). Особняк Н

  ). Особняк Н
). Особняк Н

Особняк Румянцева (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

История

Свой торжественный, монументальный вид здание обрело не сразу. Изначально это было каменное строение, принадлежавшее князьям Голицыным со времени его постройки в 1740-х гг. Спустя 30 лет владельцы решили его перестроить. Проектом занялся первый российский профессор архитектуры, преподававший в Императорской Академии художеств, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Он заложил архитектурные пропорции здания, сохранившиеся и по сей день: особняк в три этажа на 11 осей.

Познее Голицыны расстались с владением. Дом кочевал между английскими торговцами, пока в 1802 г. его не выкупил дипломат Николай Румянцев. В 1808 г. Александр I назначил его министром иностранных дел: возникла необходимость преобразовать здание так, чтобы оно привлекало внимание и соответствовало статусу хозяина.

Именно при Румянцеве появился выдающийся портик на высоком цоколе с дюжиной колонн, поддерживающих крышу.

Николай Румянцев всю жизнь коллекционировал памятники российской истории. После его смерти брат Сергей Петрович по устному поручению создал из особняка и собраний родственника первый в России частный музей. Однако в здании на Английской набережной он оставался 30 лет, а затем был перенесен в Москву, в Пашков дом, поскольку с уходом Сергея Румянцева особняк начал приходить в упадок.

Вновь последовал калейдоскоп перепродаж; первый же покупатель переделал роскошное строение из общественной площадки в жилое помещение, организовав доходный дом.

В годы Революции особняк опустел. Позднее здесь разместили облсоюз, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, школу пионервожатых и другие организации. Были и жилые квартиры. С 1938 г. помещения начали постепенно передавать Музею истории Ленинграда, но последние жильцы покинули здание только в начале 90-х.

Что посмотреть

Сегодня в особняке Румянцева располагаются экспозиции Музея истории Санкт-Петербурга, посвященные жизни города в начале 20 века, а также его обороне во время Великой Отечественной войны.

Кроме того, можно посетить экскурсию, рассказывающую о самом доме и его хозяевах. Гостей проводят по отреставрированным парадным залам. В большинстве из них сохранились подлинные люстры и зеркала эпохи Наполеона, воссозданы интерьеры, реставрация продолжается и сейчас.

Наибольший интерес представляет роскошная парадная лестница из мрамора. Ее возвели в 1882 г., когда владелицей особняка стала жена Его императорского высочества 5-го герцога Лейхтенбергского Зинаида Богарне. В эти годы появилась и боковая дубовая лестница, которую также демонстрируют туристам.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Английская наб., 44 (станция метро «Невский проспект»). Веб-сайт .

Часы работы: четверг-понедельник с 11:00 до 18:00; вторник с 11:00 до 17:00. Взрослые билеты - 200 RUB, учащимся и пенсионерам - 100 RUB. Цены на странице указаны на август 2018 г.

Парадная гостиная. Согласно «Описи большого дома Румянцевского музеума», составленной в 1846 г. в этом зале, помимо больших глобусов Земной и Небесной сфер, хранился сафьяновый ларец с рескриптами и грамотами на имя графов Румянцевых. В 1884 г. архитектор А. А. Степанов оформил этот небольшой зал, имитируя стиль «Людовика XVI», т.к. высокое положение заказчиков, членов императорской фамилии, требовало соответствующей декоративной отделки парадных залов особняка. В лепном декоре присутствуют охотничьи мотивы, а в рельефных десюдепортах - античные вазы. Потолок украшен лепными розетками в виде цветочных венков. Гостиная была прекрасно освещена четырьмя одинаковыми люстрами, сохранившимися до наших дней. Убранство зала конца XIX в. было разностильным в духе историзма. Среди прочих предметов мебели здесь находился небольшой шкафчик красного дерева с росписью на дверцах, работы французского мебельщика Анри Дассона, представлявший собой копию с работы Адама Вейсвейлера XVIII в.(аналогичный шкаф в экспозиции ГМЗ «Павловск»). Правая стена практически полностью занята зеркалом (17,89 кв. м), заключенным в лепную золоченую раму. Зеркало установлено в 1910 г. При огромных размерах оно выполнено единым стеклом и является единственным в городе подобным зеркалом. Первоначально на этом месте был большой гобелен итальянской работы предположительно по рисунку Паоло Веронзе. На соседней стене находился парадный портрет Екатерины II., копия с работы Ж.-Б. Лампи старшего (1751-1830).

