Приют 11 на эльбрусе сейчас. «Приют одиннадцати» на Эльбрусе — один из самых «исторических» высокогорных отелей мира

Приют 11 на эльбрусе сейчас. «Приют одиннадцати» на Эльбрусе — один из самых «исторических» высокогорных отелей мира
Приют 11 на эльбрусе сейчас. «Приют одиннадцати» на Эльбрусе — один из самых «исторических» высокогорных отелей мира

Приэльбрусье, часть 5. «Бочки», «Приют 11» и попытка восхождения May 27th, 2014

В пятой части отчёта мы пойдём выше. Ночёвка на «Бочках», визит – в жуткую пургу – на «Приют 11», а также попытка взойти на вершину, прерванная погодой. В общем, есть что вспомнить.

В районе 3700 метров на Эльбрусе есть целых три приюта – «Бочки», «Мария» и Leaprus. «Мария» - это несколько вагончиков на 50 метров выше бочек; Leaprus – это новый крутой приют, построенный итальянцами буквально в 2013 году (мы его видели издалека) тоже чуть выше «Бочек». Но нас интересовали именно «Бочки», потому что они – часть легенды Эльбруса. Просто в 1980-х годах на высоту 3780 метров заволокли девять жилых модулей (вагонов-бытовок) ЦУБ-2М, расширили до 6 мест и сделали из них домики.

Подняться к «Бочкам» можно на кресельной канатке. Она работает не всегда, нам приходилось и на ней ездить, и пешком ходить от «Мира».

Дорога пешком выглядит так:

Сами по себе «Бочки» - это комплекс, в который, помимо цистерн-домиков входят разные вагончики, палаточные городки (очень странно в снегу выглядят), технические сооружения, раскиданные по плоской площадке на горе.

Мы провели на «Бочках» две ночи. Первую ночевали в вагончике вот такого типа:

Внутри вагончика.

Вот вид почти от нашего вагончика на «Бочки». Справа вагончик-столовая. Кормят очень вкусно, мы прямо в полном были восторге и радости.

В столовой висят рисованные карандашом портреты всяких гидов и альпинистов. Особенно доставляет второй слева портрет.

Храм экстремальной дефекации.

Дорога к «Приюту 11».

В первый вечер была удивительно хорошая погода, сменившаяся лютым нечеловеческим бураном с заносами.

Вид на кафе «Бочек».

Современное блочное кафе стоит на фундаменте явно довоенного происхождения – из неровных камней и деревянных балок. Так же построена бывшая дизель-станция 1939 года при «Приюте 11». Происхождения этого фундамента я в сети не нашёл. Это фото сделано во второй наше пребывание в «Бочках», уже буран, видимость метров 50.

Но в хорошую погоду отсюда великолепные виды.

Мы выше виденной нами в первом отчёте обсерватории Пик Терскол.

Минутка самолюбования.

Как сделать селфи в горах: краткая инструкция от Дины Б.

Вторую ночь мы жили непосредственно в бочке. Снег у входа.

Отдельно стоящая цистерна.

Второй храм экстремальной дефекации. За ним – какой-то вечный недострой.

Я у цистерн.

Внутри каждой цистерны есть тамбур и 6 спальных мест.

Когда одна опора падает, её так и оставляют.

Какая-то адская хижина – кто-то когда-то построил, и ничего, эксплуатируется.

На второй день в целях акклиматизации мы пошли смотреть на то, что осталось от легендарного «Приюта 11», сожжённого долбоёбами в 1998. Была метель, видимость была так себе.

Это наш гид Антон. Очень прикольный персонаж, альпинист и гид в третьем поколении. Когда Антон идёт, он в голос поёт (а нам, простым, даже говорить тяжко на таких высотах) всякие ритмичные песни, причём в основном клёвые, свой человек. Очень хотелось подпевать песням Олега Медведева, но не получалось. И e_vin , привет тебе, «Корсары» там тоже были.

Тем временем погода ухудшалась, а видимость скатывалась к нулю.

Камраден стали похожи на зомби во время химической войны.

Где-то в районе 4000 метров мы растянули флаг «Популярной механики».

А потом пришли, наконец, к «Приюту 11» (4130 м). Собственно, самого приюта, построенного в 1939 году, уже нет. Зато сохранилось новоперекрытое здание, которое некогда было при нём дизель-станцией. Сейчас там какая-то администрация сидит, и переночевать можно.

Ратрак стоит.

Очередной храм экстремальной дефекации.

Делаешь такой своё дело, а рядом – бездна.

Кладка 1930-х годов.

Сам приют бы чуть выше. Там, где фундамент 2001 года постройки виден, там он и был.

