Литературное путешествие по крыму. Туристический маршрут «Литературный Крым Жемчужина от екатерины

Литературное путешествие по крыму. Туристический маршрут «Литературный Крым Жемчужина от екатерины
Литературное путешествие по крыму. Туристический маршрут «Литературный Крым Жемчужина от екатерины

Введение 3

Глава I. Крым в жизни А.П.Чехова 6

1.1. Белая дача А.П.Чехова 6

1.2. Гурзуфский домик А.П.Чехова 15

1.3. Имение А.П.Чехова в Кучук-Кой 19

Вывод к главе 1 30

Глава II. Крым в творчестве А.П.Чехова 32

2.1. Ялтинский рассказ А.П.Чехова «Дама с собачкой» 32

2.2. «Крымские произведения» Чехова. 38

2.3. Пространство сада в картине мира Чехова. 46

Вывод к главе 2 50

Заключение 51

Список использованной литературы 56

Введение

Антон Павлович Чехов - русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

С именем Чехова связано много ярких страниц отечественной литературы, а его творчество стало предметом подробного изучения со стороны как его современников, так и далеких потомков, вплоть до наших дней. Одним из самых важных и интересных для изучения периодов его жизни можно назвать период его нахождения в Крыму (отдельными приездами это от 1888 года до года его кончины - 1904).

Актуальность темы исследования связано сразу с целым рядом факторов, главным из которых можно назвать воссоединение Крыма с Россией. Наше воссоединение это не только политическое, но и культурное, в том числе и литературное событие, когда необходимо снова и снова напомнить всем о той роли, какую полуостров играл в истории нашей страны. Творчество Чехова этого периода напрямую связано с тем местом, где он пребывал на лечении, и поэтапное детальное исследование этих событий поможет более объективно оценить эту страницу литературной истории полуострова.

Данная сторона биографии А.П. Чехова достаточно хорошо изучена, одним из самых ярких трудов можно назвать труд Н.А. Сысоева «Чехов в Крыму» , где автор подробно и широко рассказывает о крымском периоде жизни Чехова.

Объектом исследования в работе является биография Антона Павловича Чехова.

Предмет исследования - крымский период жизни и творчества Антона Павловича Чехова.

Гипотеза исследования - крымский период жизни Антона Павловича Чехова и обстановка его окружающая оказала существенное значение на его творчество и проявилась в произведениях рассматриваемого периода.

Цель исследования - изучить крымский период жизни Антона Павловича Чехова и проанализировать влияние Крыма на его творчество рассматриваемого периода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько тактических задач:

1) изучить обстоятельства жизни Чехова в Ялте, а также факты, связанные с Белой дачей;

2) рассмотреть ряд фактов и событий, связанных с домиком Чехова в Гурзуфе;

3) рассмотреть значение имения А.П. Чехова в Кучук-Кое;

4) проанализировать влияние крымских событий жизни Чехова в его произведение "Дама с собачкой";

5) обзорно ознакомиться с крымскими произведениями Чехова;

6) изучить тему пространства сада в крымских произведениях А.П. Чехова.

Хронологические рамки исследования - период пребывания и фактического проживания А.П. Чехова в Крыму - 1888г.-1904г.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы - анализ и синтез научной и исследовательской информации по теме работы, так и специальные методы, такие как литературный анализ творческих произведений автора в период рассматриваемых фактических обстоятельств через призму жизненных событий автора.

Практическая значимость исследования заключается в совокупном изучение в рамках одной работы обстоятельств жизни Чехова в период его пребывания в Крыму и анализ его произведений рассматриваемого периода. В рамках одного исследования появляется возможность проследить фактическую составляющую жизни Чехова, и то, как это обстоятельства отразились в его творчестве тех лет.

Научная новизна исследования заключается в проведение связанного и широкого литературного анализа произведений крымского периода жизни Чехова с его обстоятельствами и фактами проживания в Крыму.

Выставка «Литературный Крым», открытая в читальном зале «Отрочество. Юность» 14 февраля 2018 года, посвящена четвертой годовщине присоединения Крыма к России. Идея выставки – показать исконную связь полуострова с русской культурой, ведь многие поэты и прозаики с восхищением описывали Крым. Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей, с ней связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Крым всегда занимал особое место в литературе, именно здесь были написаны замечательные произведения, сопровождающие нас всю жизнь.

Столицу Крыма, город Симферополь, непременно посещают все, кто прибывает на полуостров, писатели и поэты – не исключение. Например, А.С. Пушкин в начале мая 1820 года посетил Бахчисарай, легенды которого поразили воображение поэта, и была создана поэма «Бахчисарайский фонтан». Восхищение красотой Крыма нашло отражение в ряде стихотворений и знаменитом романе «Евгений Онегин».

Так случилось, что Ялту посещали почти все знаменитые писатели и поэты, такова была традиция во все времена. В Крым ехали на отдых или лечение, иногда оставаясь надолго. Ялта оказалась неотделима от биографии Антона Павловича Чехова, здесь были написаны едва ли не самые знаменитые его произведения – пьесы «Три сестры», «Вишневый сад», рассказ «Дама собачкой». Несколько раз в Ялте останавливались Владимир Маяковский, Михаил Булгаков, Иван Бунин и множество других знаменитостей. Александр Иванович Куприн впервые посетил Ялту в 1900 году, по приглашению А.П. Чехова, который ввел его в круг отдыхающих на полуострове литераторов. Можно сказать, что Крым дал путевку в жизнь Куприну как беллетристу, ввел его в литературную жизнь России того времени. Многие из наиболее известных произведений писателя связаны с удивительным курортом: «Белый пудель», «Гранатовый браслет» и т.д.

Коктебель неотделим от имени известного поэта, публициста, художника и большого оригинала Максимилиана Волошина. Он оставил немало очень точных и художественно безукоризненных описаний различных уголков Крыма, как в стихах, так и в прозе. Благодаря усилиям литератора, обаянию его личности, глухое селение стало одним из духовных и культурных центров Крыма. Гостями М. Волошина были люди, которые составляли цвет русской литературы и искусства начала XX века – А. Толстой, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Грин, М. Булгаков, В. Брюсов, М. Горький, В. Вересаев, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский и др. Здесь, в Коктебеле, писал свой знаменитый роман «Остров Крым» Василий Аксенов.


В Судаке побывали многие известные люди: сестры Цветаевы, В. Иванов, Н Бердяев и др. Осип Мандельштам любил и хорошо знал Крым, здесь он написал стихотворение «Меганом», «Старый Крым».

Город Феодосия навсегда связан с именем Александра Грина, именно здесь открыт литературно-мемориальный музей писателя. Он жил в Феодосии с 1924-го по 1930-й год, здесь написал четыре романа и более тридцати рассказов (среди них: «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда» и т.п.).

Скромный городок Старый Крым занимает заметное место на литературной карте полуострова. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана с этими местами. К примеру, пребывание в Крыму Юлии Друниной с любимым мужем стало отдельной страницей ее творческой биографии. Поэтесса вдохновлялась поэтическими пейзажами гор, вдыхала морской бриз, много писала.

Следующий город на нашей литературной карте – Керчь. Здесь в разное время бывали А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, В.В. Маяковский, И. Северянин, М.А. Волошин, В.П. Аксенов, В.Н. Войнович. Но в русскую литературу город вошел, прежде всего, повестью «Улица младшего сына» Льва Кассиля, рассказывающей о юном герое-керчанине В. Дубинине.

Славный город Севастополь связан с именами многих писателей, его навсегда прославил Лев Николаевич Толстой. Будущий великий писатель служил здесь во времена первой Севастопольской обороны, в осажденном городе он пробыл ровно год. Тогда он написал свои знаменитые «Севастопольские рассказы», принесшие впоследствии всемирную литературную славу. Константин Георгиевич Паустовский называл Крым «землей покоя, размышлений и поэзии», не случайно именно здесь была написана половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы: «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Черное море», рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка».

