Строение замка в средние века. Средневековые замки европы

Строение замка в средние века. Средневековые замки европы

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы «Средневековый замок: секреты фортификации» был неслучайным.

Средневековье - это величественная тайна, во многом не разгаданная учеными-медиевистами. Одна из составляющих Тайны - средневековые замки: великолепные памятники зодчества и фортификационного искусства.

Эти цитадели, возникшие как убежище феодала, его семьи и одновременно показатели богатства и силы владельца, получившие распространение с первой половины эпохи, постепенно превращались в крепости и во время многочисленных войн большей частью были разрушены.

Нам очень хотелось узнать об этих неприступных сооружениях больше, чем написано в учебниках, и ответить на вопрос: что позволяло защитникам замков выдерживать длительную осаду и какие секреты замковой архитектуры помогали им в этом.

Актуальность: с егодня средневековые замки и их фортификационная архитектура становятся объектами пристального внимания не только ученых и туристов, но и авторов компьютерных игр, стратегий, книг и фильмов в стиле «фэнтези», где события развиваются в старинных укрепленных дворцах-крепостях. Это развивает наш интерес и любознательность, стремление узнать больше, чем написано в учебной литературе об окруженных тайной замках Средневековья.

Вместе с тем замок становится для нас не только местом увлекательных приключений и сражений вместе с героями Warhammer Fantasy Battles, Warmachine, Kings of War, Confrontation, «Игр престолов», «Робин Гуда», «Властелина колец» и других фэнтезийных романов, фильмов и варгеймов, но и той визитной карточкой Средневековья, которая помогает постигнуть его содержание, открывая одну из интереснейших страниц истории.

Это суждение оправдано, поскольку средние века вошли в историю как период нескончаемых войн не только межгосударственных, но и междоусобных, феодальных. В этих условиях рыцарский (феодальный) замок становился надежным укреплением, а особенности его фортификационной структуры помогали владельцу и гарнизону выдержать длительную осаду неприятеля.

Как видим, с точки зрения актуальности исследование приобретает особый смысл. И если прежде исследователи и авторы проектов рассуждали в основном о замке - шедевре средневекового зодчества, то сегодня - о секретах зодчества специального, военного назначения, превращающем жилище, центр цивилизации отдельно взятого феодального владения в цитадель.

Объект исследования

Средневековый замок как жилище, убежище и дворец феодала.

Предмет исследования

Элементы замковой фортификационной архитектуры и секреты, заложенные в них.

Цель исследования

Выяснить устройство важнейших частей средневекового замка-крепости и их особенное назначение в обороне от неприятеля.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературу, содержащую информацию о средневековых замках, истории их сооружения, назначении.

Выяснить особенности фортификационного назначения элементов рыцарского замка.

Учебный (проблемный) вопрос

1. Какие фортификационные секреты позволяли защитникам замков выдерживать длительную осаду?

Методы исследования: сбор и изучение информации; обобщение и описание фортификационный особенностей средневекового замка.

Продукты исследования

1. Макет средневекового замка.

2. Книга - пособие «Средневековый замок: секреты фортификации».

3. Средневековый замок (кроссворд «наоборот»).

Работа состоит из Введения, трех разделов, Заключения, списка литературы и Приложения.

Во Введении обоснована актуальность исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.

В 1 разделе «Рыцарский замок Средневековья: немного истории» рассмотрено общее представление о времени и необходимости появления рыцарских замков в Европе, общие принципы расположения на местности и обустройства.

Во 2 разделе «Важнейшие элементы замка и «ловушки» для неприятеля» рассмотрены фортификационные детали, хитрости и их назначение.

В 3 разделе «Апробация материалов исследования и выводы» представлены диаграммы, иллюстрирующие показатели знаний учащихся до и после знакомства с подготовленными нами материалами исследования (Книга-пособие «Средневековый замок: секреты фортификации»).

В «Заключении» подведены общие итоги работы, изложены выводы, обоснованы практическое применение и значимость работы.

В «Списке литературы» отражены те источники, которыми мы воспользовались при проведении своего исследования.

«Приложение» содержит материалы тестирования, отдельно - книгу -пособие «Средневековый замок: секреты фортификации», диаграммы, отражающие уровень знания учащихся ДО и ПОСЛЕ знакомства с нашим трудом, а также «кроссворд наоборот» как материал для рефлексии.

РАЗДЕЛ 1. Средневековый рыцарский замок: секреты фортификации

Средневековый замок: немного истории

Наш учитель истории часто повторяет, что причины явлений и событий надо искать не только в эпохе, современной событию, но в том, что предшествовало ей, даже если такая связь скрыта под занавесом долгих лет…

Действительно, рабовладение и Античность родились из первобытности, переросшей себя, а далекие средние века - из греко-римской цивилизации, когда она исчерпала свои возможности…

Но, казалось бы, найти схожие черты между римскими временами и европейским Средневековьем в частностях, деталях или невозможно, или очень трудно. А если присмотреться?

А если присмотреться, то тема нашей работы «Средневековый замок и его фортификационные особенности» в главной детали - «назначение замка» - возвращает нас к устройству римского лагеря, прямое назначение которого - защита его обитателей.

Судите сами, стоянка римских легионеров - огороженная территория, внутри которой - палаточный лагерь. А средневековая фортеция - усложненный вариант такого укрытия.

Основываясь на опыте оборонительных сооружений прошлого, сознавая опасность норманнского нашествия, человек начала XII века начинает строить убежища, способные защитить его от внешнего вторжения. Поначалу он огораживает дом-крепость на холме частоколом, копает ров вокруг него и подводит к нему воду, а затем, поняв что дерево и известняк - материалы ненадежные, начинает строить крепость из камня и обносить ее не просто забором - стеной, высота и толщина которой измеряется теперь метрами.

С каждым новым замком на карте Европы появляется новая конструкция его сооружения, главное назначение которой - не только воспрепятствовать неприятельским замыслам, но и остановить врага, разгромить если не на подступах к цитадели, то внутри ее, используя хитрости фортификационного зодчества.

Сегодня мы, играя в компьютерные игры, сопереживая героям фильмов в стиле фэнтези, собирая пазлы, частично вникаем в смысл сооружения огромных защитных сооружений, анализируем внутреннюю структуру и систему фортеций, часто спрашивая себя: что там, за каменной преградой, стоящей на пути завоевателей, зачем рыцари строили не просто красивые и добротные дома, а убежища, крепости?

Вывод напрашивается сам по себе: к этому их побуждали войны! С кем? Со всеми! В частности, и между собой за землю, крестьян, богатства, престиж, честь…

XII век пришел в Европу временем бедствий и большой крови и заставил задуматься о том, не нагрянет ли превосходящий по силе соперник, которому приглянутся твое жилище, лес, река, поля?

И тогда появляются, как грибы после хорошего теплого дождя, такие замки, которые и сегодня внушают трепет, уважение, а иногда и серьезное опасение: не вынырнет ли из стены призрак в доспехах со ржавым мечом в руках?..

Хозяин цитадели четко знал, чего хочет: замок должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и показывать мощь, богатство феодала.

Место выбиралось исходя из этих требований: гора, высокая скала, на крайний случай пригорок, хорошо бы недалеко от воды. Начиналось сооружение главного жилища - донжона. Дело хлопотное, небыстрое, тщательно спланированное. Пока строители возводили стены и копали колодец (источник воды, а значит, жизни!), местный люд (из хозяйских ремесленников, воинов, крестьян) сторожил подходы к будущему укреплению и прокладывал дороги к нему. Дорога обязательно содержала многочисленные препятствия, преодолеть которые мог только знающий человек (замаскированные ямы, ложные переправы через реки и большие ручьи, засады с расчищенными секторами для обстрела неприятеля…). Обязательное условие - дорога должна закручиваться так, чтоб всадник или пеший воин непременно оказывался правым, незащищенным, боком к цитадели.

Завершив возведение донжона, приступали к строительству оборонительных стен. Владельцы побогаче выстраивали несколько стен-препятствий, победнее - обходились одной, но обязательно мощной, высокой, с башнями и бойницами, прочными воротами, выступающим вперед барбаканом, подъемным мостом через ров, наполненный водой.

Бывало и наоборот: начинали со рва и стен, а завершали донжоном. Но, главное, исход был всегда один: появлялась еще одна крепость, неприступная цитадель, поражающая мощью, красотой или архитектурной выдумкой. Взгляните на эти европейские замки.

Поразительно, не правда ли?

РАЗДЕЛ 2.«Важнейшие элементы замка и «ловушки» для неприятеля»

Бойницы, их виды и назначение

Замок Средневековья с его укреплениями, имеющими определенное оборонительное назначение, - это не сегодняшний богатый дом «под старину». Средневековый замок - это грозная, часто мрачная крепость с башнями и часовыми, настороженно озирающими окрестности из глазниц.

Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку. Через них проходил канат, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты замка.

Лестницы же скрывались за перегородками в стене. Взгляните: каждый этаж -это отдельное помещение, в котором располагались воины. Для обогрева в толще стены часто устраивали камин, в котором, кстати, можно было приготовить дичь на вертеле…

Единственные отверстия в башне, связывавшие с внешним миром, - это бойницы для стрельбы из лука. Длинные и узкие проемы, они расширялись внутрь помещения. Обычно высота таких бойниц 1 метр, а ширина - 30 см снаружи и 1 метр и 30 сантиметров внутри. Такая конструкция предохраняла от попадания вражеских стрел внутрь, а защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Для лучников бойницы были длинными узкими прорезями в стене, а для арбалетчика предназначались короткие бойницы, расширявшиеся в стороны. Их часто называли замочными скважинами.

Существовали и бойницы особой формы - шаровые. Это были закрепленные в стене, свободно поворачивающиеся деревянный шары с прорезью. Они обеспечивали стрелку максимальную защиту.

Количество бойниц должно было напугать врага, который понимал, что, чем больше бойниц, тем больше защитников, тем, конечно же, сильнее оборона.

Как пишут современники событий Средневековья, историки и даже туристы, наличие бойниц становилось особенно актуальным во время войны или осады, поскольку в узком вертикальном отверстии не было видно, находится за ним стрелок или нет. Высота некоторых бойниц даже рассчитывалась с учетом данного обстоятельства.

Для нас же интересен тот факт, что бойницы в стенах не были распространены в Европе до XIII века, так как считалось, что они могут ослабить их прочность. Но, независимо от своего назначения, бойницы стали обязательным атрибутом средневековых замков начиная с XIII века.

Тайны винтовой лестницы. Рыцарские мечи*.

Тайны винтовой лестницы.

Временем появления, а затем и расцвета техники сооружения винтовой лестницы считается Средневековье. Стараясь всячески осложнить жизнь своим врагам, рыцари приспосабливали винтовые лестницы ко всем сооружениям, причем винт всегда закручивался по часовой стрелке .

Атакующих при продвижении на вершину башни по такой лестнице ждало большое количество неприятностей: поворачивавшиеся вокруг своей оси ступени, узкий проход, отсутствие места для замаха мечом, открытое пространство для нападения сверху, повторяющееся на каждом изгибе. В таких условиях даже очень скромный гарнизон в состоянии удержать свои позиции без потерь, что на обычной лестнице было бы невозможно. Из арбалета, лука не прострелишь, копьём, мечом ступени лестницы не пробьёшь, а отверстия в ступенях позволяли оценить обстановку, наблюдать за осаждающими врагами, пробивающимися наверх, и перебить им ноги, наконец.

Впрочем, есть в Европе замок, в котором лестница закручена против часовой стрелки. Это родовое гнездо графа Валленштейна в Богемии. Дело в том, что этот древний и воинственный род прославился не только громкими победами и полководцами, но и своими воинами-левшами...

В Средние века строить винтовую лестницу имели право только привилегированные гильдии мастеровых. Чертежи, эскизы лестниц и даже косвенные указания на то, кто и где соорудил «хитрую» конструкцию, хранились ремесленниками в строжайшей тайне.

*Рыцарские мечи (для самых любознательных). С XII в. опоясывание мечом и благословение этого оружия стали обязательной частью обряда посвящения в рыцари. Подобно королю, на рыцаря возлагалась обязанность защиты мира от иноземных завоевателей, защиты церкви от язычников и врагов христианской веры. Не случайно на клинках средневековых мечей появились священные надписи и религиозная символика, напоминавшая о высоком служении христианского воина, его долге перед Богом и мирными жителями, а рукоять меча нередко становилась ковчегом для мощей и реликвий. На протяжении почти всего средневековья общая форма меча изменялась мало: она неизменно напоминала один из основных символов христианства - крест. Очень важным по своей сути являлся вопрос о геометрии, профиле клинка и его балансировке: мечи бывают приспособлены для колющей или рубящей техники боя. Форма сечения клинка также зависела от применения в бою данного меча.

Донжон. Тайные ходы и камеры в средневековых замках

Донжон. Несмотря на внешнее многообразие, все замки построены по одинаковому плану. Чаще всего их опоясывает крепкая стена с массивными квадратными башнями на каждом углу. Ну а внутри находится башня - донжон . Изначально эти башни имели четырехугольную форму, однако со временем стали появляться многоугольные или круглые сооружения, для того чтобы повысить их устойчивость. Ведь одним из немногих способов взять неприступную крепость был подкоп с последующим подрывом фундамента на углу здания. Некоторые башни имели разделительную стену посередине.

Дополнительным уровнем защиты были решетки, мощные двери и крепкие замки. Донжоны были очень тщательно продуманы.

Такие башни возводили из камня. Деревянные крепости уже не могли обеспечить должную защиту от огня, метательных и осадных орудий. Помимо этого, каменное сооружение гораздо лучше подходило знати: появилась возможность сделать большие и безопасные комнаты, которые были хорошо защищены от непогоды и неприятеля.

Архитекторы всегда учитывали рельеф местности при строительстве и выбирали самые выгодные места для обороны под будущие замки. Донжоны, в свою очередь, высоко поднимались даже над уровнем крепости, что не только позволяло улучшить обзор и давало преимущество лучникам, но делало их практически недосягаемыми для осадных лестниц.

Вход в башню был только один. Его поднимали над уровнем земли и устраивали лестницу или даже ров с подъемным мостом, чтобы нападающие не могли использовать таран. Комната сразу после входа иногда использовалась для разоружения посетителей. Здесь же располагалась стража. В подвале башни хранили продукты, а также это было одно из самых безопасных мест для хранения сокровищ знати.

На втором этаже находилось помещение для встреч и пиров.

Этажей могло быть и больше, но это всегда зависело от достатка хозяина замка и от возможности так отделить один этаж от другого, чтоб сделать долгим и отнюдь небезопасным продвижение вверх нежелательных гостей. Кроме этого, некоторые владельцы цитадели приказывали сооружать целые подземные ходы, выводящие далеко за пределы замка… И тогда грозные и неприступные сооружения обрастали новыми жуткими историями, леденящими кровь…

Тайные ходы в средневековых замках. Средневековые замки гениально разработанными укреплениями, в которых использовалось множество остроумных и творческих способов защитить жителей замка от нападения врагов. Буквально все - от наружных стен до формы и расположения лестниц - было очень тщательно спланировано, чтобы обеспечить максимальную защиту обитателей замка.

Практически в каждом замке были тайные ходы, про которые знали только хозяева. Некоторые из них были сделаны, чтобы жители замка могли бежать в случае поражения, а некоторые, чтобы во время осады обороняющиеся не были отрезаны от поставок продовольствия. Секретные проходы также вели к тайным камерам, где могли скрываться люди или храниться продовольствие и был вырыт дополнительный колодец для воды.

Одним из ярких примеров замка с множеством потайных комнат и ходов является замок Бенрат в Германии. В стенах здания спрятаны целых семь невидимых ходов!

Да, средневековый замок был намного больше, чем просто большим гламурным дворцом с массивными каменными стенами вокруг него. Это было строение, разработанное вплоть до мельчайших деталей с целью защиты жителей. И в каждом замке было полным-полно своих маленьких секретов.

Ров и цвингер

Ров. Первая преграда, охранявшая замок, - глубокий ров. Его часто соединяли с рекой, чтобы заполнить водой. Ров затруднял доступ к крепостным стенам, осадным орудиям. Он мог быть поперечным (отделять стену замка от плато) либо серповидным (выгнутым вперед). Мог опоясывать весь замок по кругу. Очень редко рвы выкапывались внутри замка, чтобы затруднить врагу передвижение по его территории. Если же почва под замком была скалистая, то ров не делали вообще. Перейти через ров можно было лишь по подъемному мосту, висевшему на железных цепях.

Цвингер. Нередко замок окружали двойные стены - высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое пространство, получившее немецкое название цвингер. Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления. И, оказавшись в цвингере, становились легкой мишенью для стрелков (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы). В стенах цвингера, который одновременно являлся внутренней стеной рва, часто строились полукруглые башни или бастионы, облегчающие наблюдение за рвом.

Главная оборонительная стена замка

… В предшествующие благословенные времена, когда соседи за одним столом мирно пили вино, охотились и состязались в силе и ловкости, все было проще: небольшой дом, обнесенный частоколом. Потом дом побольше и стена из глиняных и известковых блоков. А потом, когда к нам постучалась война каждого против всех, дома превратились в крепости, а заборы - в стены из камня!