Если кто не знает, то «Приют 11» выглядел вот так – очень была стильная штука в стиле то ли авангарда, то ли конструктивизма.

Вид сверху на бывшую дизель-станцию.

В 2001 году начали строить новый «Приют 11». Но это, как известно, Россия. Поэтому деньги распилили и ничего, кроме фундамента, не построили.

Помимо фундамента, тут есть скала памяти павших альпинистов.

Таблички очень разные, повешены в разное время. Вот соседствует мемориальная доска защитникам Кавказа и доска в память об инструкторе Сане Трофимове, погибшем на спуске в 1995 году.

Слегка безумные люди раскладывают около «Приюта 11» палаточный лагерь. Видимости никакой, метель, жесть. Антон радостно рассказывает о том, что снежная пещера безопаснее палатки, разве что по ней может, не заметив, проехать ратрак.

По ледяным наростам на камнях можно понять направление ветра.

Напоследок мы ещё разок сфотографировали флаг «ПМ» на фоне станции.

По дороге назад к «Бочкам» мы нашли замёрзшую бабочку. Впоследствии мы находили ещё много таких – их заносит сюда восходящими потоками, и они уже не могут спуститься вниз, погибают тут.

Идём вниз. Встречаем идущих вверх.

По дороге я снял классическую трещину-трупосборник. Ледник подтаивает, обнажается. Провалиться в такую трещину – и всё, бай. Чтобы вы представляли себе масштабы, скажу, что человек может вот в эту трещинку посередине провалиться, не коснувшись краёв. Это снято на максимальном зуме.

Вид снизу на приют (сделан в другой день, когда было чуть яснее).

Последняя часть нашей эпопеи – это восхождение. Оно, прямо скажем, не задалось, потому то 9 мая был лютым днём, когда МЧСники всех разворачивали на 5200 и дальше не пускали. И немудрено, потому что во время восхождения я сделал самую гениальную фотографию в своей жизни. Итак, вид на Эльбрус 9 мая 2014 года.

Камраден.

Когда ветер чуть сдувал метель и туман, в течение секунд что-то было видно. Ёрл вот поднимается. Это где-то на 5000.

Шли от вешки до вешки, в молоке. Когда спускались обратно, вешек от одной до другой видно не было, мы растягивались в цепочку и кричали друг другу: «Вижу! Ко мне!»

А это поднимаются спортсмены-скайраннеры. Они от поляны Азау до вершины доходят за 3,5 часа – но в тот день их тоже на 5200 разворачивали.

Судейский чекпойнт. Тут мы отдыхали перед спуском.

В общем, все окрестности я изучил и в следующий раз буду готов. Пойду в сезон (июль-август), никакого больше мая с его переменчивой погодой. Потому что горы, чёрт бы их побрал, не отпускают. Надо взойти.

Так выглядел «Приют одиннадцати» до пожара 1998 года

Сейчас по всему миру много необычных отелей — их переделывают из старых заводов, маяков, самолетов, строят из снега и льда, водружают на деревья или спускают под воду. Гораздо меньше отелей, которые имеют долгую и интересную историю, особенно — горных отелей. Но их тоже немало, так как история туризма, альпинизма и горнолыжного спорта длинна, и путешественникам всегда нужен максимально уютный и соответствующий обстоятельствам ночлег. В этом смысле отель «Приют одиннадцати» на Эльбрусе — пожалуй, самый легендарный в нашей стране.

«Приют» расположен на юго-восточном склоне Эльбруса на высоте 4130 метров и считается одной из самых высокогорных гостиниц мира. Его история долгая, насыщенная событиями и легендами.

Местонахождение отеля на плане горы Эльбрус

В 1909 году одна из групп экскурсантов Кавказского горного общества, основанного в Пятигорске швейцарцем Рудольфом Рудольфовичем Лейцингером, в составе 11 человек совершала плановый поход на Эльбрус. Группа разбила временный лагерь на высоте 4130 метров. Крупные камни защищали его с востока и с севера, как естественные стены, и участники экспедиции соорудили еще одну защитную стенку. Они взяли с собой небольшой запас краски, чтобы сделать на вершине Эльбруса памятную надпись, и этой краской на камнях около своего лагеря написали «Приют 11».

Через 20 лет, летом 1929 года, известный российский альпинист В. А. Раковский построил на этих скалах деревянную хижину-будку, обил ее железом и перенёс на ее стены надпись — «Приют 11».

«Приют одиннадцати» в первоначальном варианте тридцатых годов как помещение барачного типа

В 1932 году построили барак на 40 человек. Из-за недостатка мест палатки иногда ставили прямо на плоской крыше здания — при плотном размещении там помещалось ровно четыре «памирки».