В городе Евпатория бывали многие литературные знаменитости – А. Мицкевич, Л. Украинка, М. Булгаков, В. Маяковский, А. Ахматова, Н. Островский. К. Чуковский. Алексей Николаевич Толстой оставил описание курортного городка в романе «Хождение по мукам».

Наше литературное путешествие заканчивается словами Константина Паустовского: «…Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль… и надежду еще раз увидеть эту «полуденную землю».

В России немало мест, упоминание которых рождает целую вселенную ассоциаций – климатических, исторических, культурных. Скажешь «Сибирь», и вспомнишь Ивана Грозного, Ермака – плеяду знаменитых первооткрывателей, великие комсомольские стройки, снега и морозы. Скажешь «Камчатка», «Поморье», «Приморье», «Кавказ» – в голове сотни историй завоеваний, отпечатков чьих-то воспоминаний, образов первооткрывателей, строителей и защитников, связанных с этими пространствами. А вот при упоминании Крыма никак не обойтись без русской литературы в жизни этого удивительного полуострова.

Стукну по карману – не звенит.
Стукну по другому – не слыхать.
Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать….

(Н. Рубцов)

В Крыму побывало столько знаменитостей, что хватит на целую цивилизацию. А из произведений, касающихся полуострова, можно составить весомую библиотеку.

Так или иначе, все представители славянской северной культуры ощутили дыхание времени, пропитанное южным морским бризом и климатическим разнообразием таврических пейзажей.

В Керчи бывали Пушкин, Чехов, Короленко, Маяковский, в Гурзуфе видели Горького, Бунина и Куприна. В Севастополе родился и жил Аркадий Аверченко, в Ялте поправлял здоровье Андрей Платонов. Подростком бегала по тёплой гальке Стрелецкой бухты будущая поэтесса Анна Ахматова, Балаклаву навещал Островский, Бальмонт, Паустовский… Коктебель неотделим от имени Максимилиана Волошина, сюда заглядывали Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Викентий Вересаев, Корней Чуковский и множество других знаменитостей. Об их дневниковых записях, полных «крымских заметок» впору писать целую книгу…

Самые ранние связи полуострова с русской литературой обнаруживаются в начале XIX века. В Симферополе трудился чиновник Павел Иванович Сумароков. Племянник одного из крупнейших поэтов XVIII века на поприще чиновника дослужившийся до тайного советника и губернатора, в Крыму написал весьма любопытную книгу «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», где дал очень точные описания многих местных уголков: «Хочешь ты вкушать сладкое в душе чувство? Останься на Салгире. Хочешь ли ты развеселить себя необыкновенным зрелищем? Перейди Байдары. Желаешь ты встретить великолепие? Явись в окрестности Ялты. А вздумал ты предаться мирному унынию? Побывай в Форосе. Наконец, страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на берег Черного моря, и рев волн рассеет мрачные мысли твои».

Замечательный русский драматург Александр Николаевич Островский был в Крыму только раз. О своих впечатлениях он был не многословен, но в одном из источников заметил «на южном берегу рай». Записи в его дорожном дневнике, случайно найденном в 1970-е годы, кратки, как штрихи или точки на рисунке, но довольно живописны.

Особое впечатление на писателя произвел Малахов курган, что вылилось на страницы его писем к друзьям: «…Был в несчастном Севастополе. Без слез этого города видеть нельзя. Когда вы подъезжаете с моря, вам представляется большой каменный город в превосходной местности, подъезжаете ближе – и видите труп без всякой жизни. Я осматривал бастионы, траншеи, видел все поле битвы…», «я сорвал на Малаховом кургане цветок, он вырос на развалинах башни и воспитан русской кровью…»

И, конечно, южные берега России не могли обойтись без «солнца русской поэзии»…

«Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием? Или воспоминание самая сильная способность души нашей, и им очаровано всё, что подвластно ему?» (из письма Д.).

В доме, который принадлежал герцогу де Ришелье, молодой Александр Пушкин остановился летом 1820 года, прибыв в Гурзуф вместе с семьей генерала Раевского.

Восторг от южной природы и замечательных друзей воплотился в поэмы «Кавказский пленник», «Таврида» и «Бахчисарайский фонтан», лирический цикл стихов.

Великие замыслы рождаются именно там, где само время оставило свой исторический отпечаток. В одном из последних писем из Гурзуфа поэт связывает с этим местом замысел знаменитого романа: «Там колыбель моего „Онегина“».

Оставил поэт всея Руси и своеобразную «крымскую загадку» пушкиноведам:

Там, некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень,
И дева юная во мгле тебя искала,
И именем своим подругам называла.

Кто являлся поэту «девой юной» во плоти? Неизвестно до сих пор…

Влияние моря на Александра Сергеевича оказалось несомненно полезным, и даже несколько медитативным. Поэт вспоминал: «Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря и заслушивался целые часы».

Среди зелёных волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел Нереиду.
Сокрытый меж олив, едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою полубогиня грудь
Младую, белую, как лебедь, воздымала
И пену из власов струёю выжимала

Окунулся в атмосферу субтропического побережья и статский советник, дипломат, поэт, драматург и композитор Александр Сергеевич Грибоедов. Он живо интересовался прошлым и настоящим полуострова, изучал произведения древних географов, вчитывался в страницы русских и восточных летописей.

Грибоедов был желанным гостем во многих домах, его постоянно окружали назойливые поклонники и поклонницы. Но охотнее всего он посещал дом, принадлежавший опальному генералу-декабристу Орлову, проводившему лето в Крыму. Грибоедов знал генерала давно, разделял его взгляды. Общение с ним принесло душевное облегчение и Грибоедов отправляется в длительное путешествие. В селе Аян (ныне Родниковое) поэт любуется истоком Салгира, проезжает через ущелье Ангар, направляясь к знаменитой крымской пещере Кизил-Коба. Здесь, в одном из «коридоров», была высечена надпись на стене: «А.С. Грибоедов, 1825».

«Быть в Крыму и не сделать посещения Чатыр-Дагу, есть дело предосудительного равнодушия», – писал Сумароков.

Издревле славяне звали гору Палат-гора, так как она похожа на палатку. И действительно, это уникальное плато, раскинувшееся в южной части полуострова посещают почти все, кто отправляется в странствия по здешним местам. И цель Грибоедова также именно эта яйла́ (слово произошло от общетюркского «яй» – «лето» и турецкого yaylak, что означает высокогорное летнее пастбище). Этот горный массив вызывал особые ассоциации у поэта, повидавшего Кавказ. Поднявшись на самую его вершину, Грибоедов был восхищён открывшейся перед ним панорамой. Здесь застает его ночь, и он спускается к овчарне, ночует у чабанов, любуясь звёздами. В этот день ему повстречался петербургский знакомый, и издатель «Отечественных записок».

Известный редактор и журналист Павел Петрович Свиньин пишет: «Почти на Чатыр-Даге встретился я с Александром Сергеевичем Грибоедовым; и сердечно сожалею доселе, что ненастная погода не допустила меня сделать с столь милым товарищем путешествие на вершину сего крымского гиганта, где бы мог он быть лучшим для меня чичеронием (ироническое шутливое прозвище проводника) прим. Ред.), ибо весьма часто посещает из Симферополя высочайшую гору Тавриды, – вероятно, чтобы питаться чистым горным воздухом, вдохновенным для пламенного воображения поэта-психолога» («Знакомства и встречи на Южном берегу Тавриды».

«В Алупке обедаю, сижу под кровлею, которая с одной стороны опирается на стену, а с другой на камень, пол выходит на плоскую кровлю другого хозяина. Из Алупки – в Симеиз. Сливы, гранаты, коурма, – роскошь прозябания в Симеизе»

Грибоедов любуется шумным плесканием волн. Встречается с великим польским поэтом Адамом Мицкевичем на даче Олизара, наносит визит Аю-Дагу.

Знаток русской истории стремится к Херсонесу, древней Корсуни, которой посвящает немало лаконичных, но ёмких по мысли записей. На одном из холмов между Песочной и Стрелецкой бухтами он задумался: «Не здесь ли Владимир построил церковь? Может, великий князь стоял на том самом месте, где я теперь…».

Александр Сергеевич был первым из путешественников, кто вспомнил о пребывании у херсонесских стен русских дружин, заговорил о князе Владимире, который крестился в Корсуни (Херсонесе) и принёс на Русь православие. Это было не просто упоминание. Грибоедов намеревался писать трагедию о великом русском реформаторе. Для более обстоятельного знакомства с Гераклейским полуостровом он совершает специальную верховую поездку, осматривает побережье вплоть до Херсонесского маяка.

Из письма другу и сослуживцу С. Н. Бегичеву: «Брат и друг! Я объехал часть южную и восточную (явная описка – западную) полуострова. Очень доволен моим путешествием, хотя здесь природа против Кавказа всё представляет словно в сокращении: нет таких гранитных громад, снеговых вершин Эльбруса и Казбека, ни ревуще­го Терека и Арагви, душа не обмирает при виде бездонных пропастей, как там, в наших краях. Зато прелесть моря и иных долин, Качи, Бельбека, Касикли-Узеня (речки Чёрной) и проч., ни с чем сравнить не можно»

Визит на полуостров наносил и другой великий драматург и писатель, из «Шинели» которого, по меткому выражению Достоевского, вышла чуть ли не вся русская литература.

Гоголь почувствовал южное дуновение Средиземноморья, по его собственным словам, когда «пачкался здесь в минеральных грязях», как сообщал в своем письме к В. А. Жуковскому.

Процесс лечения великого русского писателя, чьё имя сейчас треплют досужие кинематографисты, был длительным, но приятным. Больных укладывали в выложенные на деревянных площадках в форме овала в человеческий рост ванны из ила, прогретого на солнце до 33 градусов по Реомюру, что соответствует 41,25 градуса Цельсия. Ванну загораживали от ветра, чтобы температура долго не падала. Время воздействия целебной грязи зависело от вида болезни, физического состояния пациентов. Грязь с больных смывали тёплой солёной водой из озера – рапой. После чего всех развозили по дачам и домам.

Полуостров произвел на Николая Васильевича неизгладимое впечатление, а здешние грязи ему весьма помогли. Пациент доктора Оже мечтал ещё раз побывать в Крыму. С 1848 года и до самой смерти он грезил об этом, но безрезультатно: необходимых «проклятых денег» собрать он так и не смог.

В найденной гоголевской заметке «О Таврии» исследователи творчества автора «Вечеров на хуторе…» обнаружили хорошее знание писателем важнейших краеведческих источников и истории Крыма. Вероятно, в голове у него роились замыслы, связанные с крымским хронотопом. Замыслам этим не дано было осуществиться…

В Таврии побывали сразу два Льва Николаевича русской цивилизации.

Лев Николаевич Гумилёв, который немало времени посвятил археологическим изысканиям, один из полевых сезонов работал в составе экспедиции в Крыму, на раскопе палеолитической стоянки Аджи-Коба.

Лев Николаевич Толстой служил здесь во время Первой Севастопольской обороны, командовал батареей на 4-м бастионе, был награждён орденом Святой Анны 4-ой степени. В осажденном Севастополе он пробыл ровно год и не только воевал, но и писал. В те годы из-под его пера вышли знаменитые «Севастопольские рассказы». О Севастополе в русской литературе упоминают очень многие авторы. «Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю», – написал К. Паустовский, которые не раз бывал в городе воинской славы. Но город не только упоминается в военных «летописях», он служит и местом вдохновения. Всеволод Вишневский именно здесь написал известную коммунистическую драму «Оптимистическая трагедия».

Ясно, что полуостров не может быть не связан с «морской» темой.

Александр Куприн любил выходить с рыбаками в море, любил этот городок и его обитателей – греков-рыбаков. Из под его пера вышел целый цикл прекрасных очерков о Балаклаве и ее жителях – «Листригоны». Куприн очень хотел здесь поселиться, даже купил участок земли для постройки дома, но не получилось. Памятник писателю стоит на Набережной Балаклавы.

Если в пушкинские времена Гурзуф сиял великолепием, то позже и Ялта стала одной из «южных» столиц Российской империи – здесь подолгу жили те, кто составлял «вершки» российской культуры.

А. П. Чехов прожил на своей Белой даче неполных пять лет, с 1899 по 1904 год. Здесь написаны «Три сестры» и «Вишневый сад», знаменитый «крымский» рассказ «Дама с собачкой». Впрочем, о Чехове и Ялте можно написать целый роман…

В только что построенной ялтинской гостинице «Таврида» (бывшая «Россия»), которая сама является архитектурным объектом, за год до смерти жил Некрасов, приехавший в Ялту подлечиться два месяца. А вот, где останавливался Иосиф Бродский, когда он был в Ялте почти спустя век, никто не знает.

Максим Горький в Крыму провел около месяца. Ознакомившись с богатыми музейными коллекциями Херсонеса, справедливо отметит: «Крым для исторической науки – золотое дно!» Однако для него как для автора золотым дном оказались встречи с местными жителями, доверием которых он пользовался в полной мере, поскольку не чурался никакой работы. В Ялте, чтобы заработать денег на хлеб, ему пришлось разгружать в порту баржи и пароходы, а в Никитском саду - окапывать деревья. В Феодосии Горький участвует в строительстве мола, а затем через Керченский пролив переправляется на Кавказ, где спустя год в Тифлисе с публикации рассказа «Макар Чудра» начнется его большая и плодотворная жизнь в литературе.

В Алуште, у подножия горы Чатыр-Даг, он провел ночь возле костра старого крымского чабана. Мудрый старик угостил Горького ухой из только что выловленной рыбы, познакомил с народными сказками и поведал притчу, которая потом под пером пролетарского писателя преобразится в «Песнь о Соколе».

Поэт Илья Сельвинский провел в Крыму юность, учился в евпаторийской гимназии, которая ныне носит его имя. В начальные советские годы Сельвинский спорил с самим Маяковским, видимо, воздух Крыма воспитал в нём личность решительную и неординарную. В годы революции он принимал участие в революционном движении, воевал в Гражданскую в РККА, сменил множество профессий, был грузчиком, натурщиком, репортером, цирковым борцом, а после покаянного письма, которое вышло из-под его пера после публицистической полемики с Маяковским, устроился сварщиком на электрозавод. В то время он писал о Крыме так:

Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох,
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох

Судьба Сельвинского как крымского поэта, как потомка одного из коренных местных народов, заслуживает отдельного упоминания.

Он не предавался разгульности богемы как иные «художники», а вступал в бой, не дорожа тем, что его могут уничтожить и он не напишет больше стихов, которые войдут в хрестоматии. С 1941 года он на фронте в рядах РККА, сначала в звании батальонного комиссара, затем подполковника. В боях получил две контузии и тяжёлое ранение, сам замнарком обороны наградил его золотыми часами за текст песни «Боевая крымская», ставшей песней Крымского фронта.

Однако не один Сельвинский отличался храбростью и самоотверженностью. Задолго до него известный русский писатель-маринист Станюкович принял участие в Крымской войне, хотя было ему всего 11 лет. За участие в севастопольской обороне он награждён двумя медалями, а потом написал о тех событиях книги: «Севастопольский мальчик», «Маленькие моряки» и «Грозный адмирал».

Крым недаром почитается как место чудес. Однако не только литературная слава оставила здесь свой след. В 1921 году в феодосийской газете была напечатана статья, в которой говорилось, что в море под Кара-Дагом появился «огромный гад». Для поимки морского змея была отправлена рота красноармейцев. Когда солдаты прибыли в Коктебель, то змея не обнаружили, а увидели лишь предлинный и широкий след на песке.

Впрочем, даже этот «нелитературный», а, скорее, зоологический эпизод всё же оказался, по версиям некоторых исследователей, связан с процессом творчества. Максимилиан Волошин отправил вырезку «о гаде» Михаилу Булгакову. Возможно, она подтолкнула писателя к созданию повести «Роковые яйца».

Изрядный стилист и нобелевский лауреат писатель Иван Алексеевич Бунин впервые в Крыму побывал в апреле 1889-го.

«Вам должно быть в эту минуту ужасно странно представлять, что Ваня сидит в Севастополе, на террасе гостиницы, а в двух шагах начинается Чёрное море? Часа в три я нанял парусную лодку, ездил к Константиновской крепости, а к Байдарским воротам ехать пришлось на перекладных - по шоссе, в бричке…».

Великолепно оформленные стилистические «окна прозы» Бунина, так называемого крымского цикла, отражали в себе экспрессивные наброски видов Южной и Юго-Западной части Крыма, где особенно любил бывать Иван Алексеевич.

Во многих произведениях Иван Бунин упоминает или описывает населённые пункты Крыма, крымские географические и исторические достопримечательности: Ялту (стихотворение „Кипарисы“, рассказ „Пингвины“), Севастополь (рассказ „Крым“), Гурзуф, Бахчисарай, Алупку, «со скал летящий Учан-Су»… Даже живя за границей, Бунин неоднократно вспоминал о Крыме. По старой привычке, отправляясь в межсезонье к морю, в Ниццу, он постоянно сравнивал её с Ялтой. И сравнение было не в пользу Ниццы.

Писатель С.Н. Сергеев-Ценский, прославился тем, что написал целый цикл «Преображение России», где кроме художественной части имеются многочисленные документальные свидетельства эпохи, оказался в Крыму на гребне волн политических событий вместе с Куприным. Случилось это в октябре 1905 года.

Во время волнений Сергей Николаевич оказался свидетелем черносотенных погромов и превышения полномочий армейскими чинами. Его показания были использованы на суде над погромщиками.

Армейские власти наказали его, заключив под домашний арест, а в декабре и вовсе уволили из армии. Позже писатель построил в Крыму небольшой домик и жил там припеваючи.

Куприн впервые побывал в Крыму в начале столетия. В год начала самого страшного в истории России столетия он повстречался в Ялте с Чеховым. Интеллигентность и редкий дар Антона Павловича как рассказчика очаровали Куприна. Он очень тяжело переживал смерть писателя, отразив всю глубину этой утраты в своих воспоминаниях «Памяти Чехова».

Летом и осенью 1905 г. Куприн живет сначала в Севастополе, потом в Ялте, а с августа – в Балаклаве: «…Чтобы отправляться в море с рыбаками не в качестве пассажира, желающего совершить морскую прогулку, а равного с ними в труде товарища, я вступил в рыболовецкую артель… Предварительно жюри, состоящее из старосты и нескольких выборных, испытало мою сноровку в работе и мускульную силу, а уже затем меня приняли», – рассказывал он Мамину-Сибиряку.

По воспоминаниям жены Куприна, отцы города, рыбаки и почтенные владельцы домов и виноградников нашли, что для процветания Балаклавы было бы важно заполучить писателя в постоянные жители. Поэтому они обратились к нему с предложением приобрести участок земли, расположенной против Генуэзской башни в балке Кефало-Вриси. Цена была назначена низкая, но, земли там было чрезвычайно мало – только узкая полоска вдоль дороги, остальное же – голая скала. Александр Иванович увлекся идеей посадить свой сад на бесплодном каменистом участке.

В Коктебеле многое неотделимо от имени Волошина, известного поэта, публициста, художника и большого оригинала.

В 1893 году его мать Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер, из обрусевших немецких дворян) приобретает небольшой участок земли в татарско-болгарской деревушке Коктебеле и переводит 16-летнего юношу в гимназию в Феодосии. Волошин влюбляется в Крым, и это чувство он пронесет через всю жизнь. В дальнейшем поэт посещал многие европейские города и страны – Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. Он искренне любил Париж, но жил (тоже по любви) только в Крыму. В середине двадцатых он создал здесь «Дом поэта», напоминающий своим обликом одновременно средневековый замок и средиземноморскую виллу. Здесь побывали сестры Цветаевы, Николай Гумилев, Сергей Соловьев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Бенуа…

На Набережной Ялты огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры, которому не менее 500 лет. Поговаривают, что знаменитая балерина под этим деревом назначала свидания Сергею Есенину. Однако документально известно посещения Есениным Крыма в несколько ином качестве. Как и Александр Вертинский, молодой Сергей Есенин служил санитаром в санитарном поезде. В конце весны 1916 года он пишет своему другу Мурашеву: «Еду в Крым. В мае ворочусь. Живи, чтоб всем чертям было тошно, и поминай меня. Поезд сегодня уходит в 6 ч. Письма сбереги».

В Евпаторию поезд прибывает в 1 час ночи, вокзал находился в то время в районе нынешней станции Евпатория-Товарная. Утром команда санитаров, в которой состоял и Есенин, участвует в транспортировке раненых «18 офицеров и 33 нижних чинов» из вагонов в санитарный транспорт, на котором раненых перевозили по улицам города до ворот госпиталя, затем на носилках их доставляли в палаты. Для санитаров-новобранцев это было непростым физическим и моральным испытанием.

Поезд военно-полевой госпиталь оставался в Евпатории более суток, а 2 мая утром он прибыл Севастополь. В Евпатории после работы команда санитаров должна была отдохнуть, служба санитаров была довольно тяжелой, возможно, им удалось побывать на море. Правда, в творчестве Есенина посещение Евпатории, да и сама санитарная военная служба не отразилась.

В поселке Гаспра, к западу от Ялты, жил выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, а будущий автор «Лолиты», тогда совсем юный В. Набоков предавался в здешнем парке любимому занятию – ловил бабочек…

Марина Цветаева здесь познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

Ныне в «доме Волошина», кроме музея, расположен по его завещанию и Дом творчества писателей. Они тут отдыхали и работали. Например, в Коктебеле писал свой знаменитый роман «Остров Крым» В. Аксенов.

Другая «великая женщина русской литературы» совсем маленькой девочкой тоже гуляла по прибрежным камушкам. Каждое лето семья потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке снимала дачу в Туровке. С семи до тринадцати лет «дикая девчонка», как ее прозвали местные жители, росла у моря. Эти годы были не только становлением личности будущего поэта (Ахматова не любила, когда её называли поэтессой), они отмечены самого разного рода переживаниями.

Уход отца из семьи, следствием чего стал отъезд ее матери с пятью детьми в Евпаторию, принёс во впечатления девочки грустную и даже горестную ноту. Анна Ахматова вспоминала: «Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов.

Пантелеева Марина

Тема Крыма стала одной из наиболее обсуждаемых в ушедшем 2014 году. Все мировое сообщество пристально следило за событиями «Крымской весны» и референдумом, определившим статус полуострова как субъекта Российской Федерации.

Крым привлекал внимание своей красотой и экзотикой, его моря и горы были темами многих стихотворений. Жизнь русских писателей и поэтов, таких как А. С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов, М. Горький, И.А. Бунин, М. И. Цветаева, А.И. Куприн была связана с этим чудным местом. Для кого-то оно являлось вдохновением, а для кого-то изменило всю жизнь.

Данная тема показалась очень интересной и актуальной, потому что, вспоминая историю нашего Отечества, смело можно сказать, что прекрасный Крымский край сыграл в её судьбе не маловажную роль. Крым - родина русского православия. Именно в Крыму, в районе Херсонеса, на месте нынешнего Севастополя киевский князь Владимир принял крещение. Из Крыма православие начало распространяться по всей Руси. Крым связан с величественными и героическими страницами русской истории. Это и военное противостояние с Османской империей, и Крымская война 1853-1856 годов, и революционные выступления черноморских моряков (крейсеров «Очаков» и «Потемкин»), и последний оплот Белого движения, штурм Перекопа в Гражданскую войну, две героических обороны Севастополя. Крым для России - история культуры. Наш земляк, Афанасий Никитин вернулся на родину из Индии через Кафу (Феодосию), где ему поставлен памятник(приложение 1). Писатели и поэты в своих произведениях заставляют нас восхищаться удивительной местностью Крыма, помогают проникнуться чувством патриотизма и любви к своей родине. К работе прикрепляется презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Медновская СОШ»

филиал «МОУ Октябрьская СОШ им. С. Я. Лемешева»

Исследовательская работа по литературе:

Крым в судьбе и творчестве русских

писателей и поэтов

Выполнила: Пантелеева М. В.

Руководитель: Фомина М. А.

Кумордино 2015 г.

Введение

  1. Историческая справка о Крыме 4
  2. Воспоминание А.С. Пушкина о Крыме 5
  3. Высказывания разных писателей и поэтов о Крыме 5
  4. Писатели и поэты, чья жизнь была связанна с Крымом 6
  1. Н. В. Гоголь 6
  2. Л. Н. Толстой 7
  3. А. П. Чехов 9
  4. М. А. Волошин 10
  5. М. И. Цветаева 12
  6. А. И. Куприн 13

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Тема Крыма стала одной из наиболее обсуждаемых в ушедшем 2014 году. Все мировое сообщество пристально следило за событиями «Крымской весны» и референдумом, определившим статус полуострова как субъекта Российской Федерации.

Крым привлекал внимание своей красотой и экзотикой, его моря и горы были темами многих стихотворений. Жизнь русских писателей и поэтов, таких как А. С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов, М. Горький, И.А. Бунин, М. И. Цветаева, А.И. Куприн была связана с этим чудным местом. Для кого-то оно являлось вдохновением, а для кого-то изменило всю жизнь.

Данная тема показалась мне очень интересной и актуальной, потому что, вспоминая историю нашего Отечества, я смело могу сказать, что прекрасный Крымский край сыграл в её судьбе не маловажную роль. Крым - родина русского православия. Именно в Крыму, в районе Херсонеса, на месте нынешнего Севастополя киевский князь Владимир принял крещение. Из Крыма православие начало распространяться по всей Руси. Крым связан с величественными и героическими страницами русской истории. Это и военное противостояние с Османской империей, и Крымская война 1853-1856 годов, и революционные выступления черноморских моряков (крейсеров «Очаков» и «Потемкин»), и последний оплот Белого движения, штурм Перекопа в Гражданскую войну, две героических обороны Севастополя. Крым для России - история культуры. Наш земляк, Афанасий Никитин вернулся на родину из Индии через Кафу (Феодосию), где ему поставлен памятник(приложение 1). Писатели и поэты в своих произведениях заставляют нас восхищаться удивительной местностью Крыма, помогают проникнуться чувством патриотизма и любви к своей родине.

Настоящая работа имеет целью: выяснить какова же роль Крыма в судьбе и творчестве русских писателей и поэтов. К числу основных задач относятся: эффективное использование проектной технологии для повышения мотивации в изучении предмета, развития и совершенствования исследовательской деятельности. Обобщать и анализировать материал, четко излагать свои мысли. Прививать чувство патриотизма и любви к литературе.

  1. Историческая справка о Крыме

Крым - полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем. В русских источниках конца XVIII - начала XX веков Крымский полуостров именовался также как «Таврида», отсюда название Таврической губернии.

Крым известен в русской литературе со времен возникновения ее древнейших памятников. Уже в начале XII в. полуостров упоминает летописец Нестор в «Повести временных лет». Мифический див велит князю Игорю «послушати – земли незнаемъ... и Сурожу, и Корсуню...» в «Слове о полку Игореве» (приложение 2). Далекая и влекущая земля рождала сказания и легенды. Шло время... Некогда притягательный край становится для Руси источником постоянной опасности, превращается в место, где навсегда исчезали угнанные в неволю пленники. Крепнущее Русское государство вступает в долгую борьбу с Крымским ханством, бывшим в то время вассалом Турции. Борьбу за выход к морю, за прекращение опустошительных набегов. 8 (19) апреля 1783 г. Крым стал владением Российской империи, вошел в созданную в 1784 г. Таврическую область(приложение 3). Россия пристально всматривается во вновь приобретенный край, учится видеть в нем уже не поле боя, но требующее изучения «истинное сокровище», ей принадлежащее. Романтический край, экзотическая «русская Италия» влекла правителей, ученых, путешественников, а также поэтов. Великие поэты вдохновенно описывали красоты Крыма.

  1. Воспоминание А.С. Пушкина о Крыме

Из письма Александра Пушкина летом 1820 года:

«Перед рассветом я заснул, между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин… издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними, справа огромный Аю-Даг… И кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный…

Великий поэт во время путешествия по Крыму, провел, как он сам писал, «счастливейшие минуты в своей жизни».

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега.

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне: кто видел край прелестный,

Где я любил, изгнанник неизвестный?..

А. С. Пушкин

Три населённых пункта в Крыму носят название Пушкино, а в Симферополе, Гурзуфе, Саках, Бахчисарае и Керчи главному русскому поэту установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А.С. Пушкина (приложение 4).

3.Высказывания разных писателей и поэтов о Крыме

Во все времена великие поэты, писатели, знаменитые путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением, сочиняли стихи и писали прозу, вершили историю. Что же о самом полуострове, его природе и городах они говорили и какие их фразы до сих пор на слуху?

Николай Некрасов: «Море и здешняя природа покоряют и умиляют. Выезжаю теперь каждый день - чаще всего в Ореанду - это лучшее, что здесь пока видел».

Дмитрий Мамин-Сибиряк: «Чудное местечко, счастливое пока тем, что на него обращено очень мало благосклонного внимания „его величества публики“. Если бы это зависело от меня, я устроил бы именно здесь санаторию для писателей, артистов и художников».

Константин Паустовский: «За десятку здесь сдают комнаты в бывшем дворце Апраксина, у самого моря. Там очень тихо, пустынно, можно прекрасно работать. Приезжайте».

Лев Толстой: «Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах!».(приложение 5)

Каждый из русских писателей по-своему воспринимал Крым, но ни для одного из них этот полуостров не был только лишь красивым и тёплым местом отдыха.

4.Писатели и поэты, чья жизнь была связанна с Крымом

4.1.Н. В. Гоголь

Писатель изучал историю Крыма задолго до поездки. Так, в «Тарасе Бульбе» он описал быт и нравы крымской станицы 15 века. Полуостров Гоголь посетил, чтобы пройти лечение в Сакском курорте, где тогда была единственная на полуострове грязевая лечебница. В письме Василию Жуковскому Гоголь писал: «Проклятых денег не хватило и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях. Наконец, здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов накопилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы израсходовалось теперь у меня бумаги и перьев...». В лечебнице писатель провел несколько недель, и хотя совершить большое путешествие по полуострову ему не удалось, Крым оставил в его душе глубокий след. Не случайно спустя 13 лет, когда его здоровье сильно пошатнулось, он хотел снова отправиться в Крым. Однако совершить задуманное писателю не удалось: «проклятых денег не собрал».

4.2 . Л. Н. Толстой

Лев Толстой бывал в Крыму трижды, и провел на полуострове в общей сложности два года своей жизни. Первый раз 26-летний писатель попал в Севастополь во время первой обороны, поздней осенью 1854 года, когда после настойчивых требований он был переведён в действующую армию. Какое-то время он находился в тылу, а в последних числах марта 1855 года был переведён на знаменитый четвёртый бастион. Под непрекращающимся обстрелом, постоянно рискуя жизнью, писатель находился на нём до мая, и после также участвовал в боях и прикрытии отступающих русских войск. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", которые были новой для того времени литературой. Вскоре напечатанные рассказы имели огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). То, о чем пишет Толстой в своих военных рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам все переживший и по собственному опыту все знающий. Этого не может не заметить, не почувствовать читатель его произведений. Отсюда- то особенное доверие, которое мы, читатели, испытываем к Толстому. В «Севастопольских рассказах» война предстала такой, какая она есть, без пафосного героизма.

Командиром граф оказался хорошим, но строгим: запрещал солдатам материться. К тому же, непокорный нрав плохо способствовал военной карьере: после неудачного наступления, в котором ему пришлось участвовать, Толстой сочинил сатирическую песню, которую распевала вся русская группировка войск (приложение 7). Песня содержала строки «На Федюхины высоты нас пришло всего две роты, а пошли полки» и «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить», а также поимённо высмеивалось командование. Во многом эта выходка молодого графа послужила причиной его увольнения из армии, а от более серьёзных последствий его спасла только литературная слава.

Второе длительное пребывание Толстого в Крыму пришлось уже на глубокую старость. В 1901 писатель отдыхал в Крыму, в дворце графини Паниной «Гаспра». Во время одной из прогулок он сильно просудился, и хотя поначалу болезнь не казалась серьёзной, вскоре дело приняло такой оборот, что врачи посоветовали родным писателя готовиться к худшему. Несмотря на это, Толстой несколько месяцев боролся с болезнью и победил её. На это время Крым стал культурным центром России: сюда приезжали Чехов, Горький и другие самые крупные российские писатели. Помимо дневников, Толстой работал в Гаспре над повестью «Хаджи-Мурат» и статьёй «Что такое религия и в чём суть её», в которой были, в том числе, и такие слова: «Закон жизни человеческой таков, что улучшение её как для отдельного человека, так и для общества людей возможно только через внутреннее, нравственное совершенствование. Все же старания людей улучшить свою жизнь внешними друг на друга воздействиями насилия служат самой действительной проповедью и примером зла, и потому не только не улучшают жизни, а, напротив, увеличивают зло, которое, как снежный ком, нарастает всё больше и больше, и всё больше и больше удаляет людей от единственной возможности истинного улучшения их жизни».

Во дворце «Гаспра» сохраняется мемориальная комната Толстого, которую писатель занимал во время своего пребывания в Крыму(приложение 8).

4.3. А. П. Чехов

Первый раз отправился в Крым летом 1888 г. и был восхищен его морем и горами. Картина моря встречается у Чехова в повести "Черный монах" (1894). О том, что Антон Чехов несколько лет прожил в Ялте, знают многие, но о том, что, в сущности, он уехал в Крым умирать, известно далеко не всем. После того, как у писателя проявились первые признаки чахотки (туберкулеза), Чехов, как опытный врач, понял, что конец предрешён и вскоре принял решение об отъезде в Крым. В 1894 г. Чехов приехал в Ялту уже лечиться. Пробыл с 5 марта по 5 апреля. Жил в гостинице "Россия" (N 39). После этой поездки южнобережная природа, детали ялтинского быта начинают проникать в творчество Чехова. В "Черном монахе" находят место картины моря, в повести "Ариадна" (1895) тип "вечной" курортницы, в рассказе "Три года" (1895) упоминается проживавшие в Ялте французское семейство, фамилии некоторых ялтинцев - художника Ярцева, хирурга Кирма. В ничем не примечательном тогда городке Ялта Чехов приобрёл небольшой участок, на котором в 1899 году построил небольшой дом, получивший прозвище «Белая дача» (приложение 9). Если в Европе «Цветущим кладбищем» (как прозвал его Мопассан) был Лазурный берег, то в России именно Крым был «последней соломинкой» для больных туберкулёзом. Тёплый климат мог немного отсрочить неизбежный исход, но не предотвратить его. Чехов, понимая это, занялся подведением итогов и составлением собрания сочинений. Понимала это и вся литературная Россия, в которой многие стремился помочь Чехову, навестить его в Крыму. Жила на «Белой даче» и помогала писателю его сестра Мария, а жена Чехова, актриса Ольга Книппер (на которой писатель женился в 1901 году), появлялась в Ялте только летом, когда заканчивался театральный сезон. Также в ялтинском доме писателя навещали Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов и другие крупнейшие деятели культуры. Тем не менее, долгие месяцы в межсезонье писатель проводил в одиночестве, гуляя по опустевшим пляжам и улицам курортного городка. Но чувство юмора его не покидало. В письмах родным он жаловался, что в Ялту газеты приходят с опозданием, а «без газет можно было бы впасть в мрачную меланхолию и даже жениться», в одном из писем он написал, что «Ялта - это Сибирь», а над своей уединённой и непорочной жизнью в Крыму иронизировал, подписывая письма «Антоний, епископ мелиховский, Ауткинский и Кучук-койский». В Крыму писателем были созданы пьесы «Три Сестры», «Вишнёвый Сад», множество крупных и мелких рассказов. Чехов был знатоком курортной жизни, за долгие годы научившись видеть оборотную сторону праздного отдыха. В рассказе «Дама с собачкой» он писал: «По случаю волнения на море пароход пришёл поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался. Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у неё блестели. Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чём спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку».

В Ялте писателю установлен памятник, а также работает мемориальный дом-музей в здании «Белой дачи».

4.4. М. А. Волошин

Максимилиан Волошин стал признанным поэтом Крыма. Родившись в Киеве, он с малых лет жил на полуострове, затем получал образование за рубежом, жил в Москве и Петербурге, а после революции окончательно «осел» в Коктебеле. Во время революции и гражданской войны он не принимает ничью сторону, помогая сначала красным, а затем и отступающим белым. Он колесит по Феодосии, пытаясь сохранить культуру Крыма, а позже в собственном имении в Коктебеле создаёт знаменитый «Дом поэта», двери которого «открыты всем, даже приходящему с улицы». В 1923 г. через Дом прошло 60 человек, в 1924-м - триста, в 1925-м - четыреста. В разное время здесь бывали Мандельштам, Белый, Горький, Брюсов, Булгаков, Цветаева, Гумилёв, Зощенко, Чуковский, Нейгауз и многие другие. Волошин чувствовал себя коренным жителем Крыма и всегда вступался за него в различных статьях, причём далеко не всегда вставал на сторону России. В одной из них он писал: «Вот уже второе столетие, как он задыхается, как рыба, вытащенная на берег». В доме поэта в Коктебеле открыт музей, а могила Волошина на горе неподалеку от него является местом паломничества почитателей таланта поэта. (приложение 10)