И замок, и стена теперь сооружались так, чтоб выдержать долгую осаду, спасти от плена и позора, остановить неприятеля! И каждый элемент играл свою важную роль. Это касалось и главной стены крепости.

Она должна быть такой высоты, чтобы нападавшие не смогли взобраться на нее по лестницам или с помощью осадных башен, и, конечно же, очень широкой, толстой. Тогда можно оставить попытки быстро пробить в ней брешь - время будет потрачено не то чтобы зря, но очень много без очевидного результата. Мощные требюшеты могут, конечно, обрушить кровлю башен или разбить крепостные зубцы. Скорее всего, противник использует солдат с кирками, но тут защитникам замка помогут бойницы, в которых спрятались стрелки, и машикули, из которых на противника польются и кипяток, и раскаленная смола…

На вершине стены проложен боевой ход. Все возможное оружие будет использовано здесь защитниками крепости, укрывающимися за зубцами стены, чтоб не дать врагу приставить штурмовые лестницы, сделать подкоп, пробить нишу для взрыва.

Строители настоятельно рекомендовали вписывать в стену выступающие вперед башни с бойницами и мостками. Башни служили и для укрепления углов — самой слабой точки стены, поскольку именно в углах крепости можно сосредоточить больше всего вражеских сил и меньше всего сил обороны.

Барбакан и волчьи ямы

Барбакан. Какими бы прочными не были ворота замка, они все равно оставались слабым звеном. Поэтому строители славного Средневековья придумали, как защитить вход в цитадель. И этим сооружением, охраняющим ворота, был барбакан - внешнее укрепление города или крепости.

В чем тайна барбакана? В том, что его нельзя миновать, собираясь взломать ворота цитадели, необходимо пройти сквозь него!

А вот тут-то таилась хитрость барбакана - надвратной башни: это мощнейшее каменное сооружение имело наверху площадку, на которой размещались метательные орудия. Мало того, барбакан имел два этажа. На первом - сквозной проход шириной чуть больше размеров повозки. Малый отряд, попав сюда, оказывался отрезанным от основного железной решеткой, падающей сверху, с внешней стороны и крепкими воротами, запирающимися на мощный засов, - с внутренней!

Стражники, несущие службу на втором этаже, открыв люки в полу, могли поливать (и поливали!) горячей смолой или кипятком врагов, рвущихся к главным воротам.

Фактически барбакан был единственным путем в замок и, конечно же, прекрасно охраняемым.

Волчьи ямы. Другим страшным препятствием на пути в замок были волчьи ямы - хитрые и жестокие сооружения, которые придумали еще древние римляне. Яма устраивалась так, что, во-первых, имела наклонные (внутрь) стены. Следовательно, выбраться из нее было не так просто. Во-вторых, в дно ее были вбиты короткие заостренные колья в несколько рядов. Провалившись в эту замаскированную ловушку, человек почти всегда терял возможность остаться в живых, и его душа отлетала к Богу после тяжких мучений тела.

Вражеская пехота была обречена, если попадала в места расположения волчьих ям. А поджидали они жертву и на подходах к замку, и у его стен, и у ворот барбакана и самой крепости, и даже на подходах к донжону.

Средневековый замок - главные ворота

Ворота — самая уязвимая часть замка, устанавливались в надвратных башнях. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для того чтобы их не поджигали снаружи, они были оббиты железом. В одной из створок ворот имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Дополнительным укреплением ворот служила поперечная балка, которая заводилась в крюкообразные прорези на стенах.

За воротами находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам. С точки зрения обороны и защиты замка, ворота имели огромное значение. Поэтому средневековый замок строили долго, кропотливо, учитывая все особенности военных действий противника.

Подъемный мост

Подъемный мост, переброшенный через ров, в случае опасности поднимался и словно дверь закрывал вход, отсоединяя замок от внешнего мира. Мост приводился в движение механизмами, спрятанными в здании. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходили канаты или цепи, наматывавшиеся на вОрот. Канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя. Другой способ подъема моста - это рычаг. Обе конструкции облегчали быстрый подъем моста.

Особенно искусными были мастера, сооружавшие мост, работавший по принципу качелей. Одна его лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, в “волчью яму”, невидимую со стороны, пока мост опущен.

В середине века оборонительная ценность подъемных мостов была очень велика, но в дальнейшем потеряла свое значение в связи с появлением новых осадных орудий.

Для того чтобы понять, какую роль играет собранный, обработанный и подготовленный нами в виде иллюстрированной книги-пособия материал по теме исследования, мы предложили всем тем, кто участвовал в нашем опросе в конце 2017 года, познакомиться с ним и решить кроссворд «Средневековый замок», составленный с учетом необходимости знания терминов и понятий по теме. Полученные положительные результаты представлены в диаграммах (показатели указаны в процентах) в Приложении и дают наглядное представление о роли и значение нашего исследования в процессе обучения.

2.2. Выводы

В результате обработки и анализа полученных результатов мы получили доказательство эффективности использования в учебном процессе материалов нашего исследования.

Уровень знания и понимания учебного материала учащимися 6Б класса «АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ», участвовавших в апробации материалов исследования существенно вырос, что видно из сравнения диаграмм. (См. также Приложение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа, которой мы занимались, оказалась очень интересной. Мы смогли ответить на все интересовавшие нас вопросы и попытались подробно рассмотреть не столько историю возникновения рыцарских замков, сколько фортификационные секреты, заложенные архитекторами при их сооружении.

Чтобы прикоснуться к эпохе Средневековья, был сделан макет замка. Его можно использовать на уроках окружающего мира, истории. Но самым главным итогом нашей работы стала, конечно же, иллюстрированная книга «Средневековый замок: секреты фортификации», для написания которой мы в течение полугода собирали и систематизировали материал, используя доступную литературу и возможности Интернета.

Разгадывая тайну фортификации Средневековых замков, мы обоснованно предполагали, что продукт исследования может быть использован на уроках истории Средневековья, МХК и во внеурочной деятельности. Следовательно, книга, написанная нами, будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, формированию их жизненной позиции, и развитию интереса к Истории.

Таким образом, мы полагаем, что цели и задачи, стоявшие перед нами в исследовании, реализованы, гипотеза подтвердилась, ответ на учебный (проблемный) вопрос получен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ионина Н.И. «100 Великих замков», Вече, Москва, 2004.

Лависс Э. и Рамбо А. «Эпоха крестовых походов», Полигон, Санкт-Петербург 2003.

Разин Е.А. «История военного искусства», Полигон,Санкт-Петербург 1999.

Тейлор Барбара «Рыцари», Серия «Узнай и смастери!», Издательство: Москва ОЛМА Медиа Групп 2014 г., 64 с.

Филипп Симон, Мари Лор Буэ, «Рыцари и замки» Серия «Твоя первая энциклопедия», Издательство: Москва «Махаон» 2013 г., 128 с.

Функен Л. и Функен Ф. «Энциклопедия вооружения и военного костюма СРЕДНИЕ ВЕКА», Астрель, Москва 2002.

Шпаковский Вячеслав Олегович, «Рыцари» Серия «Узнай мир», Издательство: ООО «Балтийская книга» 2014 г., 96 с.

Материалы сети Интернет

Архитектура замков. goo.gl/RQiawf

      Как строили замки в Средневековье. goo.gl/Auno84
      Основные элементы средневекового замка. goo.gl/cMLuwn

Рыцарские традиции. Кто такие рыцари. goo.gl/FXvDFn

Средневековый замок: устройство и осада. goo.gl/5F57rS

Средневековый замок. goo.gl/LSPsrU

По Европе раскидано множество средневековых замков, которые много столетий назад предназначались для жилья и защиты семей феодалов. В наши дни замки - молчаливые свидетели королевских драм, падения великих домов и исторических событий.

Теперь туристы зимой и летом посещают старинные крепости, чтобы своими глазами увидеть их великолепие. Мы собрали в этом списке невероятно красивые замки, которые стоит посетить!

1 Замок Тинтагель, Англия

Тинтагель - средневековый форт на мысе одноименного острова. Замок граничит с деревней Тинтагель в графстве Корнуолл. Он был построен представителем династии Плантагенетов Ричардом в 1233 году. Однако Тинтагель часто связывают с другим известным персонажем - королем Артуром. Здесь он был зачат, рожден и отсюда увезен волшебником Мерлином во младенчестве.

С XIX века замок является туристической достопримечательностью и находится под владением принца Чарльза. Управлением занимается "Английское наследие" - британская государственная комиссия по историческим зданиям.

2 Замок Корвинов, Румыния


Этот замок в готическом стиле с элементами эпохи Ренессанса расположен в Трансильвании, румынском городке под названием Хунедоара, на скале у реки Злаште. Замок был построен в середине XV века отцом венгерского короля Матвея Корвина и передавался по наследству до 1508 года.

