Сотворение миров. Легенды и традиции Легенды и традиции

Сотворение миров. Легенды и традиции Легенды и традиции
Сотворение миров. Легенды и традиции Легенды и традиции

Ацтеки — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.

Племя ацтеков пришло в долину Мехико с севера — скорее всего c земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко.

Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками увиденный ими орёл, держащий в своих когтях змею. Уже в 1325 году на острове возник город Теночтитлан — ацтекская столица.

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого , и принадлежали к последнему из семи науатлаков. По легенде, ацтеков вел бог , что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место — центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра — Науи-Оллин (аст. Nahui-Ollin), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце).

Добро пожаловать в мир Ацтеков!

На самом высоком Тринадцатом Небе, в Западном Раю появились первые боги. Там, среди тумана, родилось из молчания вселенной двойное божественное начало Ометеотль, союз Ометекутли и Омесиуатль, мужского и женского начал.

Ничего больше не существовало, не было сотворено: не было земли, ни людей, ни животных, ни растений. С появлением богов родилась жизнь, и от них родились другие боги.

Первые четверо из них были самыми могущественными. Первый был Красный (его имя означало: Дымящееся Зеркало), бог Востока. Второй был Черный Тескатлипока, бог Севера и ночного неба, мстительный и вызывающий страх; он был наделен способностью читать мысли и быть вездесущим. Третий был (Пернатый Змей), белый бог Запада, благородный защитник. Четвертый был молодой воин (Волшебный Колибри), синий бог Юга, не имевший тела.

Эти четверо главных богов сотворили огонь, календарь, воду и землю.

Сотворение мира

Итак, Ометекутли и Омесиуатль сотворили четырех братьев: Красного Тескатлипоку, Черного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли. Прошло шестьсот лет, в течение которых боги ничего не делали. По прошествии этого времени четыре брата собрались, чтобы решить, что же делать дальше. Кецалькоатлю и Уицилопочтли дали задание сотворить огонь. Также боги сотворили Полусолнце, которое не освещало мир в достаточной степени.

Потом сотворили мужчину и женщину, и дали им имена Ошомоко и Сипактональ; мужчину послали обрабатывать землю, а женщину - прясть и ткать. Женщине дали зерна маиса, с помощью которых она должна была совершать обряды.

Также сотворили календарь для того, чтобы измерять время, он состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом.

Потом сотворили Правителя и Правительницу Подземного мира — и , для того, чтобы они правили в — Мире Мертвых.

Затем сотворили тринадцать небес и воду, а также рыбу , для того, чтобы она жила в воде.

От брака первого мужчины и первой женщины родился сын, которого назвали Пильцинтекутли. Так как у него не было жены, боги сделали ему жену из волос богини Шочикецаль. От этого брака родились все остальные люди.

Потом, увидев, что сотворенное ранее Полусолнце почти не давало света, боги решили сделать настоящее Солнце.

Первое солнце - Солнце Тигра (Оцелотонатиу)

Затем и бедный, и богатый удалились, для того, чтобы подготовиться к церемонии. Четыре дня они должны были поститься и приносить дары богам.

Текусистекатль принес в дар драгоценные перья кецаля, золотые слитки и украшения из нефрита и коралла. Ему очень нравилась идея, что когда он станет Солнцем, все будут ему поклоняться и восхищаться им.

Нанауацин же принес в дар сосновые ветки, орехи и колючки агавы, смоченные его собственной кровью. Это было все, чем он мог пожертвовать, но у него было чистое сердце, и он искренне желал помочь людям. Больше всего он хотел оправдать оказанную ему благосклонность богов, которые разрешили ему стать Солнцем.

Когда прошли четыре дня и четыре ночи, боги разожгли на вершине горы большой костер и встали по обе стороны его. В этот костер должен был броситься бог, пожелавший стать Солнцем, чтобы пройти очищение пламенем и взойти на небо.

Текусистекатль, одетый в лучшие одежды, в богато расшитом плаще и в украшении из белых перьев на голове, надменно прохаживался перед богами в ожидании начала церемонии. Нанауацин был так беден, что все его одежды и украшения были из бумаги.

Наконец церемония началась. Первой была очередь Текусистекатля. Он приблизился к костру, чтобы броситься в него, но жар был такой сильный, что бог не смог побороть свой страх. Он отступил и приблизился вновь, но снова ему не хватило смелости. Четыре раза он попытался прыгнуть в костер, и четыре раза терпел неудачу.

