над графством, причем практически неограниченную. Князь-епископ имел право на собственную армию, собственный парламент и даже на чеканку собственных монет. Права князей-епископов были несколько ограничены только во время правления Генриха VIII, и полностью упразднены только в 1971 году.

Резиденцией епископов служил Даремский замок , построенный в XI веке. Он также играл важную роль в обороне Англии от Шотландии. Даремский собор , благодаря которому город приобрел известность и влияние, в своем нынешнем виде был основан в 1093 году и является прекрасным образцом романской и готической архитектуры.

Весь центр Дарема охраняется государством как исторический памятник. Здесь множество старинных домов, у каждого из которых – своя история. В список охраняемых объектов входят также мосты через реку Уир, в числе которых мост Элвит двенадцатого века, Пребендс восемнадцатого и мост Кингсгейт, построенный в двадцатом веке.

Туристов ждут Железнодорожный музей, музей Востока, Археологический музей и Ботанический при университете. Сады поместья Крук-Холл прекрасны в любое время года, а летом можно прекрасно отдохнуть на Дворцовой лужайке (Palace Green) – это газон в самом центре Дарема, который находится между замком, собором и университетом.