С той поры Корвинов сменил 22 владельца, и был открыт для посещения как музей. Замок по сей день является одним из чудес Румынии, кстати, по слухам, здесь семь лет провел в заточении сам Влад Цепеш, известный как граф Дракула.

3 Алькасар де Сеговия, Испания


Эта крепость испанских королей в наши дни является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Замок расположен на невероятно красивой локации - скала на месте слияния двух рек. Благодаря своему расположению, он является одним из самых узнаваемых замков в Испании.

В 1120 году Алькасар использовался как арабская крепость. Затем там располагалась королевская резиденция, артиллерийская академия и даже тюрьма. В настоящее время здесь находится военный архив и музей.

4 Замок Эльц, Германия


Замок Эльц считается одной из двух средневековых построек в нагорье Айфель, которые никогда не были разрушены или захвачены. Замок выдержал все войны и потрясения с момента постройки в XII веке.

Удивительно, что замком уже 33 поколения владеет одна и та же семья - Эльц, потомок которых и по сей день заботится о нем, сохраняя в первозданном виде. Владелец открыл его для посещения туристами, которых особенно привлекает сокровищница Эльца с ювелирными экспонатами и другими произведениями искусства разных веков.

5 Виндзорский замок, Англия


Этот замок уже более 900 лет тесно связан с монархами Великобритании и является их символом. В его честь названа правящая ныне королевская династия Виндзоров. Замок был построен в XI веке Вильгельмом Завоевателем, и используется как королевская резиденция со времен правления Генриха I. За столько столетий его неоднократно перестраивали и дополняли в соответствии с запросами правящих монархов.

Интересно, что во время второй мировой войны замок служил убежищем для королевской семьи. В наши дни замок используется для государственных приемов, посещений туристами, а также отдыха королевы Елизаветы II весной каждого года.

6 Замок Химэдзи, Япония


Этот замок рядом с городом Химедзи - один из самых древних на территории Японии. Его строительство, как крепости, было начато в 1333 году, а в 1346 году форт был реконструирован в замок. Долгое время он кочевал от одного самурайского клана к другому и лишь в 1600-х годах обрел хозяина. Тогда и была построена основная часть из 83 деревянных зданий замка.

На территории Химэдзи часто снимают фильмы, так как замок хорошо сохранился в своем первозданном виде. Кроме того, строение относится к Национальным сокровищам Японии и находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

7 Эдинбургский замок, Шотландия


Этот древний замок расположен на Замковой скале в центре Эдинбурга, столицы Шотландии. Около 300 с лишним миллионов лет назад здесь находился действующий вулкан! Первое упоминание об этом сооружении датируется 1139 годом, когда в королевском замке собиралась знать и служители церкви. Так продолжалось до 1633 года, но уже с той поры замок стал считаться сердцем Шотландии.

Стоит отметить, что эта крепость пережила 26 осад, что сделало ее самой атакуемой на Земле. Последние 150 лет Эдинбургский замок часто реставрировали, а сейчас он является главной туристической аттракцией Эдинбурга.

8 Замок Хивер, Англия


Замок был построен в XIII веке на юго-востоке Англии в графстве Кент, как обычный загородный дом. Он прославился благодаря тому, что здесь жила семья Болейн в период с 1462 по 1539 годы. В 1505 году его унаследовал Томас Болейн, отец Анны, жены короля Генриха VIII, свадьба с которой стала причиной разрыва Англии и Рима. Правда, после того, как королю наскучила новая жена, он казнил ее в Тауэре.

С тех пор Хивер переходил от одного хозяина к другому, но сохранил уникальные тюдоровские интерьеры. Сейчас замок используется как место для конференций, но также открыт и для публики.

9 Бойницкий замок, Словакия


Он считается одним из самых романтичных замков Европы. Его первое упоминание относится к 1113 году - обычный деревянный замок в Бойнице, который постепенно укрепляли. Официально крепость передал правителю Словакии, Матушу Чаку, король Венгрии Вацлав III в 1302 году.

С тех пор каждый новый хозяин реконструировал замок, и в итоге получилось самое посещаемое в Словакии место. Здесь снимали множество фантастических и сказочных фильмов. В замке также расположен Словацкий народный музей.

10 Замок Бран, Румыния


Крепость Бран - национальная достопримечательность Румынии. Изначально это была деревянная конструкция, которую основали в 1212 году рыцари Тевтонского ордена, а позже на собственные средства достраивали местные жители. В те времена сооружение служило оборонной крепостью.

Бран сменил много владельцев, но чаще всего его называют "замком Дракулы". По легенде, князь Влад Чепеш, прозванный графом Дракулой, часто останавливался здесь и охотился недалеко от замка. В XX веке замок был подарен местными жителями королеве Марии Румынской, внук которой владеет им в настоящее время. Теперь в замке находится музей мебели и предметов искусства из коллекции королевы Марии.

11 Замок Эйлен-Донан, Шотландия


Этот красивый замок, который признан одним из самых романтичных в Шотландии, находится на острове Донан - в месте встречи трех озер. В VII веке на острове жил монах-отшельник, в честь которого и назвали замок. В XIII веке была построена первая крепость, а сам Эйлен-Донан передан королем во владение родоначальнику шотландского клана Маккензи.

Строение было разрушено в 1719 году, и только в начале XX века клан МакРей приобрел замок и начал его реставрацию. Кстати, эту крепость можно увидеть в сериале "Чужестранка".

12 Замок Бодиам, Англия


Земли, на которых теперь расположен замок, достались Эдварду Дэлингриджу после женитьбы. В 1385 году, во время 100-летней войны, он укрепил поместье, чтобы защитить окрестности от французов. Несколько десятилетий замок передавался из поколения в поколение. Когда в конце XV века род прервался, замок поступил во владение семейству Леукнор.

Позже Бодиам сменил несколько владельцев, каждый из которых внес в свой вклад в его восстановление, например, после осады во время войны Роз. В 1925 году, после смерти тогдашнего владельца, замок был передан в дар национальному фонду, который поддерживает его и теперь. Сейчас эту крепость возле деревеньки Робертсбридж может посетить любой желающий.

13 Замок Хоэнзальцбург, Австрия


Это строение считается одним из самых крупных из всех сохранившихся средневековых замков в Европе и находится на высоте 120 метров на вершине горы Фестунг недалеко от австрийского города Зальцбург. Замок был построен в 1077 году под руководством архиепископа Зальцбурга, но теперь от той постройки осталось только основание.

Хоэнзальцбург много раз укрепляли, перестраивали и реконструировали. Только в XVI веке он приобрел тот вид, который есть сейчас. Крепость использовалась в качестве склада, казармы, форта и даже тюрьмы во время Первой мировой войны. Теперь этот замок является излюбленной достопримечательностью у туристов, куда можно подняться на фуникулере или дойти пешком.

14 Замок Арунделл, Англия


Этот замок был основан в Рождество 1067 года Роджером де Монтгомери (граф Арундел), одним из подданных Вильгельма Завоевателя. Позже он стал основной резиденцией герцогов Норфолков из рода Говардов, которые владеют им более 400 лет.

Замок перестраивался после повреждений в годы Английской гражданской войны в XVII веке, а также обновлен с возвращением моды на средневековые интерьеры. Хотя Арундел является частным владением, большая часть замка открыта для туристов.

15 Мон-Сен-Мишель, Франция


Этот замок не зря называют архитектурным чудом Франции. Он представляет собой скалистый остров на северо-западе Франции, который был превращен в остров-крепость в VIII веке. Долгое время здесь жили монахи, и даже было построено аббатство.

Во время 100-летней войны англичане безуспешно пытались завоевать этот остров, а во время французской революции, когда на острове не было монахов, здесь построили тюрьму. Ее закрыли в 1863, а в 1874 остров был признан историческим памятником. Ежегодно здесь бывает около 3 миллионов туристов, тогда как местных жителей всего несколько десятков человек!

Эти удивительные исторические памятники дошли до потомков практически в первозданном виде. Они хранят многовековую историю разных народов, которую не всегда можно прочесть на страницах учебников.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Средневековые замки на самом деле были не просто большими крепостями с массивными каменными стенами. Это были гениально разработанные укрепления, в которых использовалось множество остроумных и творческих способов защитить жителей замка от нападения врагов. Буквально все - от наружных стен до формы и расположения лестниц - было очень тщательно спланировано, чтобы обеспечить максимальную защиту обитателей замка. В этом обзоре про малоизвестные секреты, скрывались в конструкции средневековых замков.

Практически каждый замок окружал ров, заполненный водой. Обычно принято считать, что это было препятствие для штурмующих войск, однако на самом деле это была не основная функция рва.

Замок Вишеринг в Германии. Замок состоит из внешнего оборонительного двора, защитных шлюзов, подъемного мост, перекинутого через ров, главного корпуса и часовни.