Настала очередь Нанауацина. Бедный Нанауацин не колебался. Он закрыл глаза и бросился в костер. В тот же момент языки пламени взметнулись до самого неба.

Богатый Текусистекатль устыдился своего малодушия и бросился в костер вслед за Нанауацином. Огонь поглотил и его.

Говорят, что в это время пролетал мимо орел, и огромные языки пламени опалили его перья, с тех пор у орлов на концах крыльев перья черные. Также проходил мимо оцелот, и искры попали ему на шкуру, поэтому с тех пор у всех оцелотов пятнистые шкуры.

Все боги преклонили колени и в молчании ожидали выхода Солнца. Они смотрели во все стороны, так как не знали, откуда должно было появиться Солнце.

Вскоре один из богов воскликнул: "Смотрите! Смотрите!" Все повернули головы на восток, туда, куда указывал этот бог. Небо было красным, как пламя, и Солнце ярко блистало в свете своих золотых лучей. Никто не мог на него смотреть, таким ярким и горячим оно было. Его лучи проникали всюду. На земле стало светло и тепло.

Но когда Солнце проделало свой путь, к большому удивлению богов, взошло второе Солнце. Это был Текусистекатль, который бросился в костер вслед за Нанауацином. Это второе Солнце уже не светило так ярко, как первое, но все же давало много света. На земле больше не было ночи.

Тогда один из богов поймал пробегавшего мимо кролика и бросил его в Солнце-Текусистекатля. Это убавило его блеск, сделало его более холодным и тусклым. Так появилась Луна. Поэтому лунные пятна напоминают кролика.

Потом и Луна, и Солнце остановились. И тогда боги решили принести в жертву собственную кровь. И Солнце и Луна вновь пришли в движение.

Эта эпоха должна была окончиться в год четвертый Движения (4 Оллин).




Голова божества из Копана, IX век

Мифология майя . У народа майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы.

На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света – востоку соответствовало красное дерево, югу – желтое, западу – черное и северу – белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.

Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине.

Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов такого рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народа науа.

В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти – Кими (Cimi); владыка неба – Ицамна(Itzamna); бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы – Уракан (Huracan); демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.

Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились три платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак – Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.


Иероглифы майя, барельеф, X век

Письменность майя. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в четырех рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично).

Иероглифы дают или изображения фигур, или соединены в группы по четыре или шесть иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886 года) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887 года). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого – иероглифически означающего соответствующего бога, и еще двух, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы – не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.

Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х годов. Он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV веках и названных по тем городам, в которых ныне хранятся – Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 году в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.


Рисунок на коже календаря ацтеков

Календарь майя. Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Мифология ацтеков . У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.
Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости – личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству. Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч.

Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне – четверо держали за конечности, один – за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать до трёх тысяч человек.

Письменность ацтеков. Для записи исторических событий, календарных, астрономических явлений и ритуалов, а также для учета земли и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев, это – кодексы Коспи (Cospi), Маглиабечиано (Magliabechiano), Борджиа (Borgia), Бурбонов (Borbonicus), Иштлильшочитли (Ixtlilxochitl). История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472 годы), правитель Тескоко.


Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел восемьнадцать двадцатидневных месяцев и ещё пять несчастливых дней. Названия месяцев в календаре соответствовали названиям сельскохозяйственных растений. Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.

Первая чета богов - «господин и госпожа нашей плоти» - Шочикецал - долго жила на тринадцатом небе, о происхождении которого никому никогда не удалось узнать. У них родилось четверо сыновей; самым старшим был Красный Тескатлипока, которого назвали так потому, что он был совершенно красный, когда родился. Вторым сыном был Черный Тескатлипока - из всех сыновей он был самым большим и самым злым, ибо обладал наибольшей силой, он все знал и на многое был способен в отличие от остальных троих сыновей, так как находился в центре всего сущего; был он совершенно черный, когда родился. Третьим сыном был Кецалкоатл, которого называли также Ночью или Ветром, а самым младшим, четвертым сыном был Уицилопочтли, которого звали также Двуглавой Змеей и которого мексиканцы почитали самым
главным своим богом.

Уицилопочтли, когда он родился, представлял собою совершенно голый скелет, мяса на нем не было, и таким он оставался в течение шестисот лет. За это время боги ничего не
совершали.