Музыкальный зал. В период существования в особняке Румянцевского музея в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка 9 июля 1884 г. графиней З. Д. Богарне эти помещения подверглись большим изменениям. Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для музыкального зала, Степанов объединил почти равные пространственные объемы. Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный. Большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, получил оформление в духе историзма. В лепном декоре угадываются черты стиля «Людовика XV». Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами и стилизованными акантами, переходящими на потолок. Зал украшали два больших декоративных панно Гюбера Робера (1733-1808): «Прогулка по долине» и «Развалины храма» из собрания князя Л. Е. Кочубея, а также шпалера из серии «История Дон Кихота» французской работы 1770-х гг. На мануфактуре Гобеленов было выткано две таких серии, отличавшиеся лишь по цвету. Они были выполнены по картонам художника Ш.-А. Куапеля (1694- 1752) в мастерских П. Козетта и К. Одрана.

Дубовая лестница была выполнена в конце 1880-х гг. русскими мастерами по проекту архитектора А. А. Степанова вместо располагавшейся раньше в этой части дома боковой металлической лестницы. Перила и настенные панели лестницы украшены затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа. В первом этаже выход на нее возможен с двух противоположных сторон: из дубового кабинета и дубовой гостиной. Потайная в первом этаже. На втором лестница выходит в антикамеру. Ведущую к парадным залам. Стены этой комнаты также были полностью декорированы дубовыми панелями, а потолок - профилированными кессонами. Завершение лестницы оригинальным световым фонарем прямоугольной формы позволило решить проблему ее освещения.

В первые послевоенные годы был отреставрирован фасад в варианте максимально приближенном к авторскому замыслу. При создании экспозиций было сохранено архитектурно-художественное убранство и объемы залов. В начале 1980-х гг. произведена реставрация помещений 1-го этажа: Дубового зала, Дубовой лестницы, Мавританской гостиной, «Черного кабинета», вестибюля и парадной лестницы. С 1998 по 2000 гг. отреставрированы залы 3-го этажа лицевого корпуса с приспособлением их под экспозицию «НЭП. Образ города и человека» и комнаты первого этажа - бывшая «Дамская гостиная».

В этот же период проводились работы по капитальной реставрации фасада с устранением аварийной деформации портика. В комплекс работ входило: укрепление фундамента, скрепление фасадной стены с внутренними продольными стенами металлическими штырями, установка распределительной балки на уровне второго этажа, реставрация фасадной стены и портика с восстановлением лепного декора и горельефа во фронтоне. С 1999 г. велись работы в залах 2-го этажа лицевого корпуса, сохранивших свои объемы с начала XIX в. В 2002 г. началась реставрация вестибюля и залов анфилады 2-го этажа.

Первый каменный дом, расположенный на участке набережной Невы(Английская наб.,44), предположительно принадлежал князьям Голицыным, и был построен еще в 1740- х годах.

В 1738 году в Северной столице была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которая контролировала планомерную городскую застройку. На набережной Невы возводились «образцовые дома», одним из них и был дом Голицыных - двухэтажное здание, центральный ризалит в три этажа отмечен портиком с небольшим фронтоном. На гравюре М.И.Махаева «Перспективный вид Невы от Галерной верфи и 13-й линии Васильевского острова вверх по течению» видно, что дом Голицыных ничем не выделяется из ряда окружающих домов, имя архитектора, спроектировавшего здание, осталось неизвестным.
После смерти Голицына дом перешел по наследству к его сыну, который умер, не оставив наследников. Следующими владельцами особняка были английские купцы Фаркварсан, а затем Варра. В этом районе домовладельцы часто сдавали иностранным купцам внаем свои дома, освобождаясь от повинности - воинского постоя. Постепенно богатые особняки на набережной были заселены преимущественно англичанами, что определило к концу XVIII века название набережной- Английская.
В 1802 году особняк на Английской набережной приобрел граф Николай Петрович Румянцев (1754- 1826), сын прославленного полководца времен Екатерины II – Петра Александровича Румянцева- Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. При новом владельце особняк превратился в «центр наук» и «храм муз».