Одной из самых больших проблем жителей средневекового замка или крепости было то, что армия вторжения могла прокопать туннели под фортификациями. Мало того, что противник мог попасть внутрь замка под землей, так туннели также могли привести к обрушению стен замка. Ров же предотвращал это, поскольку туннель, прокопанный под рвом, неизбежно заливало водой и он обваливался.

Несвижский замок. Беларусь.

Это был очень эффективным сдерживающим фактором против прокладки туннелей. Часто ров прокладывали не вокруг внешней стены замка, а между наружной и внутренней стенами.

Концентрические круги обороны

Это был чрезвычайно эффективный метод защиты для жителей средневекового замка, который выглядел как ряд препятствий, окружающих замок.

Замок Гохостервиц. Австрия.

Как правило, такими препятствиями были (по мере расстояния от замка) выжженое и перекопанное поле, внешняя стена, ров, внутренняя стена, башня донжона. Атакующей армии приходилось преодолевать каждое из этих препятствий по очереди. И это занимало много времени и усилий.

Главные ворота

Главные ворота замка часто были самым опасным местом всего сооружения, поскольку в случае необходимости они могли превращаться в смертельно опасную ловушку.

Замок Эльтц в Германии.

Они часто вели в небольшой дворик, на другом конце которого также находились еще одни ворота, оснащенные железной опускающейся решеткой. Если нападающие прорывались через первые ворота и оказывались в дворике, то решетка опускалась, после чего агрессоры оказывались в ловушке.

Свиржский замок в селе Свирж Львовская область. Главные ворота.

При этом в стенах дворика были небольшие отверстия, через которые защитники могли стрелять из луков и арбалетов в оказавшихся в ловушке воинов противника.

Скрытые тайны лестниц

Лестничные клетки в средневековых замках на самом деле были очень тщательно продуманы. Во-первых, они почти всегда были винтовыми, очень узкими и строились по часовой стрелке.

Bинтовая лестница в Мирском замке. Беларусь.

Это означало, что атакующим противникам, которые поднимались вверх по лестнице (причем по одному, ведь лестницы были узкими), было очень трудно сражаться, ведь у них меч был в правой руке. А поскольку по правую руку всегда находилась стена, у них не было возможности для замаха. У защитников же стена винтовой лестницы находилась по левую руку, поэтому они имели больше возможностей для замаха.

Лестница с обратной закруткой и неравномерными ступенями в замке Валленштейнов в Германии.

Еще одна оригинальная особенность лестниц заключалась в том, что на них были неравномерные ступеньки: некоторые были очень высокими, и другие - низкими. Защитники замка, будучи знакомы с местными лестницами, могли по ним быстро подниматься и спускаться, а нападавшие часто спотыкались и падали, подставляясь под удар.

Тайные ходы

Во многих замках были тайные ходы, которые служили различным целям. Некоторые из них были сделаны, чтобы жители замка могли бежать в случае поражения, а также, чтобы во время осады обороняющиеся не были отрезаны от поставок продовольствия.

Корецкий замок в Украине.

Секретные проходы также вели к тайным камерам, где могли скрываться люди, храниться продовольствие и (что было довольно часто) был вырыт дополнительный колодец для воды.

Предъямский замок в Словении.

Поэтому средневековый замок был намного больше, чем просто большим гламурным дворцом с массивными каменными стенами вокруг него. Это было строение, разработанное вплоть до мельчайших деталей, с целью защиты жителей. И в каждом замке было полным-полно своих маленьких секретов.

Так как моря и реки предоставляли большой обзор для выслеживания и нападения на иноземных захватчиков.

Запас воды позволял сохранять рвы и канавы, которые являлись незаменимой частью защитной системы замка. Замки также функционировали как административные центры, и водоемы помогали облегчить сбор налогов, ведь реки и моря являлись важными торговыми водными путями.

Также замки строили на высоких холмах или в утесах скал, на которые сложно было напасть.

Этапы строительства замка

В начале строительства замка в земле вокруг местоположения будущего здания выкапывались рвы. Их содержимое складывалось внутри. Получалась насыпь или холм, который назывался «мотт». На нем позднее и возводился замок.

Затем сооружались стены замка. Часто возводили два ряда стен. Внешняя стена была ниже внутренней. На ней находились башни для защитников замка, подъемный мост и шлюз. На внутренней стене замка сооружались башни, которые использовались для . Подвальные комнаты предназначались для хранения еды в случае осады. Площадку, которую окружала внутренняя стена, называли «бейли». На площадке находилась башня, где жил феодал. Замки могли быть дополнены пристройками.

Из чего делали замки

Материал, из которого изготавливались замки, зависел от геологии местности. Первые замки строили из дерева, но позднее в качестве строительного материала стали камень. В строительстве применяли песок, известняк, гранит.

Вся работа по строительству делалась вручную.

Стены замков редко полностью состояли из твердого камня. Снаружи стены делалась облицовка из обработанных камней, а с ее внутренней стороны выкладывали камни неровной формы и разного размера. Эти два слоя соединялись с помощью известкового раствора. Раствор приготовляли прямо на месте будущего сооружения, и с его помощью также белили камни.

На месте стройки возводились деревянные леса. При этом горизонтальные балки втыкались в проделанные в стенах ямки. Сверху поперек них клали доски. На стенах замков эпохи Средневековья можно увидеть квадратные углубления. Это и есть отметки от строительных лесов. По окончании строительства строительные ниши заполнялись известняком, но со временем он отваливался.

Окна в замках представляли собой узкие отверстия. На башне замка маленькие проемы делались для того, чтобы защитники могли пускать стрелы.

Во что обходились замки

Если речь шла о королевской резиденции, то для строительства нанимались специалисты по всей стране. Так король средневекового Уэльса Эдвард Первый строил свои кольцевые замки. Каменщики разрезали камни на блоки правильной формы и размера, используя молот, долото и измерительные инструменты. Эта работа требовала высокого мастерства.

Каменные замки были дорогим удовольствием. Король Эдвард почти разорил государственную казну, потратив на их строительство 100 000 фунтов. В строительстве одного замка было задействовано около 3 000 рабочих.

На строительство замков уходило от трех до десяти лет. Некоторые из них строились в зоне военных действий, и для выполнения работы требовалось больше времени. Большинство замков, построенных Эдвардом Первым, до сих пор стоят.

Мы указывали раньше, как церкви приспособлялись к нуждам обороны, а также, какие препятствия создавались на мостах и дорогах против продвижения неприятельской армии; по важнейшим памятником военной архитектуры являются городские укрепления и замки.

Укрепления города состоят из ограды и цитадели, или замка, который одновременно служит и защитой против неприятеля и средством удерживать население в повиновении.

Ограждение города сводится к куртинам, к башням и к воротам, расположение которых зависит от рельефа местности и детали которых нами уже описаны. Приступим к обзору устройства замка. Замок почти всегда располагался поближе к городской стене: таким путем сеньор лучше оберегал себя от мятежа. Иногда выбирали место даже вне городских укреплений, - таково было местоположение Лувра около Парижа.

Подобно тому как укрепления города состоят из ограды и замка, так и замок, в свою очередь, подразделяется па укрепленный двор и главную башню (donjon), служившую последним оплотом для защитников, когда неприятель уже овладевал всей остальной крепостью.

Вначале жилые помещения не играли никакой роли в обороне. Они группировались у подножия главной башни, разбросанные в ограде двора, как павильоны в ограде виллы.

Мнение Шуази, что вначале жилье феодала находилось вне башни-донжона, у подножия ее, - неправильно. В раннее средневековье, в частности в Х и XI вв., донжон совмещал функции обороны и жилья феодала, у донжона же размещались хозяйственные постройки. См. Michel, Histore de l"art, т. 1, стр. 483.

Шуази относит замок Лош к XI в., тогда как этот замок имеет точную дату: он был выстроен графом Фулке Нерра в 995 г. и считается самым ранним из сохранившихся во Франции замков (каменных). прим. Н.А. Кожин

В замках XI в., как Ланжэ, Божанси, Лош, вся сила обороны была сосредоточена в главной башне, не говоря о некоторых второстепенных сооружениях.

Только к XII в. пристройки сочетаются с главной башней, чтобы образовать оборонный ансамбль. С этих пор все сооружения располагаются вокруг двора или у входов во двор, противопоставляя атаке свои стены. Новый план находит впервые применение в палестинских сооружениях крестоносцев; здесь мы видим двор, окруженный укрепленными зданиями с главной башней - донжоном. Этот же план применен в замках Крак, Мергеб, Тортоз, Аджлун и др., возведенных за 70 лет владычества франков в Палестине и представляющих собой наиболее важные сооружения военной архитектуры средневековья.

Также в крепостях Сирии франки впервые применяют устройство оборонных сооружений, при котором главная крепостная стена опоясывается менее высокой линией укреплений, представляющей вторую ограду.