По прошествии шестисот лет четверо богов собрались на совет и сочли нужным принести в мир порядок и законы. Кецалкоатлу и Уицилопочтли поручили установить порядок в делах. Эти двое богов по поручению двух других и в согласии с ними прежде всего сотворили огонь, а затем одну половину солнечного диска, но Солнце, так как оно не было еще полным, светило слабо.

* * *

Богиню земли спустили с неба двое богов - Кецалкоатл и Тескатлипока. Вода уже существовала ранее, и никто не знает, кто ее создал. Сначала богиня лишь плавала по поверхности этой воды, и когда увидели это боги, то сказали друг другу:

Пришло время создать землю.

Тогда двое богов превратились в огромных змей, одна из них схватила богиню за правую руку, вторая - за левую ногу и, разорвав ее таким образом, они создали землю из той ее половины, которая начинается у лопаток, а вторую половину возвратили на небо. Разгневались за это остальные боги и, чтобы умилостивить Богиню Земли, они решили, что из нее произойдет вся та пища, в которой будет нуждаться человек для сохранения своей жизни.

Затем боги создали из волос Богини Земли деревья, цветы и травы, и из ее покрытой пушком кожи - все мелкие растения и небольшие цветочки, из ее двух глаз - источники, ручьи и маленькие пещеры, из ее рта - реки и большие пещеры, из ее нсса - долины, из ее плечей - горы.

Иногда Богиня Земли кричала в ночи и тосковала по человеческим сердцам. Она не могла успокоиться до тех пор, пока ей не дали того, чего она просила, и она не желала приносить урожая, пока не напилась крови.

* * *

Однажды рано утром Бог Солнца пустил с неба стрелу и эта стрела упала на место Тетцкально, туда, где сейчас находится город. Там, где стрела вонзилась в землю, образовалось отверстие, и из этого отверстия вышли мужчина и женщина. Мужчину назвали Кобчиком, а женщину - Длинным Волосом.

* * *

Сказали однажды боги друг другу:

Люди всегда будут печальны, если мы не дадим им того, чем они могут утешать свои сердца, наполнять радостью свою жизнь на земле, а также прославлять нас, петь и танцевать.

Когда услышал это Кетцалкоатл, бог Ночи и Ветра, он стал упорно ломать себе голову, где найти такой напиток, который он мог бы даровать людям, чтобы принести им радость. Вспомнил он об одной божественной девушке по имени Маяуэл, которая жила далеко-далеко под охраной своей бабушки, богини Цицимиме.

Не долго думая, он отправился к ним. Их обе,их он нашел спящими. Он разбудил божественную деву и сказал ей:

Я пришел за тобой, чтобы отвести тебя в мир.

Девушка с радостью согласилась. Кетцалкоатл посадил ее на плечи, и они вместе спустились с неба на землю. Когда они прибыли на землю, то превратились в дерево, имевшее две ветви: одна ветвь была ветвью ивы, которая представляла самого бога - Кетцалкоатла, а другая была ветвью цветущего дерева, это была божественная дева Маяуэл.

Между тем проснулась Цицимиме и, не найдя рядом с собой своей внучки, воплями собрала нескольких богинь, которые назывались также Цицимиме, и все они сошли на землю, чтобы найти бога Ночи и Ветра, который заставил бежать Маяуэл. В тот момент, когда они достигли земли, дерево раскололось надвое, и ветвь ивы отделилась от цветущей ветви.

Старая богиня тотчас узнала в цветущей ветви свою внучку, разломала эту ветвь на несколько мелких кусков и раздала богиням, чтобы те съели их. Ветвь же ивы они не разломали, а оставили лежать на земле, и, как только богини отправились обратно на небо, Кетцалкоатл снова принял свой божественный облик и собрал кости Маяуэл, которые разбросали по земле Цицимиме и другие богини.

Кетцалкоатл зарыл в землю эти кости, и из них выросла агава, из сока которой индейцы приготовляют опьяняющий напиток.


На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере.

Сами ацтеки называли себя «мешина», или «теночка» и «атлальтелолька» - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (mexica. От которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекшитли), - тип водоросли, произростающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль Мигель Леон-Портилья, утверждает, что это слово означает «середина луны». Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча - еще одного легендарного вождя.

Легенды и традиции

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками пришли с севера «из места» называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (nahuatlaca, »говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»).

По легенде, Ацтеков вел бог Уицилопочтли, что означает «колибри левой стороны». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе, на острове посреди озера и поедавшем змею,- образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орел, поедающий змею,- изображена на мексиканском флаге.

Итак, в 1256 г. Ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окруженной зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда - лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскопоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлалтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 году. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов,- большей частью от древних Тольтеков (которых могли путать с более древней цивилизацией теотиукана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кецтальтоакля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика) который они также отождествляли с более древними теотиуканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых заканчивалась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи-Оллин «пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение», - которое избежало разрушения благодоря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах», самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в солнце. Этот миф связан с древним городом Теотиуканом (место превращения бога), который уже был, покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки и Кецталькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и обнаженной костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления.

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, пурепеча - был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоеванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани - переводится примерно как «Великий Оратор» тлатоке (ораторы) являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской Империи, он не передавался по наследству.

С 1397 по 1487 гг. империю возглавил Тлапаэлель (с науатля - «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани, но предпочел остаться в тени циновки ягуара. Тлакоэлель был племянником тлатоани Ицкоатля и братом Чимальпопоки и Мотекусомы Ильукамина и носил титул «Сиуакоатль», то, что приказывалось Тлакоэлелем, осуществлялось как можно скорее. Это был жесткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят введение обычая «цветочных войн» и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи во времена Конкисты и похода Кортеса.

К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы, Перу, Колумбии и Венесуэлы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинялись ацтекам.

Структура классов

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли (люди), или крестьянство, и пилли (знать). Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли. Со временем социальный статус стал наследоваться.

Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодоря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверо или пятеро пленников, его называли текиуа, и он мог получить ранг Орла или Ягуара, позже он мог получить ранг тлакатеккатль или тлакочкалькатль. Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить хотя бы семерых пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое объединялись для этого, тогда их называли ияк. Если после определенного времени - обычно трех битв - они не могли взять пленника, они становились масеуалли, считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (или торговцы). Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако, так или иначе, отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

В поздние годы империи понятие масеуалли изменилось. Было подсчитано, что только 20% населения занимались сельским хозяйством и производством продовольственных товаров. Система хозяйствования, называемая чинампа, была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием 190000 жителей. Также значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодоря торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и предприимчивыми торговцами. Позже большинство масеуалли посвятили себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для города.

Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов, но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.

Рабы, или «тлакотин» также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность, и даже собственные рабы. Рабы могли купить собственную свободу, и рабы могли быть свободными, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой, весьма поразительный способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра: если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему или ей новую одежду (чтобы он или она не носили одежду, принадлежавшую бывшему хозяину) и объявляли свободным.

В полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать, владельцу поймать раба. Также раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти квалифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб представлялся в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по ее желанию. Отец мог продать сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, так же могли продать в рабство.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы,- около года,- после чего шли к новому хозяину. Обычно, это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» - куртизанок или проституток.

Развлечения и игры

ацтек империя коммуникация

Несмотря на то, что можно было пить «пульке», (сброженный напиток с невысоким содержанием алкоголя), ацтекам запрещалось напиваться до достижения шестидесятилетнего возраста; нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был «тлачтли», ацтекский вариант древней месоамериканской игры «улама». В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли «олли», откуда происходит испанское «уле», означающее резину.

По другим данным мяч был каменным, а игра в него отличалась необычайной жестокостью - вес мяча был настолько велик, что было большой проблемой закинуть его в специальное кольцо, расположенное достаточно высоко, не причинив себе физических повреждений.

Участника игры, попавшего мячом в кольцо, приносили в жертву.

Ритуальная игра в мяч оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана команды победителей. (По другим источникам в жертву приносили капитана и игроков проигравшей команды).

Жертвоприношение участника забившего «гол» являлось большой честью как для него самого, так и для всей его семьи. Участники, которые не проявляли достаточно ловкости во время игры, оставались жить, но вместе со своими семьями низвергались к самой низшей социальной прослойке общества.

Обучение

До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовало устное предание (набор устных наставлений), называемый уэуэтлатолли («пословицы стариков») которое передавало морально-этические идеалы ацтеков.

Существовали реплики, и поговорки на каждый случай, были слова для приветствия рождения и слова прощания при смерти.

Юноши шли в школу с 15-ти лет. Существовало два типа образовательных учреждений. В тепочкалли обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле и ремеслу (крестьянскому или мастеровому). В кальмеках, куда в основном ходили сыновья пилли, сосредотачивались на обучении лидеров (тлактоков), жрецов, ученых-учителей и писцов. Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в тепочкалли, боевым искусствам.

Ацтекские учителя предлагали спартанский режим обучения - холодные бани утром, тяжелая работа, физические наказания, кровопускания шипами и испытания на выносливость - с целью формировать мужественный народ.

Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили читать и писать.

Для одаренных детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других - в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.

Ацтеки создали искусственные острова, или чинампы, на озере Тнскоко; на этих островах выращивали зерновые и садовые культуры. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза) бобы и тыквенные. Чинампа были очень эффективны и давали до семи урожаев в год, на основе текущих урожаев чинампа собирали продовольствия на 180000 человек. Много говорилось о недостатке белков в питании ацтеков как довод в поддержку теории существования у них каннибализма, но эти утверждения малодоказательны: сочетание маиса и бобов дает необходимую норму важнейших аминокислот, что снимает проблему недостатка белков. Более того, у ацтеков было большое разнообразие другой пищи: они ловили акоцилов, маленьких креветок, изобилующих в озере Тескоко, собирали водоросль спирулину, богатую флавопротеинами, которая использовалась в разных видах выпечки; также они употребляли в пищу насекомых: сверчков, червей, муравьев и личинок. В насекомых содержится больше белков, чем в мясе, и по сей день, они являются деликатесами в некоторых районах Мексики. Ацтеки содержали домашних животных вроде индейки и ицкуинтли (порода мясных собак), хотя обычно мясо этих животных предназначалось для особых случаев - ситуаций выражения благодарности и уважения. Еще одним источником мяса была охота - лани, кабаны, утки…

На мое мнение если у ацтеков существовал каннибализм, то, скорее всего не от недостатка белка или мяса, а скорее из каких либо религиозных соображений и традиций, например, способ показать и почувствовать силу величия и превосходства над другими людьми.

Ацтеки широко использовали агаву; из нее получали еду, сахар, напитки (пульке) и волокна для веревок и одежды. Хлопок и драгоценности были доступны только для элиты. Подчиненные города выплачивали ежегодную дань в виде предметов роскоши (например, перьев и богато украшенных костюмов).

После испанского завоевания некоторые пищевые культуры, - например, амарант, - оказались под запретом, что привело к сокращению пищевого рациона и хроническому недоеданию жителей.

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясение эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалько-йотль и Куакуцин. Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения мысли ацтеков, независимо от «официального» мировозрения.

В подвальном этаже Великого Храма находится «Дом Орлов» где в мирное время ацтекские военноначальники могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии.

Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах. Одна из наиболее распространенных тем стихов «жизнь - реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем. Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры - представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.

Воинственность ацтеков

Никто из других народов так не стремился к воинской славе, как ацтеки. Самой почетной считалась смерть в сражении или на жертвенном камне. Воины, погибшие в бою, жертвы, а также женщины, умершие во время родов, могли надеется на самый высокий почет в загробном мире; почти все другие, несмотря на социальное положение, были вынуждены четыре года скитаться по подземелью, прежде чем достичь низшего уровня потустороннего царства, которое ацтеки называли Землей мертвых, или «нашим общим домом».

Одной из причин воинственности была религия. Каждую ночь повторяется борьба Солнца с Луной и звездами, и если Уицилопочтли проиграет сражение, то жизнь обречена на гибель в темноте. Силы божества должны восстанавливаться каждый день и согласно представлениям ацтеков для этого как нельзя лучше подходит человеческая кровь, которую они называли «драгоцейнейшей водой».

Ученые не единогласны в подсчетах, сколько людей ацтеки убивали ежегодно, но скорее всего по всей империи в жертву приносили около 20000 человек.

В мире враждующих государств очень много можно было добиться исключительно воинским мастерством, и ацтеки прекрасно это поняли. По сведениям из кодексов, сообщениям испанцев и результатам археологических раскопок, в Месоамерике так и не появилось никаких развитых орудий ведения войны. Исход битвы зависел исключительно от мастерства отдельных воинов. В таких условиях победителем станет тот, кто добьется двух целей - упрочения воинской организации и повышения морального духа бойцов. Вся ацтекская культура была построена так, чтобы максимально обеспечить достижение этих целей.

Есть особая логика в стремлении ацтеков к военным успехам. Примечательно, что ацтеки почти не пытались покорить завоеванные народности. Они не строили крепостей и не оставляли гарнизонов в тылу врагов.