Находясь на дипломатической службе, Н.П.Румянцев собирал памятники русской культуры и истории. Особый интерес граф проявлял к письменным памятникам – инкунабулам (первопечатным книгам, изготовлявшимся с наборных форм до 1501 года), древним рукописям, церковным книгам, государственным актам. Румянцев так же коллекционировал медали, монеты и предметы декоративно-прикладного искусства.

Прекрасное образование, способность к систематизации и наличие капитала позволили ему собрать уникальные по качеству и составу коллекции. Выйдя в отставку в 1814 году с сохранением пожизненного звания Государственного канцлера, Н.П.Румянцев до конца жизни занимался организацией и финансированием научных исследований по изучению истории России. Работа в архивах, археологические раскопки, этнографические изыскания осуществлялись членами кружка - «Ученой дружины», сложившегося вокруг Румянцева. Мореплаватели И.Ф.Крузенштерн и О.Е.Коцебу, руководитель Московского архива Коллегии иностранных дел Н.Н. Бантыш – Каменский, ученый И.И.Кеппен и др. внесли большой вклад в развитие исторической науки. Благодаря им в России появились такие науки, как археография и источниковедение.
В 1824 году по проекту архитектора В.А.Глинки началась перестройка особняка на Английской набережной, прежний скромный облик здания не отвечал новому назначению. Глинка практически не изменил пропорции архитектурного объема, при этом создал новый торжественный фасад. Двенадцатиколонный портик, установленный на высокий цоколь, сразу привлекает внимание. Коринфские колонны, придают фасаду особую нарядность. Горельеф в тимпане треугольного фронтона «Аполлон – Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины», созданный скульптором И.П.Мартосом, тематически связан с назначением здания – первого в России частного публичного музея. По сторонам композиции – атрибуты наук и искусств.
В 1826 году Н.П.румянцев скончался, поручив своему младшему брату Сергею Петровичу Румянцеву предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нем коллекциями под музей. На фронтоне здания появились слова Николая Петровича: «На благое просвещение». По воле покойного брата, С.П.Румянцев осуществил переделки внутренних помещений под нужды музея. В одном из залов особняка разместилась галерея с портретами представителей рода Румянцевых. В 1828 году Сергей Петрович заказал портрет старшего брата английскому живописцу Д.Доу.

При С.П.Румянцеве обогатилось собрание будущего музея большим количеством книг и произведений живописи и скульптуры. 28 мая 1831 года музей был открыт. Посещение было бесплатным для всех желающих, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.
В 1838 году С.П.Румянцев скончался, после чего состояние здания и коллекции стало ухудшаться. В 1845 году управление Румянцевским музеем было передано Императорской публичной библиотеке, но из- за отсутствия должного финансирования ситуация не улучшилась. В 1860 году комиссия в которую вошли известные архитекторы, признала состояние дома. В 1861 году по решению Кабинета Министров Румянцевский музей, несмотря на возражения Петербургской интеллигенции, был переведен в Москву.
Средства, вырученные от продажи дома Румянцевых, ушли на благоустройство нового музейного здания в Москве(Дом Пашковых).
В 1863 году дом на Английской набережной приобрел Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский- журналист, писатель и переводчик, второй редактор ежемесячного журнала «Библиотека для чтения». При нем по проекту архитектора А.И.Цима были капитально перестроены корпуса и частично перестроены внутренние помещения, которые необходимо было обустроить для проживания, превратив общественные залы в жилые. Перестройка оказалась слишком дорога для нового владельца, и в 1868 году дом был выставлен на торги и продан.
С 1868 по 1882 годы дом сменил нескольких хозяев. В 1882 году владелицей особняка стала супруга его императорского высочества Евгения Максимилиановича Романовского, 5-го герцога Лейхтенбергского – Зинаида Дмитриевна Богарне(1856-1899).

Е.М. Лейхтенбергский (1847-1901) был потомком правящих династий. Его предками были российский император НиколайI и императрица Франции Жозефина. З.Д.Богарне обладала экстравагантным характером и изысканным вкусом. По ее заказу началась перестройка дома под руководством архитектора А.А.Степанова.

Внешний облик сохранился неизменным, а интерьеры были оформлены в стиле эпохи. Владелица превратила дом в модный особняк, отвечавший вкусам аристократии. Строительные работы длились около двух лет. После продажи Мариинского дворца в 1884 году резиденцией Лейхтенбергского и Богарне стал дом на Английской набережной.
Дочь герцога Лейхтенбергского от первого брака- Дарья(Долли) поселилась в особняке после возвращения с обучения в Сорбонне. В 1893 году она вышла замуж за князя Л.М.Кочубея, в доме на Английской набережной прошло детство их детей Натальи и Евгения, последний владел особняком до 1916 года.
В 1916 году здание приобрело «Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров». Городская управа утвердила проект капитальной перестройки дома, но из- за начавшейся февральской революции 1917 года, проект не был реализован. После октябрьской революции 1917 года особняк был национализирован. Часть помещений заняли различные организации, другую часть отдали под жилые квартиры.
В 1938 году в здании разместился Музей истории и развития Ленинграда. С 5 апреля 1953 года музей стал именоваться Государственным музеем истории Ленинграда, сохранив краеведческий профиль. Постепенно к Музею перешли и некоторый другие городские здания, в 1964 году отдел истории города и дирекция музея были переведены в Петропавловскую крепость. В 2003 году, к 300- т летнему юбилею Санкт-Петербурга, в парадных залах особняка Румянцева были завершены реставрационные работы. По состоянию на 1880- е годы были воссозданы интерьеры залов, выходящих окнами на Неву: Парадная лестница …… На фасаде восстановлена надпись «ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАНЦЛЕРА РУМЯНЦЕВА НА БЛАГОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ».
В настоящее время особняк Румянцева является филиалом Государственного музея истории Санкт- Петербурга.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004; Особняк Румянцева и его владельцы, Государственный музей истории Санкт- Петербурга 2004. Буклет издательского отдела ГМИ СПб./автор текста Пияева Э.Е./

© Е. А. Паршина, 2011

На Английской набережной Большой Невы расположен уникальный историко-культурный памятник - особняк графа Н. П. Румянцева, который туристы на отдыхе в Петербурге посещают, чтобы осмотреть его интерьеры и экспозиции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, филиалом которого он является. Дворец в нынешнем виде был возведен в 70-х годах XVIII века архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом для А. М. Голицына на месте особняка, принадлежавшего этому княжескому роду. Несмотря на многократные последующие реконструкции, здание сохранило основные свои пропорции до наших дней.

Вскоре после постройки комплекс был продан английским купцам, а в 1802 году его приобрел граф Румянцев. Выдающийся государственный деятель, блестящий дипломат, коллекционер и меценат, Николай Петрович Румянцев прославился не только своим служением Отечеству, но и отлично систематизированным собранием произведений искусства и раритетных книг, приобретенных им за долгие годы работы за границей и размещенных в перепланированных залах особняка.

Внешний облик дома оставался слишком скромным и не соответствовал его высокому статусу. В 1824 году граф пригласил молодого архитектора В. А. Глинку, поставив перед ним непростую задачу создать торжественный парадный фасад без значительной перестройки здания. Цель была с успехом достигнута с помощью возведения масштабного портика из 12 коринфских колонн, опирающихся на высокий аркадный цоколь.

Верх портика зодчий оформил треугольным фронтоном, в тимпане которого И. П. Мартос поместил горельеф, изображающий девять муз и их мать Мнемозину, окруживших своего покровителя бога Аполлона. Эта скульптурная композиция как нельзя лучше демонстрирует главное предназначение особняка - служить дворцом искусств. Николай Петрович скончался в 1826 году, завещав своему брату Сергею переоборудовать здание в музей, и в 1831-м его двери открылись для широкой публики. Средств на содержание комплекса не доставало, и через 30 лет экспозицию перевезли в московский дом Пашкова.

С тех пор особняк не раз переходил из рук в руки. В 80-х годах XIX столетия им владела Зинаида Дмитриевна Богарне, супруга герцога Лейхтенбергского. При ней А. А. Степанов провел перестройку интерьеров дома согласно моде того времени. В 1938-м в здании разместился Музей истории и развития Ленинграда. Сегодня туристы на отдыхе в России могут пройтись по отреставрированному особняку Румянцева, заглянуть в огромное зеркало из цельного листа площадью 18 м² на стене одного из залов и ознакомиться с интереснейшими экспозициями нынешнего Музея истории Санкт-Петербурга.

В 1802 году граф Румянцев выкупил здание на Английской набережной у семьи Голицыных. Впоследствии этот дом под руководством графа стал центром наук и хранилищем исторических экспонатов.

Предыстория

Когда Румянцев был за рубежом по долгу службы, он начал коллекционировать предметы русской культуры и истории, уделяя особое внимание первым печатным книгам, старинным рукописям, церковным книгам, государственным документам. Ему удалось воссоздать собрания, удивляющие качеством и богатством.

Историческая справка

В 1814 году Румянцев подал прошение об отставке и полностью занялся изучением русской истории. Он собрал около себя ученых, итогом научной работы которых стало издание нескольких десятков книг и основание музея.

В 1824 г. граф начал реконструкцию Румянцева был оформлен величественным 12-колонным портиком. Под крышу этого роскошного строения был помещен горельеф известного скульптора И. Мартоса со сценой из древнегреческой мифологии. Таким предстает перед нами дворец и в наше время.

В 1826 году граф Румянцев ушел из жизни, поручив своему брату сделать из дома со всеми его коллекциями музей. Желание графа было исполнено, и в доме основан музей, в экспонаты которого вошли все предметы, собранные графом. Посещение музея какое-то время оставалось полностью бесплатным, и войти внутрь и познакомиться с представленными экспонатами мог любой человек. Но после кончины брата графа, на деньги которого жил музей, в истории особняка начался период регресса.

Ближе к концу XIX века музей перенесли в Москву. Сам особняк Румянцева поменял многих хозяев. После 1917 года его комнаты и залы разобрали самые разные структуры.

В 1938 году особняк Румянцева был сдан во владение Музею истории и развития Ленинграда.

Современность

К 2003 году особняк Румянцева в Санкт-Петербурге был полностью отреставрирован. Интерьер залов был восстановлен согласно их виду и убранству в 1880-х годах. На сегодняшний день в особняке располагаются экспозиции проходят тематические выставки и музыкальные вечера.

Особняк Румянцева, точнее, музей, обустроенный внутри, располагает 4 постоянными экспозициями: "История здания и его владельцев", "НЭП. Образ города и человека", "От будней к праздникам. Этюды из 30-х гг." и "Ленинград в годы войны".

В помещениях первой экспозиции можно увидеть историческую документацию, связанную с самим особняком, копии его архитектурных планировок, посмотреть интерьер особняка в начале XX века, познакомиться с данными обо всех собственниках этого дома и увидеть их лица на портретах. Один из подразделов экспозиции рассказывает о самом графе Румянцеве.

Вторая экспозиция отражает времена НЭПа в истории города. В помещениях и комнатах воссозданы типовые виды Петербурга того времени: "Мастерская сапожника", "Ресторан", "Ателье модистки", "Коммунальная кухня" и другие. Звучащая музыка и пробегающая на экране городская кинохроника позволяют посетителям целиком погрузиться в атмосферу тех лет. Кроме того, в экспозиции есть различные печатные материалы: афиши кинофильмов, календари, газеты, книги.

Третья экспозиция поведает гостям о 30-х годах. Здесь можно посмотреть одежду тех времен, предметы обихода и фотоснимки, продукцию, которую производили фабрики того периода.

Четвертая экспозиция посвящена блокаде Ленинграда. Здесь можно увидеть бомбоубежище и знаменитую записную книжку школьницы рассмотренную на Нюрнбергском процессе, а также доказательства голода во время войны ‒ заменители продуктов и блокадный хлеб.

Особняк Румянцева в СПб: отзывы

Место это действительно заслуживает внимания. Жители Петербурга и гости города выделяют интересные коллекции, которыми располагает особняк Румянцева. Фото есть в статье, и можно сказать, что само здание имеет поистине впечатляющий вид.

Заключение

Особняк графа Румянцева уже со времен своего основания стал жизни Северной столицы. Граф выполнил бесценную просветительскую работу на безвозмездных началах: он собрал уникальную коллекцию самых разных исторических предметов, древних рукописей, церковных книг и других памятников русской истории и культуры.