Во Франции эти разные усовершенствования появляются только к последним годам XII в. в замках Ричарда Львиное Сердце, особенно в крепости Андели.

В конце XII в. на Западе заканчивается формирование военной архитектуры. Самые же смелые ее проявления датируются первой четвертью XIII в.; это - замки Куси и Шато Тьерри, возведенные крупными вассалами в период междоусобии, в малолетство Людовика Святого.

От начала XIV в., эпохи бедствий для Франции, осталось очень мало памятников военной архитектуры, как и архитектуры культовой.


Последние замки, допускающие сравнение с замками XII и XIII вв.,-это те, которые защищают королевскую власть при Карле V (Венсен, Бастилия), и те, которые феодалы противопоставляют ей при Карле VI (Пьерфон, Фертэ Милон, Виллер Котеррэ).

На рис. 370 и 371 показаны в общих чертах замки двух главных эпох феодальных притязаний: Куси (рис. 370)- периода малолетства Людовика Святого, Пьерфон (рис. 371)- времен царствования Карла VI.

Рассмотрим главнейшие части здания.

Главная башня (donjon). - Главная башня, которая иногда сама по себе составляет целый замок, так устроена во всех своих частях, что ее можно защищать независимо от остальных укреплений. Так, в Лувре и в Куси главная башня изолирована от остальной крепости рвом, вырытым в самом дворе; главная башня в Куси была снабжена особым запасом провианта, имела свой колодец, свою пекарню. Сообщение с корпусами замка поддерживалось посредством съемных сходней.

В XI и XII вв. главная башня часто располагалась в центре укрепленной ограды, на вершине пригорка; в XIII в. ее лишают этого центрального положения и помещают ближе к стене, чтобы ей можно было оказать помощь извне.

Мысль об изменении положения башни-донжона в замке XII и XIII вв. в силу соображений военно-оборонных не обоснована у Шуази. Центральное положение башни-донжона в замке, точнее внутри ограды-стены замка, в XI-XII вв., так же как изменение этого положения в XIII в., может быть объяснено соображениями не только оборонного, но и архитектурного, художественного порядка. В таком. положении донжона в XI и XII вв. можно усмотреть наличие композиционных особенностей памятников романского искусства (архитектура, живопись и пр.), где мы часто видим совпадение смыслового и композиционного центров с геометрическими. прим. Н.А. Кожин

Квадратные башни встречаются во все эпохи, а от XI и XII вв. других не осталось (Лош, Фалэз, Шамбуа, Дувр, Рочестер). Круглая башня появляется в XIII в. С этого времени строят наравне башни круглые и квадратные, с угловыми башенками или без них.

Мнение, что донжоны круглой формы начинают появляться лишь в XIII в. и что от XI и XII вв. сохранились лишь квадратные башни, - неправильно. От XI и XII вв. сохранились донжоны как квадратные, так и продолговатой формы - прямоугольные. Обычно по наружным стенам шли вертикально расположенные плоские и широкие контрфорсы (или лопатки); к стенам примыкала квадратная башенка с лестницей. В более ранних башнях лестница была приставная, вела непосредственно во второй этаж, откуда уже можно было проникнуть по внутренней лестнице и в верхний и в нижний этажи. В случае опасности приставные лестницы убирались.

К XI-XII вв. относятся французские замки: Фалэз, Арк, Божанси, Бру, Салон, Ла Рош Крозэ, Крест, Домфрон, Монтбарон, Сент Сюзан, Морэ. К более поздним (XII в.) относятся: замок Атт в Бельгии (1150 г.) и французские замки: Шамбуа, Шовиньи, Конфлан, Сент Эмиллион, Монтбрюн (ок. 1180 г.), Монконтур, Монтелимар и др.

В конце XI в. встречается многоугольная башни: к 1097 г. относится шестиугольный донжон замка Гизор (департамент Эре); возможно, что эта башня и перестраивалась. Сюда же относятся многоугольный донжон XII в. в.Карентане (теперь в развалинах), а также несколько более новый донжон - в Шатильоне. Донжон замка Сен Совер имеет форму эллипсиса. Круглые башни-донжоны имеют замки XII в. Шатодэн и Лаваль. К середине XII в. относится донжон замка в Этампе (так называемая башня Гинетт), который представляет собой группу четырех круглых, .как бы сросшихся башен; донжон замка Худан (Houdan), выстроенный между 1105 и 1137 гг., представляет собой цилиндр с четырьмя примыкающими к нему круглыми башенками. Замок Провэн имеет восьмиугольный донжон с четырьмя примыкающими к нему круглыми башенками. Некоторые замки имеют по два донжона (Ниор, Бланк, Верно). Из донжонов второй половины XII в., сохранивших прямоугольную форму, отметим Ниор, Шовиньи, Шателье, Шатомюр. Наконец, в XII в. появляются в ограждении донжона башенки. См. Michel, упом. соч., т. 1, стр. 484; Enlart, Manuel d"archeologie francaisi, т. II. Architecture monastique, civile, militaire et navale, 1903, стр. 215 и слл.; Viollet le Duc, Dictionnaire raisonne de l"architecture francaise, 1875. прим. Н.А. Кожин

Главная башня круглой формы - Куси; квадратной формы - Венсен и Пьерфон. Главные башни в Этампе и Андели имеют фестонное очертание (рис. 361, K).

В XIII в. главная башня служит исключительно как убежище (Куси), в XIV в. она приспособлена для жилья (Пьерфон).

Эволюция назначения отдельных сооружений замка шла от соединения в донжоне функций жилья, обороны и хозяйственных (точнее - функций хранения, кладовые) - в период романской архитектуры, к дифференциации этих функций - в эпоху готики. В дальнейшем, к концу готики-началу ренессанса (с конца XIV в,), в связи со сдвигом во всех областях культуры, в частности в связи с появлением артиллерии, происходит новое перераспределение функций. Донжон и другие фундаментальные здания замка отводятся под жилье, т. е. замок начинает превращаться в дворец, а оборона переносится на подступы к замку - стены, рвы и бастионы. Наконец, в эпоху абсолютизма замок совершенно (или за самыми небольшими исключениями) лишается оборонных функций, перестает быть крепостью и окончательно превращается в дворец или усадебный дом; наряду с этим и крепость получает свою самостоятельность в качестве военно-оборонного сооружения, входящего в единую систему наступления и обороны дворянского и дворянско-буржуазного государства. прим. Н.А. Кожин

Рис. 372 показывает разрез главной башни в Куси. Для обороны служат: кольцеобразная ограда вокруг башни, опоясывающая широкий ров и включающая галерею для контрмин, на вершине - запасы снарядов для навесной стрельбы, уложенные на верхней площадке. Стены не прорезаны бойницами, как стены обыкновенных башен, и залы, расположенные внутри этажами, еле освещены; эта башня не приспособлена ни для постоянного жилья, ни для обороны при помощи легкого оружия: это-редут, где, очевидно, пренебрегали мелкими средствами обороны и все было подготовлено для последнего оборонительного усилия.

Здания замка. - Здания, расположенные в ограде, - это казармы для гарнизона, большая галерея, служащая местом для суда и собраний, залом для празднеств и торжественных обедов, капелла и, наконец, тюрьма.

Галерея, "большой зал", - это главное помещение. Сводчатой делают ее ледком своды, распор которых на всем протяжении воспринимается только вертикальными стенами, оказались бы непрочными при подкопе сапой; большой зал перекрывают только деревянной крышей (Куси, Пьерфон).

Когда зал двухэтажный, то по тем же соображениям, о которых мы говорили по поводу башен, своды допускаются только в нижнем этаже.

Чтобы сделать распор сводов наименее опасным, его уменьшают введением промежуточных устоев; устои эти никогда не имеют опорных элементов в виде выступающих наружу контрфорсов, которые могли бы облегчить доступ для неприятеля. Если и существуют контрфорсы, то они помещаются со стороны двора. С внешней стороны опорой служит глухая стена.

Капелла помещается во дворе замка: это расположение уменьшает неудобства, проистекающие от ее сводов. В замке Куси и во дворце в древней части Парижа (Palais de la Cite) капеллы были двухэтажные, причем один этаж находился на одном уровне с жилыми помещениями.

Тюрьмы обычно помещаются в подвалах; в большинстве случаев это темные и нездоровые помещения.

Что касается зал и колодцев для пыток, то только в немногих случаях можно с точностью установить это назначение: обычно помещения для пыток смешивают с кухонными постройками, а простые отхожие ямы принимают за помещения для заточенных.

В жилых помещениях, как и в укреплениях, архитектор стремился прежде всего к независимости отдельных частей: насколько возможно, каждое помещение имеет отдельную лестницу, что вполне изолирует его. Эта независимость, в соединении с известной сложностью плана, в котором легко запутаться, служила гарантией против заговоров и неожиданных нападений; все сложные переходы делались намеренно.