Вместо этого они стремились напугать другие города-государства этого региона: только страх возмездия поддерживал поступления дани. Любой намек на то, что ацтеки больше не являются непобедимыми, вызвал бы немедленное восстание, тем и воспользовались испанцы, которым помогали местные жители, желавшие свергнуть угнетателей.

Однако ацтекская военная машина была безотказной и настолько разработанной, насколько позволял уровень развития общества. Вся энергия государства была направленна на увеличение военной мощи. С 20 лет любой здоровый мужчина мог быть призван на военную компанию, которая регулярно начиналась осенью, после сбора урожая и окончания летних дождей. Кроме того, были и профессиональные воины из числа знати и простолюдинов, отличившихся на поле боя. Никаких других обязанностей они не выполняли, а содержались в основном за счет дани с завоеванных городов.

Сражения представляли собой в основном беспорядочную и яростную рукопашную, где каждому предоставлялось много возможностей отличиться. По героизму они более напоминали сражения гомеровской Греции, нежели европейские вооруженные маневры того времени. Обычно бой начинался с обстрела из луков и пращей. Потом сходились войска, выстроившиеся длинной шеренгой, стрелял дротиками из атлалей. В авангарде шли бывалые ветераны, которые и вступали в рукопашную схватку с противником.

Целью военных действий было заставить покоренные народности признать господство ацтеков и платить им дань. К 1519 г. Подобная участь постигла около 370 городов, и размеры дани, поставляемой в Теночтитлан ежегодно, были грандиозны. Дань включала в себя 7000 т. Зерна, 4000 т. Бобов, 2 млн. хлопковых плащей вместе с меньшим числом военных доспехов, щитов и головных уборов из перьев.

В ходе раскопок Великого храма, было обнаружено множество предметов роскоши, большинство из которых попало к ацтекам в качестве дани, поскольку они не встречаются в долине Мехико.

Подобные документы

    История цивилизаций Америки. Общая характеристика ацтеков как наиболее численного индейского народа Мексики. Легенды и традиции ацтеков. Язык, образование, письменность народа. Жертвоприношения и каннибализм во времена рассвета ацтекского государства.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Возникновение цивилизации ацтеков на территории Латинской Америки в долине Анауак. Ацтекский политеистический пантеон и религиозные ритуалы. Образ жизни ацтеков: экономика, социальная организация, образование. Завоевательные войны и управление империей.

    реферат , добавлен 09.09.2014

    История формирования государства ацтеков, его разрастание за счет покоренных племен, которые облагались данью и воздвигали храмы ацтекским богам. Обряд жертвоприношения из числа военнопленных. Мегаполис ацтеков, его строения. Религиозные взгляды ацтеков.

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Происхождение и этапы развития империи ацтеков, специфика данного процесса и распространенные теории. Территория имперской столицы, их внешний вид и принципы построения. Строительство дорог и определение их значения. Эволюция ацтекского общества.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Рассмотрение предпосылок, причин и последствий испанской экспансии на Американский континент. Ознакомление с историческим ходом завоевания города Теночтитлана. Определение роли личности предводителя конкистадоров Эрнана Кортеса в покорении ацтеков.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Предания о племенах науа, овладевших Анауаком после падения тольтеков. Поливное земледелие - отрасль производства ацтеков. Общественный строй, религия и культура ацтеков. Группа племен языковой семьи чибча. Муиска накануне испанского завоевания.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Цивилизация как иерархически оформленный уровень развития социальных организмов, соответствующий государственным структурам. Древний Египет и шумеро-вавилонский мир. Древняя Индия и Древний Китай. Древняя Греция и Древний Рим, типы мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

    Ознакомление с цивилизациями Южной, Центральной и Северной Америки, а именно: древнейшей цивилизацией инков; цивилизацией ацтеков; исчезнувшей цивилизацией майя; североамериканской цивилизацией. Ключевые основания для понимания культуры Северной Америки.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Антропологическая принадлежность индейцев к американоидной расе, их численность и языковая дробность. Культурно-исторические области Америки и начало колонизации. Вклад индейцев в мировую цивилизацию. Культура и уровень развития инков, майя и ацтеков.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Ацтеки – индейский народ, живущий на территории современной Мексики, история их возникновения и развития как цивилизации. Захват ацтеков испанскими конкистадорами, создание колоний. Причины стремления завоевания ацтекского государства, основные события.