Творческая деятельность Волошина о Крыме начинается с 1907 года, когда поэт уезжает в Коктебель. Уже по пути в Крым, он пишет стихотворение «Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...»(приложение 11). Торжественным и суровым предстает перед ним реальный мартовский Коктебель. «Он неуютен, суров,- пишет Волошин жене.- Резкий холодный горный воздух. Горы инкрустированы снегом. Море ревет. Я никогда не видел Коктебеля таким грозным и неприветливым». Один за другим возникают сонеты «Здесь был священный лес. Божественный гонец...», «Старинным золотом и желчью напитал...», «Равнина вод колышется широко...». Волошин посылает их в Петербург - Вячеславу Иванову и жене. И вот в одном из ответных писем Маргарита Васильевна сообщает, что два его «крымских сонета» войдут в составляемую Ивановым антологию «Цветник Ор» - и «назовутся "Киммерийскими сонетами" (старое имя Крыма)». Волошин пишет Иванову, что новые стихи «слагаются в определенную серию, которая только что начинается», и что ему «приходит в голову» назвать ее «Одиссей в Киммерии»... В дальнейшем цикл, включивший 14 стихотворений, получит название «Киммерийские сумерки». Ныне он считается одной из жемчужин волошинской поэзии. Волошин ухватился за находку Вячеслава Иванова, назвав Киммерией «восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического)». И стал поистине певцом этой «усыновившей» его земли. Стихи первого киммерийского цикла можно назвать пейзажными: это лирические зарисовки многообразных ликов Киммерии, обычно отлитые в форму сонета. Пейзажи эти слагаются, как правило, из одних и тех же элементов: море, скалы, песок, сухие выжженные травы. Два запаха царят над этим миром: запах морской соли и запах полынной сухости, берегового зноя. Это запах самой Киммерии. Земля, которую воспевает Волошин,- пустынная, нерадостная, «отверженная». Но эта земля - мать, даже Праматерь,- тем более любимая, что она безгласна, нема. И поэт сам становится ее голосом, сам повествует о пережитом ею.

4.5. М. И. Цветаева

Цветаева Марина Ивановна, русская поэтесса. Неоднократно бывала в Крыму, там поэтессой написаны многие лирические шедевры. Один из них стихотворение «Встреча с Пушкиным» (приложение12). Впервые Цветаева приехала в Крым, по свидетельству сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, - в 1905 году в Ялте вместе с матерью, страдавшей туберкулезом. Жили Цветаевы на даче Е.Я. Елпатьевского. Крым сыграл в жизни Цветаевой очень важную роль, именно там юная поэтесса познакомилась с Сергеем Эфроном, который стал ее мужем.

В мае 1911 года он приехал в Коктебель, к своему дяде – Максимилиану Волошину. У Макса останавливается и Марина Цветаева. У нее была довольно бурная молодость, разбитое от неразделенной любви сердце, и она уже не надеялась на то, что в мире есть молодой человек, способный вернуть ее к жизни. Она так и признавалась Максу Волошину: «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень».

В романтически-таинственной атмосфере Коктебеля, где сама природа создавала в угоду литературным вкусам времени профили поэтов, Сергей Эфрон, представленный Цветаевой как молодой литератор, тёмноволосый юноша с большими зеленовато-серыми глазами совершенно соответствовал её творческому воображению. Когда Марина впервые увидела Сергея в белой рубашке на скамейке у моря, он был, по её признанию, так неправдоподобно красив, что, казалось, ей стыдно ходить по земле.

Сергей подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину (сердолик её любимый камень) – она поместила её в серебряное кольцо (серебро – любимый металл, оно серебрится, подобно пене морской, и сама Марина – «бренная пена морская»). Это была любовь с первого взгляда. Они нашли друг в друге столько интересного, что не расставались все два месяца, которые провели в Коктебеле. А потом опять-таки вместе они отправились дальше. Эта талантливая пара создала семью 27 января 1912 года. В этот день в Москве состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Марина взяла фамилию мужа, которою первое время и подписывалась. В 1913 году Цветаева вновь в Крыму, в Феодосии. О феодосийском периоде жизни писательницы рассказывает музей сестёр Цветаевых (приложение 13) , созданный в этом прекрасном городе. По словам Ариадны Эфрон, дочери поэтессы, "тот Крым она искала везде и всюду – всю жизнь…"

Над Феодосией угас

Навеки этот день весенний,

И всюду удлиняет тени

Прелестный предвечерний час.

4.6. А. И. Куприн

Среди русских классиков, судьба которых тесно связана с Крымом, Александр Иванович Куприн - самый преданный и искренний почитатель благодатной земли, отразивший в произведениях романтический образ Крыма.

Многие его современники - известные литераторы, приезжали а Южнобережье по состоянию здоровья. Куприна же тянуло сюда просто потому, что он страстно любил сказочный полуостров. Его сердце, как он сам говорил, всю жизнь стремилось к «благословенному Крыму, сине-синему Чёрному морю».

Писателю замечательно работалось на юге. Он написал здесь множество своих произведений, среди них принесшую ему мировую известность повесть «Поединок». Многие его рассказы сюжетно связаны с крымским краем или написаны по крымским впечатлениям. В Крым Куприн приезжал часто: гостил у Чехова в Ялте, у Гарина-Михайловского в Кастрополе, познакомился с Львом Толстым, останавливался в Мисхоре, в Алуште, Гурзуфе, Кореизе, Алупке, очень полюбил Севастополь. Среди многих истинно крымских произведений признаны классическими "Сон", "Светлана", "Белый пудель", "Гранатовый браслет".

Впервые Куприн побывал в Крыму летом 1901 года, во времена, когда служил в киевских и южнорусских газетах «пожарным строчи­лой». Так он называл работу репортёра. Цель его приезда была творческая - написать рассказ о цирковом борце. В 1902 году писатель живет на даче в Мисхоре, работает над рассказами "На покое", "Трус", "Болото", по приглашению Л.Н. Толстого часто бывает в Ялте. В 1903 году в Мисхоре заканчивает первые шесть глав повести "Поединок".

В 1904, 1905 и 1906 годах Куприн с семьёй жил в Балаклаве, подружился с местными рыбаками и написал о них сборник художественных очерков "Листригоны".

А потом за смелые политические высказывания Куприна выслали из Балаклавы, где он хотел поселиться навсегда и уже начал строить домик.

После революции писатель эмигрировал. Он успешно печатался в Париже, но, не в силах побороть ностальгии, вернулся на родину в 1937 году, за год до смерти. До конца жизни хранил Куприн приятные воспоминания о Крыме.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что велика и значима историческая роль Крыма в истории государства Российского, начиная с Киевской Руси и до распада СССР.

Отметим также, что три населённых пункта в Крыму носят название Пушкино, а в Симферополе, Гурзуфе, Саках, Бахчисарае и Керчи главному русскому поэту установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А.С. Пушкина.

Резюмируя, можно сказать, что каждый из русских писателей по-своему воспринимал Крым, но, ни для одного из них этот полуостров не был только лишь красивым и тёплым местом отдыха.

Следовательно, такие писатели как, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Волошин, М. И. Цветаева, А. И. Куприн, находясь и живя в Крыму, создавали свои лучшие произведения, которые до сих пор популярны и интересны читателям. А так как были увековечены места их творчества памятниками, бюстами, музеями, то это привлекает не только любителей художественной литературы, но и обычных туристов, как российских, так и иностранных.

Без этого удивительно края и его истории, мы бы никогда не узнали о «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого, о повести «Поединок» А. И. Бунина, не смогли бы насладиться чудесными стихотворениями М. А. Волошина, о крымских пейзажах. Благословенная Таврида навсегда оставила глубокий и неизгладимый след в истории и литературе.

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности выяснена роль Крыма в судьбе и творчестве русских писателей и поэтов. Эффективно использовалась проектная технология для повышения мотивации в изучении предмета, развивалась и совершенствовалась исследовательская деятельность. Обобщались и анализировались материалы, четко и последовательно излагались мысли. Данная работа позволила привить чувство патриотизма и любви к литературе

Список литературы

1. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей / Г.Н.Кунцевская. – Симферополь: Таврия, 2008. - 392с. с илл.

2. Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. - М.: Издательский дом «Коктебель», 2003. 367 с.

3. Шестов Л. «Творчество из ничего: А. П. Чехов»

4. Вересаев В. В. Да здравствует весь мир! (О Льве Толстом).

5. Чембрович О. В. Религиозно-философские идеи М. Горького в оценке критики и литературоведения // «Культура народов Причерноморья», № 83, 2006. Крымский научный центр Академии Наук Украины и Министерства образования и науки Украины.

Город отправления: Симферополь

Города маршрута: Симферополь, Старый Крым, Феодосия, Коктебель, Гурзуф, Алушта, Ялта

Тематика тура: Литературный

Даты отправлений: по запросу

Продолжительность тура: 5 дней

Тип проезда: автобус

Условия проживания: отели, пансионаты, номера с удобствами

Необходимые документы: паспорт, медицинский полис

Питание по программе тура: 4 ужина, 4 завтрака, 3 обеда

Страховка: полис ОМС

Бесплатное обслуживание: сопровождающие (руководители) группы

Программа тура

Симферополь – Старый Крым – Феодосия

10:00 - Встреча группы в г. Симферополь. Трансфер в г. Старый Крым.

Небольшой тенистый городок Старый Крым вдохновлял творчество многих известных художников, поэтов, писателей скорее своей атмосферой – здесь хорошо работалось. Однако за антуражем красивейшей природы, целебного воздуха и покоя, он таил загадки и реалии бурной многовековой истории. Максимилиан Волошин часто ходил сюда пешком из Коктебеля; лесную дорогу через холмы он и его гости называли «гриновской».

12:00 - Посещение дома-музея К.Г. Паустовского. Музей находится в доме с тенистым старым садом. Здесь писатель останавливался в 1950-е гг. В подтверждение этому создана оригинальная экспозиция под открытым небом – чудесный сад, в котором представлены цитаты из произведений Паустовского. Словно сам писатель рассказывает посетителю о своем любимом уголке. В четырех залах воссоздан типологический интерьер провинциального мещанского дома начала ХХ в., развернута экспозиция, рассказывающая о жизни и творческом пути Паустовского.

13:00 - Посещение дома-музея А. Грина.

14:00 - Посещение Старокрымского литературно-художественного музея, который был открыт для посетителей летом 1998 года. Новый музей разместился в двухэтажном особняке, построенном во второй половине XIX века в стиле южнорусского классицизма.

15:00 – обед.

Переезд в Феодосию.

18:00 - Размещение в отеле. Свободное время. 19:00 - Ужин.

Феодосия

8:00 - Завтрак.

9:00 - Обзорная экскурсия по г. Феодосия.

11:00 - Посещение музея сестер Цветаевых. Экспозиция музея носит название «Феодосия Марины и Анастасии Цветаевых» и отражает феодосийско-коктебельский период их жизни до начала Первой мировой войны, которая «разрушила крымскую идиллию» и повлияла на судьбу целого поколения. В экспозиции представлены материалы из фондов феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых, Дома-музея М.А. Волошина, Национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского, феодосийского музея древностей, а также личных собраний.

12:30 - Обед.

13:30 - Посещение музея А.С. Грина. В просвет улицы видно море... Синее, праздничное в солнечную погоду и хмуро-мрачное, холодное, когда небо затянуто тучами. Сюда доносятся гудки теплоходов, а сквозь закрытые ставни проглядывает синева вечера... В закатные часы, когда стихает суета дня, особенно приятно бродить по небольшим комнатам этого удивительного, неповторимого музея... Откроем «Бегущую по волнам»: «Я поселился в квартире правого углового дома улицы Амилего, одной из красивейших улиц Лисса. Дом стоял в нижнем конце улицы. за доком,- место корабельного хлама и тишины, нарушаемой, не слишком назойливо, смягченным, по расстоянию, зыком портового дня». Кажется, что Александр Грин рассказывает здесь о себе, о квартире, где он поселился в сентябре 1924 года и прожил несколько лет, где были написаны лучшие его книги. 16:00 - Возвращение в отель. Литературный вечер в отеле. Свободное время.

18:00 - Ужин.

Феодосия – Коктебель – Гурзуф

07:00 - Завтрак.

08:00 - Выезд из отеля. Переезд в Коктебель.

09:30 - Посещение Дома-музея Максимилиана Волошина – музея в Коктебеле, открывшегося 1 августа 1984 года в бывшем доме русского поэта и художника Максимилиана Волошина. В настоящее время это один из крупнейших литературно-мемориальных музеев Крыма. Здесь собрана большая коллекция художественных произведений, в том числе акварелей М.А. Волошина, многочисленные документы, фотоматериалы, личные вещи поэта. Особую ценность представляет библиотека М.А. Волошина, насчитывающая около девяти с половиной тысяч книг. Всего музей насчитывает 18,7 тыс. экспонатов.

10:30 - Переезд в Гурзуф.

14:30 - Обед.

15:30 - Посещение Музея А.С. Пушкина. Музей был открыт в июне 1989 года. Экспозиция музея расположена в 6 залах и рассказывает о крымском периоде жизни поэта. Представлены прижизненные издания А.С. Пушкина, предметы быта пушкинской эпохи и крымского быта начала 19 века. В июне 2007 года создан мемориальный кабинет выдающегося ученого-пушкиниста Б.В. Томашевского, являющегося инициатором создания музея.

16:30 - Посещение дачи А.П.Чехова – в настоящее время посетителям для осмотра предлагается дворик, бухта и реставрированный чеховский домик. В комнатах можно увидеть восстановленный кабинет писателя, выставку фотографий гостей дачи, открытки старого Гурзуфа, в одной из комнат на стендах представлена история пьесы «Три сестры». Бухта, купленная Чеховым вместе с домиком, уникальна тем, что здесь находится скала с развалинами крепости византийского императора Юстиниана (VI в.) и остатки генуэзских укреплений. Чехов называл эту скалу «Пушкинской».

18:00 - Переезд в Ялту или Алушту. Размещение в отеле. 19:00 - Ужин.

Ялта – Алушта

08:00 - Завтрак.

09:00 - Посещение дома-музея А.П. Чехова. Дом-музей А. П. Чехова – одна из самых известных достопримечательностей Ялты. Великий русский писатель и драматург прожил в Ялте около пяти лет. И сейчас в доме-музее А.П. Чехова в Ялте работает обширная историко-литературная экспозиция, рассказывающая о его жизни и творчестве. В экспозиции музея хранятся личные вещи и фотографии А.П. Чехова, здесь можно увидеть его автографы и прижизненные издания.

11:00 - Экскурсия по набережной Ялты.

12:00 - Обед. 13:00 - Переезд в Алушту.

14:30 - Посещение музея Сергеева-Ценского. Музей находится в доме, где с 1906 по 1941 гг. и с 1946 по 1958 гг. жил и работал известный писатель, академик Сергей Николаевич Сергеев-Ценский. В двух отделах музея – мемориальном и литературном – собраны почти все материалы, связанные с его жизнью и творчеством. Сохранена библиотека писателя, в которой немало редких книг.

16:30 - Возвращение в отель.

18:00 - Ужин.

День 5: Ялта – Симферополь

Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт.

Дополнительная информация:

В стоимость включено:

4 ночи размещение в номерах с удобствами (2 ночи в Феодосии, 2 ночи на ЮБК);

4 завтрака;

Трансфер в/из аэропорта;

Транспортное обслуживание во время экскурсий;

Услуги сопровождающего гида-экскурсовода;

Входные билеты в музеи по программе;

Чаепитие в музее Чехова;