Рис. 370.

Рис. 371 .
Рис. 372.

Удобства жилья долгое время приносились в жертву обороне. Жилые помещения были тесны, не имели наружных окон, кроме небольших отверстий, выходивших в мрачный от высоких стен двор.

Наконец, в последние годы XIV в. потребность в комфорте получает перевес над предосторожностями обороны: жилище сеньора начинают освещать и с внешней стороны.

Освещение жилища (замка) сеньора окнами, пробитыми в наружной крепостной стене, объясняется не только тем, что потребность феодалов в комфорте получает в XIV в. перевес над предосторожностями обороны, а изменением системы обороны - когда перед замком начинают возводиться земляные укрепления и пр., на которые и переносятся основные функции обороны при введении в действие артиллерии. прим. Н.А. Кожин

В замке Куси оба больших зала были переделаны при Людовике Орлеанском: в них были проделаны окна наружу. Тот же сеньор, который построил замок Пьерфон, придал жилым комнатам, находившимся в главной башне, удобное расположение.

Лувр, построенный при Карле V архитектором Раймондом дю Тампль, был одним из первых замков- с библиотекой и монументальной лестницей.

План Венсенского замка, по-видимому, имеет в виду главным образом цели защиты. Замки Шатодэн, Монтаржи - одновременно я удобные жилища и крепости. Таковы же дворец в древней части Парижа, построенный при Филиппе Красивом, дворцы-резиденции герцогов Бургундских в Дижоне и в Париже и дворец графов де Пуатье.






Замок Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers – «Замок рыцарей»). Сирия




ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Возвратимся к обзору крепостей в собственном смысле слова. Мы уже рассмотрели их с сточки зрения системы обороны; постараемся точно установить происхождение этой системы и те изменения, которые она переживает по мере приближения к новому времени, когда в нападении начинает принимать участие и огнестрельная артиллерия.

Происхождение. - Наиболее древние крепости, резко отличающиеся своим видом от памятников Византийской империи, находятся в Нормандии или в областях, подчиненных ее влиянию: Фалэз, Ле Пен, Донфрон, Лош, Шовиньи, Дувр, Рочестер, Ньюкэстль.

Сохранились известия о существовании на территории Франции и Германии деревянных крепостных сооружений-замков в IX и Х вв., т. е. в так называемое каролингское время, но мы не имеем оснований считать их продуктом влияния Византии и говорить о сходстве их с соответствующими сооружениями Византии IX-Х вв., тем более всех. Шуази хочет установить три ступени развития западноевропейских крепостных сооружений, беря за основу очень шаткий и методологически неправильный критерий заимствования.

Связывая появление ранних замков в Западной Европе с воздействием культуры Византии, Шуази отражает существовавшую в западноевропейской науке теорию, признававшую основным или существенным фактором в образовании романского искусства - влияние византийской культуры и искусства. прим. Н.А. Кожин

Эти замки XI и XII вв. состоят лишь из одной квадратной башни (донжона), обнесенной стенами. Это-воплощение в прочных материалах тех обнесенных палисадами блокгаузов, которые пираты-норманны воздвигали в качестве убежищ и опорных пунктов на тех побережьях, где они производили свои пиратские налеты.

Нормандские крепости хотя и производят впечатление своими размерами, но в то же время свидетельствуют о том, что военно-оборонное искусство находилось в то время в стадии зарождения. Только к концу XII в. в крепостях, построенных Ричардом Львиное Сердце, впервые появляются искусные конструкции.

Замок Андели создает эпоху в западной военной архитектуре. В нем осуществлен искусно разработанный план башни без "мертвых углов"; в нем мы находим наиболее раннее применение идеи машикули, которой понадобилось еще около двух веков, чтобы получить широкое распространение.

Время сооружения замка Андели совпадает с возвращением западноевропейского рыцарства из третьего крестового похода, т. е. с эпохой формирования оборонного искусства в Сирии.

Крак и Маргат еще ранее замка Андели имели ограды с двойными линиями укреплений, методически координированными, стены с машикули и безукоризненную систему флангового прикрытия. Ограда сооруженного в 1180 г. замка графов Гентских, как это отметил Дьёлафуа, своими архитектурными деталями напоминает иранское искусство. Дьёлафуа видит в этих сближениях доказательство восточных влияний; и всё как будто подтверждает эту преемственность.

Шуази является сторонником теории заимствований и влияний, которая в области средневековой культуры и искусства стояла, в лице своих наиболее крупных представителей, на ориенталистических позициях: источников возникновения и развития средневековой культуры эти исследователи искали на Востоке. Под углом зрения выводов этой теории стараются разрешать вопрос о происхождении и формировании средневековых замков Дьёлафуа, а за ним и Шуази. Как первый, так и второй совершенно обходят теорию происхождения средневекового замка из позднеримских turres или burgi т. е. башен (см. примечание 1), которые имели различную форму: квадратную, круглую, эллиптическую, восьмиугольную и сложную - снаружи полукруглую, внутри же четырехгранную. Часть этих башен, вернее, их основания, была использована при постройке феодальных замков, часть превращена в церковные башни, часть сохранилась в развалинах (см. Otte, Geischen. Baukunst in Deutschland, Leipzig 1874, стр. 16).

Теория происхождения средневекового замка из burgi, оперируя целым рядом ценных фактов и интересными соображениями, страдает все же схематизмом и не учитывает культурных взаимодействий, с которыми связано развитие средневекового замка. прим. Н.А. Кожин

Мы уже дали описание укрепленного фронта в две линии обороны. Оно одинаково относится к французским укреплениям Андели и Каркассоиа, к сирийским замкам Крака и Тортозы и к византийским укреплениям Константинополя или, восходя к античности, - к укрепленным местам Ирана и Халдеи. Все данные позволяют предполагать, что. эти строительные приемы - такие же древние, как и сама азиатская цивилизация - были занесены крестоносцами.

Местные варианты. - Однако разные страны, вдохновляясь традиционными принципами Востока, сумели придать военной архитектуре свой особый характер: подобно тому как культовое искусство имеет свои школы и последовательно сменяющиеся очаги, крепостная архитектура также имеет свои центры.

В XI в., в эпоху Вильгельма Завоевателя, крепостное строительство пробуждается, по-видимому, в Нормандии. Оттуда оно перебрасывается в Турэнь, Пуату и Англию.

В XII в., когда "святая земля" была завоевана крестоносцами, классической страной фортификации была Палестина. Здесь, в самых колоссальных крепостях, которые нам оставило средневековье, по-видимому, сложилась та система, принципы которой привез во Францию Ричард Львиное Сердце.

Затем, в течение XIII в., центр перемещается в Иль де Франс, откуда уже распространялось культовое искусство. Здесь окончательно складывается тип средневекового замка, и здесь же мы находим его наиболее полное применение; именно в центральной Франции строится в XIII в. замок Куси, в конце XIV в.-Пьерфон и Фертэ Милон. Укрепления Каркассона и Эг Морт, построенные при управлении королевских сенешалов, относятся к той же школе.

Шуази устанавливает три ступени, три этапа развития средневекового замка: первый, как было указано, - это период влияния Византии, второй - период распространения по Европе типа замка, сложившегося в Нормандии, наконец, третий - это время влияния крепостных сооружений Сирии и Палестины, даже Ирана; к местным вариантам относятся замки Иль де Франса (XIII в.), тип которых распространяется по всей Франции в ХIII-XIV вв. Таким образом, следуя Шуази, здесь можно говорить о четвертом этапе - периоде влияния Иль де Франса. О преемственной связи между указанными сооружениями XII-XIII вв. и сооружениями XI в. и более ранними Шуази умалчивает, так как это противоречило бы принятой им теории.

Вопрос о происхождении средневекового замка является одной из частностей проблемы формирования средневековой архитектуры и должен быть разрешен в той же плоскости, что и вопросы, касающиеся образования других архитектурных типов, в частности культовых сооружений - западноевропейских базилик. Осваивая античное наследие и наследие различных "новых" народов (в частности норманнов), завоевавших Европу, новый класс -феодалы - приспособлял оставшиеся burgi к потребностям жилья и к задачам защиты и нападения в условиях феодальной войны. Среди типологического многообразия burgi или turres квадратная башня начинает вытеснять другие формы, но вместе с тем и сама она, меняет свою форму: преобладающим становится тип прямоугольной башни со своими особенностями. В этом, по существу новом, типе стали строиться средневековые замки в IX-Х вв.; сперва это были преимущественно деревянные сооружения, далее каменные, которые на протяжении своего развития не могли не осваивать и ряд особенностей аналогичных сооружений других стран (ср. изменение базилики Т-образной, так называемой раннехристианской, в крестообразную базилику романского стиля). Преемственная связь (но не заимствование) средневекового замка и позднеримских castella и burg подчеркивается в наименованиях замка: в Германии "Burg", в Англии - "Castle". прим. Н.А. Кожин

Укрепления, наиболее близкие к французскому типу, встречаются в германских странах: в Ландеке, Трифельсе и Нюрнберге. Фланговые прикрытия встречаются здесь более редко; за этим исключением, общая система остается той же.