В сезон 1937-1938 годов начались геодезические, взрывные и строительные работы «Приюта одиннадцати». В итоге в 1938 г. на месте барака возвели трёхэтажное здание, которое простояло 60 лет. Новый «Приют» был возведен за один сезон с помощью местного населения — люди помогали поднимать материалы к месту строительства.

Здание гостиницы по форме напоминало дирижабль. Основной корпус гостиницы, овальной формы, имел три этажа. Первый — из дикого камня, второй и третий — каркасного типа, из деревянных деталей. Для утепления по всему периметру здания под листами железа прокладывались специальные теплоизоляционные плиты.

На первом этаже находились кухня, душевые комнаты и складские помещения. На втором и третьем этажах — жилые помещения. Комнаты-каюты были оборудованы откидными двухъярусными полками вагонного типа с расчетом на 2-8 человек. Для хранения личных вещей и снаряжения имелись рундуки. Стены и потолки были отделаны линкрустом (прим.: линкруст, часто называемый Линкруста (Lincrusta) — это обои с нанесенным рельефом, который создает впечатление лепнины и выглядит благородно и дорого), а паркетные полы покрыты лаком. Под потолком сияли люстры. Имелось центральное отопление, работал водопровод и канализация. Была установлена кремлёвская «вертушка» и построена баня, которую разрушили во время Великой отечественной войны.

На втором этаже была оборудована столовая, вмещавшая до 50 человек. По мнению специалистов, гостиница по комфортабельности напоминала первоклассный отель.

Во время Второй мировой войны «Приют одиннадцати» стал чуть ли не центром военных действий. Гитлеровцы стремились на Кавказ. На покорение Эльбруса была брошена 1-я горнострелковая дивизия «Эдельвейс» — она состояла из солдат с большим опытом ведения боевых действий в высокогорных районах. Многие из этих солдат до войны приезжали в Приэльбрусье для изучения местности, останавливались в приюте, поднимаясь на вершину. И 17 августа 1942 года немецкие горные стрелки, проникнувшие в Приэльбрусье через перевал Хотюта, без единого выстрела заняли «Приют».

Заняв гостиницу, немецкие егеря взошли на Эльбрус и установили там фашистские флаги. Гитлеровская пропаганда использовала это символическое событие как демонстрацию победы на Кавказе. Но Кавказ не был покорён. Практически все перевалы Главного Кавказского хребта успешно обороняли советские войска, не пропустив противника к Чёрному морю.

В последующем советские войска предпринимали неоднократные попытки выбить немцев из «Приюта». Однако, благоприятная для обороны местность и хорошо укреплённые позиции немецких войск не позволили это сделать. Всего в этих боях погибло около сотни советских солдат. После поражения немецких войск под Сталинградом обстановка на Кавказском фронте сильно изменилась. Немецкие войска были вынуждены оставить Кавказ из-за угрозы окружения.

10-11 января 1943 года немецкие горно-стрелковые части покинули верховья Баксанского ущелья и ушли из «Приюта 11». 9 февраля 1943 года группа советских альпинистов в составе 20 человек поднялась к «Приюту», чтобы снять нацистские знамёна с вершин Эльбруса. Здание приюта было повреждено бомбами, фасад исковеркан, крыша с дизельной станции снесена взрывом. Метеорологическая станция разрушена. Здание частично было забито снегом, так как егеря выломали рамы на дрова. В скалах вокруг приюта валялись боеприпасы и оружие. Продуктовые склады оказались взорванными или были залиты керосином. 13 февраля 1943 в условиях плохой погоды были сняты остатки установленных немцами знамён с Западной вершины, а 17 февраля с Восточной.

После войны на третьем этаже приюта был создан небольшой музей. Многочисленные группы альпинистов из разных стран останавливались в приюте перед восхождением на Эльбрус. Увы, 16 августа 1998 г. «Приют одиннадцати» сгорел из-за несоблюдения правил пожарной безопасности. Фактически, «Приют» прогорел до морены.

В 2004 году был построен новый приют на склоне Эльбруса на высоте 4100 м — переоборудованный из дизельной сгоревшего «Приюта одиннадцати» (Дизельхат). Те, кто туда не помещается, ставят палатки за каменными стенами сгоревшего здания.

Постройку нового «Приюта» взял на себя частный инвестор и добровольцы — они планируют восстановить старый облик, используя новые технологии. Однако, сроки окончания строительства неизвестны.

Приютом называют место, где можно спрятаться, укрыться, спастись. Это понятие используют в альпинизме. Такое место позволяет переждать непогоду, согреться, дождаться помощи. На склонах Эльбруса имеется несколько приютов. Один из старейших называется «Приют одиннадцати». Он находится на юго-восточном склоне горы. Его не миновать при восхождении на Западную и Восточную вершины Эльбруса.

От хижины до дирижабля

Интригует само название приюта. Однако история его появления довольно банальна. В начале XX века в Пятигорске действовало Кавказское горное общество. Оно объединяло любителей географии и альпинизма. В 1909 году группа из 11 членов общества отправилась в поход на Эльбрус. На высоте около 4 тысяч метров они разбили временный лагерь. Покидая его, альпинисты на камне сделали краской надпись «Приют 11». Спустя 20 лет на этом месте построили хижину, сохранив название.

Изначально это было здание из досок, обитое железом. В нем могло разместиться около четырех десятков человек. Вызывают уважение люди, способные поднять на такую высоту большое количество стройматериалов. Поскольку приют пользовался популярностью и не мог вместить всех желающих, неминуемо встал вопрос о его расширении. Архитектор и альпинист Николай Попов разработал проект трехэтажной горной гостиницы на сто человек.

Строительство началось в 1938 году. Для доставки стройматериалов пришлось наводить переправы через трещины во льду. Поскольку Попов был также конструктором дирижаблей, здание напоминало цеппелин. При нем была котельная и дизельная, где поставили генератор. В общей сложности на строительство ушло около года. Первые постояльцы появились в приюте во второй половине 1939 года. Долгие годы это была самая высокогорная гостиница в Европе.

Через тернии к звездам

В 1942 году «Приют 11» захватили немцы. Работавшие там метеорологи успели спуститься в Баксанское ущелье. Гостиница послужила базой немецким егерям для восхождения на вершину Эльбруса, где они установили свой флаг. Для Германии это символизировало победу над Кавказом. Однако после Сталинградской битвы немецкие горные стрелки были вынуждены покинуть регион. В феврале 1943 года около двадцати советских альпинистов поднялось до приюта, а потом сняли с вершины нацистскую символику.

Поскольку здание было сильно повреждено, после войны приступили к его восстановлению, а потом передали ученым. В 1951 году в приюте появилось электричество. Однако ветром повалило опоры ЛЭП, и ученые были вынуждены покинуть здание. В нем тут же обосновались альпинисты. На третьем этаже даже был устроен музей. Долгое время приют не имел официального хозяина. Результатом стал пожар, который уничтожил здание. Это случилось в 1998 году.

Только спустя три года появился проект реконструкции приюта. Остатки сгоревшего здания разобрали, а бывшую дизельную станцию переоборудовали в жилой комплекс, рассчитанный на 70 человек. Рядом поставили несколько жилых вагончиков. Теперь «Приют 11» принимает для отдыха и акклиматизации альпинистов, совершающих восхождение на Эльбрус по южному маршруту.

В общем-то тоже без обиды, но для меня лично вся эта банковская система по х....(нажал в русском регистре на латинскую точку и так складно получилось, но не буду:)) Еще с того момента, когда ограбила нас в 90-91, а вот до слез жалко приют. Сгорела часть жизни, причем та, которую очень приятно вспоминать, понимая, что такого больше НИКОГДА и НИГДЕ не будет.

Это (IMHO) тяжело понять глядя из пяти звездочек Шамони на этот ангар, но для многих это место где ты впервые понял, что такое горы, лыжи, напарник по связке или друзья по команде. Тяжело понять, как можно идти в сортир с видом на Иткол (через очко) в -20 С да еще и пургу, пристегиваясь к тросу, чтобы не потеряться или выходить на него из тумана спускаясь с вершины и воспринимая его как верх цивилизации и получать от этого высшее наслаждение.

А банки, они горели и будут гореть и в переносном и прямом смысле слова, но ничего с ними не станет и не изменится, к сожалению (IMHO), а вот приюта 11 уже не будет, как нет и не будет уже альплагерей и горнолыжных лагерей!!!

Вот тогда мы фигели от количества желающих попасть туда, бегали кроссы (летом и зимой) по 15км. за путевку на смену в 15 дней и считали за счастье попасть туда в студенческие каникулы. Селились где можно и нельзя, работали за жилье и харчи не спрашивая о деньгах, а высшим счастьем было стать инструктором и попасть работать на базу. И не возникало мысли о плохом сервисе и душе через дорогу раз в 2-3 дня (а иногда и имени Карбышева:)). А сейчас... конечно за деньги можно многое, и вертушку, и ратрак, и баню с девочками... да и на лыжи поставят, но никогда не будет той атмосферы когда ты вечером сидишь со своим отделением в тесной комнате с бутылкой Машука или Улыбки, банкой тушенки и чаем - и дело не в том, что мы были моложе, в моих отделениях бывали составы от 18 до 65 одновременно, мы просто воспринимали все может сложнее, а может быть проще... А Баксанские посвящения в горнолыжники - Том Мусинянц (отец нынешнего директора Эрцога - Миши, кстати тоже Баксанского инструктора) в роли Баксанской Б...-сестра бога Баксана - это было как визитная карточка для нас:(((

Сообщение о приюте для меня было как весть о гибели друга-напарника по связке, которого давно не видел, но прожитое с ним никогда не забудется. Хочется помянуть, потому, что приют был наверное одной из последних ниточек связывающих с той, настоящей жизнью, где ничто не покупалось и не продавалось. Теперь она оборвалась, а новый приют может и построят, спонсоров много и будет на нем гордая надпись Руссобанк или Менатеп или..., но это уже никогда не будет тот приют о котором я рассказывал.

А с нынешней жизни фигеть не от чего, если наша команда бросила на маршруте умирать человека (я о Башкирове) и спокойно живут с этим или вертушка из Тырныауза не полетела за разбившимся Киргизом (Шейновым) без предоплаты, то от чего еще можно фигеть - приехали...

Приют 11. Ассоциации, приходящие в голову при этом слове: горы, лыжи, брезентовые штормовые костюмы, которые выдавали в альп-лагерях "участникам", "...Здравствуйте, товарищи участники..." , Визбор, гитара, примус, похороны на местном кладбище разбившейся при восхождении в Цее девушки, ночные посиделки и чай из 3-х литровой банки, тренировки и кроссы, самодельные пуховки, палатки и рюкзаки, ... и ослепительно небо над головой и вокруг, вокруг - всё только вниз. Мы стареем, "Как наши дети подросли, вот верный счетчик нашим общим временам..." нам все тяжелее взять рюкзак... - читайте оригинал - Ю. Визбор "Завтрак с видом на Эльбрус" - эту книгу мы, инструктора Адыл-Су, выпросили на одну ночь у кого-то из Чегета и читали ночью, вслух, по очереди... А потом молча разошлись - говорить было не о чем. Все было написано Визбором. Те, кто там тогда бывал, знают эту атмосферу, присущую любому альп-лагерю. Адыл-Су, Алибек, Торпедо - всюду был свой колорит, но братство людей, приехавших туда - оно было везде.

Приют отстроят заново, но того, что было раньше - уже не отстроишь. Мы постарели (повзрослели - уже не подходит), у наших детей другие ценности, да и мы сами иногда кажемся смешными со своими "пронафталиненными" ценностями. А ведь это наша юность, наши силы, наши любови и наши друзья, победы и поражения, это просто кусок нашей жизни, когда я подал заявление об отпуске и на вопрос начальника "А если я не отпущу?" - я сказал: " тогда я подам заявление об уходе, потому что я ЕДУ В ГОРЫ..." Алекс - ты прав на 200%, и в то-же время тем, кто пришел в горные лыжи и вообще в горы как в "место, где пьют плохую водку и изменяют женам" (Ю. Визбор) тебя не понять. А кризисы - мало-ли мы и их и девальваций, и ограблений государством стариков и шахтеров пережили? И то, что происходит сейчас, как это не называй - все равно переживем. Просто от этой ситуации в стране зависит все - в том числе и благосостояние, и возможность поездки в горы многих из нас. Но я думаю, что просто те, кто собирался в Шамони (например), поедут в Чегет. Кто-то не сможет купить себе новое снаряжение, кто-то будет экономить на еде... Все это прекрасно понимают, просто тот, кто ни разу не поднимался в 3 часа утра из палатки на высоте 3500 и не встречал на восхождении рассвет, не жил в альп-лагерях в 8-ми местных комнатах с койками в два яруса и душем раз в 2 недели в соседнем доме - тот наверное не поймет, что такое Приют 11, и почему пожар в нем способен в момент дикого экономического кризиса всей страны такой болью отозваться в душах лысеющих и седеющих людей.

Приют построили, если не ошибаюсь в 1934 или 38. Когда наши в войну отступали, пытались его взорвать, почему-то - не сработало. Когда отступали немцы из знаменитой группы "Эдельвейс" - пытались сделать то же самое и с тем же результатом. Наши и немцы бомбили его неоднократно, но стоял он как заколдованный и ни одна бомба в него не попала, хотя здание рядом - разбомбили (Кто там был - видел развалины чуть ниже).

Все восхождения на Эльбрус проходили через Приют. Все те, чьи жизни унес Эльбрус, - тоже его не минули.

Одна эта его история заставляла относиться к нему не просто как к старой халупе, а как к некому символу. Недаром всегда, приезжая в горы, народ ехал к Приюту. Непонятно, зачем? А затем же, зачем молодожены цветы кладут к Вечному огню.

Традиция, понимаешь.

Теперь мы ее лишились и, похоже, навсегда, потому что ни один банк или иной спонсор не раскошелится на такие деньги. Хотя бы это грустно.:-(Хотя, для тех, кто никогда там не был, - это, конечно, пустой звук. Посему, господа и дамы, хотя нас всех чертовски волнует финансовый кризис, давайте уважительно относиться к тому, что очень дорого БОЛЬШИНСТВУ российских горнолыжников.

Мне тоже безумно жаль Приют 11. Хотя у меня с ним связаны и не совсем приятные ассоциации. Я впервые попал туда еще году в 1989, зеленым новичком - альпинистом, ну вся наша группа нарвалась - таки на ситуацию "Здесь вам не положено находиться, это только для иностранцев (речь идет о верхней столовой, той, где "Завтрак с видом на Эльбрус"), а вам - туда (Это о нижней хм, столовой, той где "Без окон, без дверей...")"

А на Кавказе я был в этом году (Терскол) случайно и после всех Шамоней впечатления самые неприятные. Не знаю, как остальные ветераны (Жора, ау), но если не получится ездить в Альпы, я лично вешаю лыжи на крюк. (Окрестности Москвы - не в счет)

Несколько дней назад вернулся из Приэльбрусья. По-видимому я был последним из РАСКа кто видел Приют-11 в живых. Поэтому решил написать небольшой отчет.

Основной целью поездки было спуститься с Эльбруса на лыжах - в идеале с вершины, а так куда сможем дойти, ну и просто покататься. Однако из-за болезни двух участников пришлось через 4 дня возвращаться. Результат - мне удалось один раз спуститься со скал Пастухова и разок с Приюта.

Мы жили в бочках у верхней станции Гара-баши (3800). Хозяин - Исхак, стоит 30р/чел день, условия нормальные, в каждой бочке есть тэн так что тепло. Готовили на примусе.

Снега в этом году катастрофически мало (так говорят аборигены). С утра лед голимый, после обеда внизу (у верхней станции Гара-баши) все раскисает так что ручьи бегут, а наверху из-за ветра продолжает держаться лед. В результате между Приютом и бочками ледник во многих местах открылся, так что спускаясь на лыжах приходилось иной раз через трещины скакать. Основной неприятностью является то, что из-за сильнейшего ветра на образуются ледяные заструги, т.е. местами склон представляет собой набор ледяных бугорков высотой 15-20 см и расположенными через 30-50 см (эдакая стиральная доска). Управление лыжами на этом безобразии да еще на высоте 4800 довольно проблематично. Я один раз упал, да так что при ударе об склон (пардон) задницей (слава Богу!!!) ощущение было таково что сейчас мозги из ушей вылетят. Результатом этого явился офигительный синяк (диаметром сантиметров 20) и как следствие проблемы с сидячем положением в следующие 3-4 дня. Видел еще пару ребят с лыжами и все после первого же спуска со скал говорили "А ну его нахрен!". Знакомые видели чехов, занесших лыжи на седловину и потом спускающихся оттуда с этими же лыжами в руках. Возле бочек склон превращается просто в лужи и я финишировал извергая тучи брызг под радостные вопли иностранцев "Water ski! Water ski!" Tак что катание (если это можно так назвать) довольно специфическое.

Отношения с местными нормальные, познакомился с мужиком, который в фильме про Приэльбрусье ("Белое проклятие" что-ли называется - не помню) прыгал через кафе Ай. Хичины, шашлыки и пиво в наличие имеется. Ратраки сломаны. Добраться из Нальчика без проблем (таксисты спустили цену за машину с 300 до 150 руб (на троих), но все равно уехали на автобусе по 35 руб). Гораздо хуже дело обстоит с обратной дорогой. Лучше всего это делать в выходные, когда много туристических автобусов из КавМинВод, а то таксисты ломят по 500 руб за машину до Мин Вод.

И о Приюте... Жалко. Он был, наверно, одним из символов Приэльбрусья. Заходили мы туда погреться, народ на гитарах играл, чаек пил. Людей там было тьма, спали даже в коридорах на полу. Иностранцы (блин, мать их) табунами шли... Правда вокруг Приюта стоял устойчивый запах человеческих экскриментов. Тоже специфика.

Пожалуй все. Теперь, когда все уже не кажется таким плохим как сразу после спуска, я думаю поехать на следующий год опять туда же с той же целью, но в июне-июле. У кого есть желание, давайте присоединяйтесь. Нужно немного - здоровье (как-никак а лишних 12 кг нужно наверх нести), акклиматизация - мы сразу на 3800 поднялись и я-то еще ничего (сказываются наверное занятия альпинизмом) а вот ребят горняшка сильно мучила; ну и желание, что главное.

Московский Комсомолец No 184 - А(38) от 27 сентября.
ВЫСОКОГОРНАЯ ГОСТИНИЦА "ПРИЮТ ОДИННАДЦАТИ" БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕНА

Специальная комиссия созданная при правительстве Кабардино-Балкарии, пришла недавно к выводу о восстановлении самой высокогорной гостиницы "Приют одиннадцати".

Это уникальное сооружение было построено на склонах Эльбруса в 1939 году на высоте 4200 метров. Долгие годы она была самой высокогорной в мире и являлась единственным пристанищем на пути к двуглавой вершине. Однако этим летом альпинисты остались без крова. В результате нарушения техники безопасности при использовании примусов приют загорелся. На такой высоте гостиницу потушить не смогли.

Сейчас уже известно, что приют будет выстроен в прежнем виде, но уже с использованием современных огнеупорных материалов, правда, не ясно, на какие средства.

    ✪ Эльбрус. Приют 11.

    ✪ Пожар на Приюте 11.

    ✪ [Блог] Зимнее восхождение на Эльбрус. Приют 11- Нижние скалы Пастухова #3

    ✪ ПРИЗНАКИ ГОРНОЙ БОЛЕЗНИ И КАК БОРОТЬСЯ. АККЛИМУХА НА СКАЛЫ ПАСТУХОВА. ЛАГЕРЬ ПРИЮТ 11 НА ЭЛЬБРУСЕ #2

    ✪ Восхождение на Эльбрус ч.4 Мексиканец, Приют одиннадцати и вечерняя истерика.

    Субтитры

    Предыстория

    Место, где расположен Приют 11, получило название в 1909 году . В 1909 году одна из групп экскурсантов Кавказского горного общества (КГО), основанного в Пятигорске Р. Р. Лейцингером, в составе 11 человек совершая плановый поход на Эльбрус установила временный лагерь в районе скальной гряды, где впоследствии будет возведено здание «Приюта 11-ти». Группа имела небольшой запас краски для того, чтобы на вершине Эльбруса сделать памятную надпись на камнях, и этой краской на камнях, где был их лагерь, была сделана надпись «Приют 11». Через 20 лет, летом 1929 года, известный российский альпинист В. А. Раковский построил на этих скалах деревянную, обитую железом хижину, и перенёс на неё надпись - «Приют 11-ти». Это было довольно просторное здание, способное вместить 40 человек.

    Строительство трехэтажного высокогорного отеля

    Автором проекта и руководителем строительства высокогорного трёхэтажного отеля, способного единовременно принять более 100 человек, на месте этой хижины был инженер, строитель первых отечественных дирижаблей, архитектор и альпинист Николай Михайлович Попов. Место для строительства нового здания было выбрано чуть выше существовавшей на тот момент хижины. Строительство гостиницы началось ранней весной 1938 года. Между «Ледовой базой» (так назвали место окончания дороги на Эльбрус) и старым «Приютом 11-ти» были наведены мосты через ледниковые трещины, через которые шли караваны с различным строительным грузом. Доставка грузов начиналось с самого раннего утра, пока солнце не растапливало накатанную снежную дорогу. К осени 1938 года здание жилого корпуса, дизельная и котельная были практически готовы. Здание гостиницы напоминало по форме дирижабль. Верхняя часть была скруглена, чтобы противостоять мощным ветрам и штормам. Для ветронепроницаемости стены были обиты листами оцинкованного железа. Основной корпус гостиницы овальной формы имел три этажа: первый - из камня, второй и третий - каркасного типа из деревянных деталей. Для утепления по всему периметру здания были проложены специальные теплоизоляционные плиты. Отделка внутренних помещений продолжалась до глубокой зимы, когда с наступлением морозов пришлось прекратить работы и увести вниз всех рабочих. На следующий год работы были возобновлены и осенью 1939 года гостиница приняла первых посетителей.

    Устройство гостиницы

    Приют одиннадцати в течение многих лет имел статус самой высокогорной гостиницы Европы. На первом этаже находились кухня, душевые комнаты и складские помещения. На втором и третьем этажах были жилые помещения. Комнаты были оборудованы откидными двухярусными полками вагонного типа и были рассчитаны на 2-8 человек. Для хранения личных вещей и снаряжения имелись сундуки. Стены и потолки были отделаны линкрустом , а паркетные полы покрыты лаком. Под потолком светили люстры. Было сделано центральное отопление, работал водопровод и канализация. Имелась кремлёвская «вертушка » и баня (разрушена во время Великой отечественной войны). На втором этаже была оборудована просторная столовая, одновременно принимавшая 50 человек. По мнению специалистов, гостиница по комфортабельности напоминала первоклассный отель. Один из его первых посетителей в шутку назвал его «Отель над облаками». В дальнейшем это название так и прижилось.

    В годы войны и послевоенная история

    Военные действия в районе Приюта Одиннадцати

    17 августа 1942 года немецкие горные стрелки, проникнувшие в Приэльбрусье через перевал Хотютау, под командованием капитана Грота без единого выстрела заняли Приют 11 . В этот день 17 августа 1942 года на приюте 11 находились начальник метеорологической станции А. Ковалев, его жена - метеоролог З. Ковалева и радист Я. Кучеренко. Метеорологи продолжали работать на станции, так как никаких указаний из Пятигорска не поступало. В этот же день из Баксанского ущелья к ним поднялась группа разведчиков в составе трёх человек, посланная командованием советских подразделений, находившихся в то время в Баксанском ущелье. Около 10 часов зимовщики и разведчики заметили, что с перевала Хотю-Тау движется колонна немецких егерей. Часть из них направилась к Старому Кругозору, другая - к Приюту Одиннадцати. Учитывая неравенство сил, они решили спуститься в Баксанское ущелье, захватив с собой наиболее ценное оборудование. Под покровом облаков в обход «Старого Кругозора» они незамеченными спустились в Азау . По немецкой версии событий этого дня, вызывающей большие сомнения, приют оборонял отряд киргизских горных стрелков с русскими командирами в составе 45 человек. Командир немецких егерей капитан Грот с белым платком в руке, без оружия, поднялся к приюту и якобы уговорил оборонявшихся без боя покинуть приют . Так или иначе, приют 11 был занят немцами без единого выстрела.

    Заняв гостиницу немецкие егеря совершили восхождения на Эльбрус и установили там нацистские флаги. Гитлеровская пропаганда использовала это символическое событие, как демонстрацию победы на Кавказе. Однако фактически Кавказ не был покорён. Практически все перевалы Главного Кавказского хребта успешно обороняли советские войска, не пропустив противника к Чёрному морю. В последующем советские войска предпринимали неоднократные попытки выбить немцев с Приюта Одиннадцати . Однако, благоприятные для оборонявшихся условия местности и хорошо укреплённые позиции немецких войск не позволили это сделать. Всего в боях за приют погибло около сотни советских солдат.

    После поражения немецких войск под Сталинградом обстановка на Кавказском фронте сильно изменилась. Немецкие войска были вынуждены оставить Кавказ из-за угрозы окружения. 10-11 января 1943 года немецкие горно-стрелковые части покинули верховья Баксанского ущелья и ушли с Приюта Одиннадцати.

    Группа советских альпинистов, воевавших на Кавказе, в составе 20 человек под руководством А. М. Гусева поднялась на Приют Одиннадцати 9 февраля 1943 года для выполнения приказа командования Закавказского фронта по снятию нацистских знамён с вершин Эльбруса. Здание приюта было повреждено бомбами, фасад его весь изрешечен пулями, исковеркан осколками, крыша с дизельной станции снесена взрывом. Все это - следы ударов с воздуха. Метеорологическая станция была разрушена немцами. Здание частично было забито снегом, так как егеря выломали рамы на дрова. В скалах вокруг приюта валялись боеприпасы и исковерканное оружие. Повсюду видны были многочисленные полуразрушенные укрепления и огневые точки. Продуктовые склады оказались взорванными или были залиты керосином.

    13 февраля 1943 в условиях плохой погоды были сняты остатки установленных немцами знамён с Западной вершины, а 17 февраля - с Восточной вершины.

    В послевоенные годы

    В 1949 году «Приют Одиннадцати» был передан в аренду на пять лет Академии наук СССР . В том же году дорожники заново построили автомобильную дорогу между Терсколом и «Ледовой базой», разрушенную за годы войны оползнями и обвалами. В это же время приступила к восстановлению Ледовой базы и Приюта одиннадцати. Ремонт и реконструкция Приюта одиннадцати потребовали значительных усилий .

    В 1950 году на Старом Кругозоре выстроили каменный домик, служивший промежуточной базой при подъёме на Приют Одиннадцати, и восстановили приют на седловине Эльбруса, для ремонта которого доставили около двух тонн разных стройматериалов.

    Осенью 1951 года от Терскола до Приюта Одиннадцати протянули линии высоковольтной электропередачи. Провода ЛЭП были изготовлены по специальному заказу из стального 8-10-миллиметрового троса для того, чтобы они могли выдержать ураганные ветры. Опоры ЛЭП проходили по леднику. В 1952 году ЛЭП была разрушена из-за зимнего передвижения ледника. Отдельные мачты провалились в трещины и на поверхности ледника были видны только их верхушки. К зиме 1952 года