В Англии замок сначала придерживался формы башни (донжона) нормандской крепости. Но, по мере того как феодальный режим уступает место авторитету центральной власти, замок превращается в виллу, постройки которой располагаются в едва огражденном пространстве и которая с XIV в. сохраняет лишь декоративную сторону оборонных сооружений.

В Италии крепость имеет более простой вид: башни обычно квадратные или восьмиугольные, планы правильные, как в замке Фридриха III, известном под названием Кастель дель Монте; в последнем все постройки вписаны в восьмиугольный план, с башнями на восьми углах.

Неаполитанский замок представлял собою квадратный форт с примкнутыми башнями. В Милане, где герцоги были в родстве с великим строителем крепостей, Людовиком Орлеанским, находился замок, план которого в целом близок французскому типу. Вообще, Италия с XV в. представляет собою аггломерат маленьких республик. Памятниками ее военной архитектуры являются преимущественно городские стены и укрепленные муниципальные ратуши, а не замки.

Миланский замок, план которого близок к квадрату (прямоугольный), снабжен башнями как по углам, так и в расчете па фланговую оборону. При установлении расстояния между башнями и в других особенностях были, по-видимому, использованы указания Витрувия, но с учетом новых условий обороны в связи с введением огнестрельного оружия. Витрувий в "De Architectura", книга 1, глава V. говорит:

"2. Далее, башни надо выводить за наружную часть стены, чтобы во время приступа неприятелей можно было поражать справа и слева метательными снарядами их обращенные к башням бока. Главным же образом следует заботиться о том, чтобы подход к стене при нападении был нелегким, для чего обводить ее по краю кручи с таким расчетом, чтобы дороги к воротам вели не прямо, а слева. Ибо, раз это будет сделано так, то нападающие окажутся обращенными к стене правым баком, неприкрытым щитом. Очертание города должно быть не прямоугольным и не с выступающими углами, а округлым, чтобы за неприятелем можно было наблюдать сразу из нескольких мест. Города же с выступающими углами трудно защищать, так как углы скорее служат прикрытием для врагов, чем для граждан.

3. Толщина же стен, по-моему, должна делаться такой, чтобы двое вооруженных, идущих по ним навстречу друг другу, могли беспрепятственно разойтись. Затем, сквозь всю толщу стен должно как можно чаще закладывать брусья из обожженного масличного дерева, чтобы стена, связанная с обеих сторон этими брусьями, как скрепами, навеки сохраняла свою прочность: ибо такому лесу не могут повредить ни гниль, ни непогода, ни время, но он и зарытый в землю и погруженный в воду сохраняется без всякой порчи и остается всегда годным. Итак, это относится не только к городским стенам, но и к подпорным сооружениям, и все те их стены, которые должны строиться в толщину городских, будучи скреплены таким образом, не скоро подвергнутся разрушению.

4. Расстояния же между башнями следует делать так, чтобы они одна от другой отстояли не дальше полета стрелы, для того, чтобы можно было нападение врагов на какую-нибудь из них отразить скорпионами и другими метательными орудиями, стреляя с башен и с правой и с левой стороны. А стену, примыкающую к внутренним частям башен, надо разделять промежутками, равными ширине башен, и делать переходы во внутренних частях башен брусчатыми и без железных скреплений. Ибо если неприятель займет какую-нибудь часть стены, то осажденные разломают такой помост и, если управятся быстро, не допустят неприятеля проникнуть на остальные части башен и стены без риска стремглав слететь вниз.

5. Башни следует делать круглыми или же многоугольными, ибо четырехугольные скорее разрушаются осадными орудиями, потому что удары баранов обламывают их углы, тогда как при закруглениях они, как бы загоняя клинья к центру, не могут причинить повреждений. При этом укрепления стены и башен оказываются наиболее надежными в соединениях с земляными валами, так как их не в состоянии повредить ни бараны, ни подкопы, ни другие военные орудия".

Иллюстрацию Миланского замка см. в книге Бартенев С.П., Московский Кремль, 1912, т. 1, стр. 35 и 36. прим. Н.А. Кожин

Итальянская школа, по-видимому, оказала достаточно сильное влияние на южную Францию: связь между двумя странами была установлена анжуйской династией. Замок короля Ренэ в Тарасконе построен по тому же плану, что и неаполитанский замок; папский дворец в Авиньоне, с его большими квадратными башнями, во многом напоминает итальянскую крепость.

Влияние огнестрельной артиллерии. - Описанная нами система обороны, рассчитанная почти исключительно на штурм, на подкоп сапой или на лобовую атаку с лестницами, казалось, должна была быть оставлена. С того момента, когда огнестрельные орудия сделали возможной атаку с далеких расстояний. Но этого не случилось. Пушка появляется на полях битвы с 1346 г.; но в течение целого столетия система обороны не считается с этой новой силой, что может быть объяснено медленным развитием осадной артиллерии. Наиболее искусное применение средневековой оборонной системы относится именно к этому переходному веку; великая эпоха оборонного искусства, основанного на зубчатых стенах, совпадает с периодом внутренних волнений в царствование Карла VI. Пьерфон относится приблизительно к 1400 г.

В замке Пьерфон, как это видно на иллюстрации в книге Шуази, налицо не только угловые башни, но башни имеются и в стенах, в середине каждой из сторон крепости. Эти промежуточные башни имеют существенное значение для фланговой обороны и дают некоторое основание предполагать, что указания Витрувия учитывались не только в Италии, но и в Северной Европе. прим. Н.А. Кожин

Единственное новшество, появление которого было вызвано новыми средствами атаки, состояло в небольших земляных насыпях, прикрывавших орудия и помещавшихся впереди стен с башнями и машикули.

На первый взгляд, один способ обороны как будто исключает другой, но инженеры XV в. судили иначе.

В те времена пушка была еще слишком несовершенным орудием, чтобы издалека разрушить стены, несмотря на громадные размеры выбрасываемых ею снарядов. Чтобы пробить брешь, недостаточно отдельных ударов, надо сконцентрировать на определенной точке точную стрельбу; но прицел не был точен, и стрельба вызывала лишь сотрясение, которое могло разрушить парапет, но не пробить брешь. Стреляли только "бомбами", и их удар в стену был мало опасен. Высокие стены еще долго были в состоянии выдерживать действие этой зачаточной артиллерии. Средства, примененные в Пьерфоне, были достаточны: батареи, установленные перед стенами, удерживали нападающего на расстоянии. Если же враг переходил за линию огня передовых батарей, то ему приходилось ставить свою артиллерию под обстрел крепости или же вести подкоп; в первом случае преимущество обороняющимся давала навесная стрельба с гребня крепостных стен, в другом-полностью сохраняла свое значение готическая фортификация.

Вытекающее отсюда сочетание двух систем продолжает существовать до того времени, пока огнестрельные орудия не приобретают достаточной верности прицела, чтобы пробивать бреши на расстоянии.

Среди первых крепостей, имеющих платформы или казематы для стрельбы из орудий, надо назвать: во Франции- Лангр; в Германии-Любек и Нюрнберг; в Швейцарии- Базель; в Италии-Миланский замок, в котором бастионы с казематами прикрывали куртины, еще снабженные массивными башнями с машикули.

В XVI в. земляные укрепления считаются почти единственной серьезной защитой; на башни перестают рассчитывать, и в их стенах прорезаются чем дальше, тем все более и более широкие окна. Однако продолжают сохраняться - особенно в тех странах, где феодальный строй наложил свой глубокий отпечаток - внешние формы системы обороны, от которой, по существу, уже отказались: замок Амбуаз с массивными башнями был построен при Карле VII, Шомон - при Людовике XII, Шамбор-при Франциске I.

Традиционные части замка приспособляются, по мере возможности, для другого назначения: в замке Шомон внутри круглых башен находятся более или менее удачно вписанные квадратные помещения; в замке Шамбор башни служат кабинетами или лестничными клетками; машикули превратились в глухую аркатуру. Это совершенно свободные декоративные варианты на мотивы старинной крепостной архитектуры.

Создалось новое общество, потребностей которого уже не удовлетворяет средневековое искусство, - ему нужна новая архитектура. Общие основы этой новой архитектуры создадутся в соответствии с новыми требованиями, а формы будут позаимствованы у Италии. Это будет эпоха Возрождения.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture