Китайский дворец в ораниенбауме открылся после грандиозной реставрации. Китайский дворец в Ораниенбауме Китайский дворец в ораниенбауме история

Китайский дворец в ораниенбауме открылся после грандиозной реставрации. Китайский дворец в Ораниенбауме Китайский дворец в ораниенбауме история
Китайский дворец в ораниенбауме открылся после грандиозной реставрации. Китайский дворец в Ораниенбауме Китайский дворец в ораниенбауме история

К итайский дворец - жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
Это единственный сохранившийся в России памятник архитектуры в стиле рококо. В этом году он отмечает свой 250-й день рождения. Подарком юбиляру стала многолетняя реставрация, вернувшая к жизни уникальное творение XVIII века. Увы, она еще не закончена, но пускать в музей будут...

Китайский дворец не похож ни на что другое историческое здание, это исключительный по своей ценности образец русского рококо.

Впервые интерес к Китаю возник на Руси в конце XV века, когда купцы начали привозить в Москву дальневосточные ткани. А к середине XVIII столетия все более-менее зажиточные петербургские дома были обставлены китайскими вещами. Царский двор задавал тон в этой моде на «шинуазри», китайский стиль.

Ораниенбаумом с 1743 года владел великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. Его супруга Екатерина II после прихода к власти возвела в Верхнем парке комплекс зданий «Собственную дачу». Китайский дворец - одна из самых известных построек этого комплекса. Он получил свое название из-за украшения некоторых комнат. Там была собрана большая коллекция произведений китайского декоративно-прикладного искусства и японского фарфора. Строительством и убранством дворца занимался итальянский архитектор Антонио Ринальди.

Главные достопримечательности дворца - Стеклярусный кабинет и уникальные паркеты. Стены кабинета декорированы 12 панно - это холсты, по которым сделана вышивка стеклярусом и разноцветным ворсистым шелком - синелью. Уникальные паркеты дворца набраны из красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», - писал Игорь Грабарь о Китайском дворце.

Во второй половине XIX столетия новые хозяева Ораниенбаума - потомки семьи великого князя Михаила Павловича — значительно обновили постройки, изменив их интерьеры по моде своего времени. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был разрушен, его постройки сохранились и дошли до наших дней как подлинные здания XVIII века.

Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца.

Вторая очередь реставрационных работ продолжалась четыре года. На третий год приступили к общестроительным работам — реконструировали подполы и межэтажные перекрытия; в здании установили систему поддержания температурно-влажностного режима. И только четвертый год заняла собственно реставрация интерьеров. Были восстановлены три зала Китайского дворца: Штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла I. «Мы провели максимально консервативную реставрацию, — пояснил Михаил Батаковский. — Тут не было никакого воссоздания!»

Завершится реставрация к 2023 году, но уже сейчас дворец открыт для посетителей. В Штофную опочивальню вернулись живописные панно: они тоже отреставрированы. В будуаре восстановлены декоративные панели с живописью. В кабинете Павла I на стенах открыта подлинная живопись Серафино Бароцци, которую в ходе реставрации приходилось полностью снимать.

«Нам удалось вернуть во дворец немало подлинных предметов и раскрыть для обозрения живопись, скрывавшуюся под слоями краски, - Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, показывает Штофную опочивальню. - Хотя многие предметы мы приобретали заново». Описей XVIII века не сохранилось, они появились только в XX столетии. Но есть описания вещей, которые покупали последние владельцы Ораниенбаума - Мекленбург-Стрелицкие.

Сохранился штоф XIX века - по его образцу и воссоздана обивка опочивальни. Сюда вернулись зеркало, каминный экран, другие подлинные вещи. Друзья музея подарили фарфоровые вазы производства Мейсенской мануфактуры - подобные им стояли здесь 250 лет назад. На прежнее место водружен плафон работы Маджотто. На стенных панелях под окнами раскрыта подлинная живопись XVIII века.

До полного завершения реставрации попасть на экскурсию в Китайский дворец можно лишь по предварительной записи.

Китайский дворец расположен в пригороде Петербурга – городе Ломоносове. Это невероятно красивое здание является одним из главных объектов дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

Ломоносов входит в черту Северной столицы, из центра города до места назначения примерно 40 километров, поэтому для осмотра Китайского дворца и других туристических объектов Ораниенбаума лучше всего подойдет выходной день.

Китайский дворец находится в юго-западной части парка. Здание построил в 1762-1768 годах знаменитый итальянский архитектор А. Ринальди.

Отличительными чертами дворца стали обилие резьбы, позолоты, тяжелой лепнины и сложных декоративных конструкций. Ринальди использовал в оформлении здания статуи известных деятелей и героев мифов.

Фундамент дворца архитектор водрузил на гранитную террасу, приподнимающую дворец над общим рельефом. Перед входом разбиты небольшие садики, окруженные красивыми коваными решетками.

Северный фасад дворца украшен статуями, большими окнами, закругленными сверху. Спальня императрицы Екатерины II, которая и основала Китайский дворец, расположена на втором этаже, окна покоев выходят на озеро.

Главная отличительная особенность Китайского дворца – его сохранность. Здание дошло до нас в неизменном виде, практически не пострадав в революционные и военные годы. Во времена блокады лишь один снаряд незначительно разрушил покои на верхнем этаже.

Туристов интересует, почему у дворца такое название: на китайские строения он совсем не похож. В 18-ом веке большое распространение получил стиль chinoiserie, что в переводе с французского означает «китайский». Ринальди был сторонником этого стиля, но полностью отказаться от рококо он не мог. В итоге, дворец стал комбинацией стилей.

Основным элементом внутреннего убранства дворца стали плафоны, изготовленные художниками Д. Маджотто, Ф. Цуньо, Г. Дициани. Плафоны придают дворцу особую нарядность и праздничность.

Самое красивое помещение в здании – Зал муз. Знаменитый живописец С. Торелли изобразил на стенах девять Муз. На потолке – изящная лепнина, напоминающая облака. В центре композиции - крупный плафон «Торжество Венеры», изображающий богиню любви в окружении нимф.

В Стеклярусном кабинете почти в первозданном виде сохранилась отделка 1760-х годов. Стены украшены двенадцатью огромными стеклярусными панно в золотых рамах, соединяющихся в единую композицию: сказочный лес с жар-птицами. Над созданием панно трудились лучшие российские золотошвеи: работа заняла два года. Живописную основу под стеклярус создал художник С. Бароцци. Детали панно были изготовлены на фабрике в Усть-Рудице – предместье Ораниенбаума.

В Большом кабинете основное место занимает плафон «Союз Европы и Азии». Кроме того, здесь можно увидеть панно, выполненное из кусочков драгоценных пород древесины, в раме из кости моржа. Художник С. Бароцци изобразил сценки из жизни простых китайцев.

Портретный зал украшен двадцатью картинами П. Ротари, гармонично вписанными в дворцовый интерьер.

Туристам стоит обратить внимание на уникальные полы Китайского дворца. Группа талантливых столяров изготовила невероятно красивый паркет по чертежам Ринальди.

Китайский дворец абсолютно уникален: нигде в мире не найти здания, столь органично сочетающего различные стили 18-го века с оригинальными идеями русских, итальянских и немецких мастеров.

Видео:

На весь мир славится великолепный Санкт-Петербург своими историческими, культурными и архитектурными памятниками. Причем далеко не все из них находятся в черте города. Потрясающие окрестности Северной столицы вызывают не меньший интерес среди туристов. Один из таких пригородов расположен в 40 км от города. Это Ломоносов. Прежде его называли Ораниенбаум. Здесь находится интереснейший музей-заповедник, в котором хранятся архитектурные шедевры XVIII века. Экскурсия в Ораниенбаум с посещением Китайского дворца произведет на вас огромное впечатление.

История

На эти живописные земли на берегу Финского залива первым обратил внимание и его ближайший помощник Александр Данилович Меньшиков, который решил именно здесь построить свою загородную резиденцию.

Так появился знаменитый Большой дворец, который своей роскошью и великолепием затмевал дворец самого Петра I, который в то же самое время возводился в Петергофе. Рядом был живописный Нижний сад.

В 1727 году князь Меньшиков и был отправлен в ссылку. Все его имущество, в том числе и дворец в Ораниенбауме, было передано в государственную казну. В 1743 великая императрица российская Елизавета Петровна подарила имение сыну, который позднее стал русским императором Петром III.

Новый хозяин построил ансамбль Петерштадт, в состав которого вошли мощная крепость и дворец. Когда к власти пришла Екатерина II, в Ораниенбауме начался новый этап строительства. Императрица создала здесь свою летнюю резиденцию и построила прекрасный дворец «Собственная дача».

Меньшиковский дворец

Как мы уже упоминали, Большой дворец в Ораниенбауме построил первый хозяин - князь Меньшиков (1710-1727). По размеру и роскошному декору ему не было равных в Петербурге и пригородах. Дворец не зря называют Большим. Монументальность этой постройке придает его расположение на возвышенности. Это создает впечатление, что дворец словно парит над берегом. От фасада спускаются террасы. К главному корпусу примыкают с двух сторон одноэтажные крылья, завершающиеся двумя павильонами - Восточным и Церковным. К ним примыкают Кухонный и Фрейлинский флигели. Петр III изменил дворцовые интерьеры. Восточный павильон, в связи с тем что в его интерьере появилось более двухсот предметов китайского и японского фарфора, стали называть Японским.

Китайский дворец (Ораниенбаум)

Это великолепное сооружение было возведено в 1762-1768 годах. Автором проекта и руководителем строительства стал известный в те времена зодчий С этим именем связан самый важный период в создании архитектурного ансамбля в Ораниенбауме. Итальянец по происхождению, он приехал в Россию по приглашению К. Г. Разумовского. Здесь он прожил много лет, обретя на русской земле вторую родину.

Без преувеличения можно сказать, что Китайский дворец вместе с другими бесценными памятниками тех времен принадлежит к признанным шедеврам русского зодчества. Это уникальное сооружение, которое заслуживает детального изучения. Название, которое получил Китайский условно. Во внешнем облике здания нет ничего общего с архитектурой Китая. Лишь в некоторых комнатах использовались декоративные китайские мотивы, довольно свободно трактованные. Во дворце была собрана огромная коллекция произведений китайского искусства и японского фарфора. Частично это собрание сохранилось и сегодня.

Архитектурные особенности

Китайский дворец (Ораниенбаум) - это сравнительно небольшое, слегка вытянутое здание, которое немного напоминает парковый летний павильон. Он окружен невысокой панелью из каменных плит и декоративной чугунной решеткой. Два небольших партерных садика разбиты перед фасадом. Они органично вписаны в общую композицию строения и по замыслу зодчего стали неотъемлемой его частью.

Такую же роль играют и огромные вековые дубы, которые были специально посажены при закладке здания: они словно связывают его с большим парком. Средняя часть строения слегка завышена, она является его композиционным центром. Фасады оформлены пилястрами. Застекленные двери и окна украшены лепными рамами.

Изменения дворца

Китайский дворец вначале был одноэтажным. Лишь в завышенной части его (с южного фасада) наверху было одно или два помещения, которые не имели декоративной отделки.

Второй этаж над выступами (ризалитами) южного фасада был выполнен А. И. Штакеншнейдером в конце 40-х годов XIX века. Несколько позднее он же добавил к восточной части здания пристройку с одной комнатой - Большую антикамеру, которая примыкала к Залу муз.

В 1853 году Л. Бонштедт сделал такую же пристройку к западному крылу здания, а также реконструировал центр южного фасада. Здесь он создал застекленную галерею.

Внутреннее устройство дворца

Китайский дворец (Ломоносов) создан таким образом, что его внешний облик, сочетание объемов, соотношения и пропорции отдельных частей определяют расположение внутренних помещений. Все они имели разное предназначение.

План дворца симметричен и композиционно уравновешен. Для него характерна анфиладная система — связанные между собой интерьеры находятся на одной оси. Центр симметрии - это Большой зал. Он имеет высоту 8,5 метра. Обычно такие парадные залы, которые иногда называют итальянскими, играют важную роль как организующее звено в планировке дворца.

По двум сторонам зала расположены Сиреневая и Голубая гостиные, а также кабинеты (Малый китайский и Стеклярусный). Анфиладу завершают Зал муз и Большой китайский кабинет.

Архитектурный стиль

Китайский дворец (Ломоносов) строился, когда русское зодчество находилось в переходном периоде. Декоративные приемы, активно используемые в 50-х годах XVIII века, перестали удовлетворять художественным требованиям, а появившийся классицизм еще не был окончательно сформирован в архитектуре.

В облике фасадов дворца особенности этого переходного периода выступают очень ярко. Свойственная предшествующим строениям декоративность и чрезмерная пышность уступили здесь место простоте и лаконичности художественной отделки. Это более характерно для развивающегося классицизма.

Китайский дворец строили и украшали талантливые мастера того времени - лепщики, мозаичисты, мраморщики, паркетчики, позолотчики, резчики по дереву и другие.

Паркет

Фото Китайского дворца часто можно увидеть в глянцевых изданиях не только в России, но и за рубежом. Его роскошное убранство интересует многие поколения исследователей русского искусства.

Хотелось бы рассказать об уникальных паркетных полах музея. 772 квадратных метра паркета собраны из многих отечественных и зарубежных древесных пород. В их числе розовое, красное, лимонное и черное дерево, амарант, палисандр и самшит, дуб и персидский орех и многие другие. В некоторых помещениях их насчитывается до пятнадцати видов.

Деревянные планки наклеивались в форме разных рисунков на отдельные щиты. Затем мелкие узоры выжигали или вырезали. Для каждой комнаты предназначался свой особенный рисунок паркета, который привязывался к остальному интерьеру. Паркеты являются очень ценными. По своему замыслу и манере исполнения они не имеют равных в нашей стране.

Живопись

Китайский дворец органично оформлен ценнейшими образцами декоративной живописи. Многочисленные живопись, плафоны занимают важное место в его интерьерах. Их значение трудно переоценить. Собрание плафонов, хранящееся здесь, отличается высоким мастерством изготовления. Такого собрания нет ни в одном из сохранившихся русских дворцов.

Для оформления залов и комнат приобретались первоклассные произведения прикладного и изобразительного искусства. Большинство плафонов, которые были написаны на холстах, изготавливались в Венеции группой известных живописцев академии художеств.

Дворец после революции

После 1917 года Китайский дворец стал музеем. Его смогли посещать все желающие. Стала возможна научно обоснованная реставрация, а также грамотное хранение его художественных ценностей. В период с 1925 по 1933 год были проведены серьезные работы по реставрации декоративной живописи.

Стеклярусный кабинет Китайского дворца

Это помещение по праву считается самым знаменитым покоем дворца. Стеклярусный кабинет сохранил подлинную отделку 60-х годов XVIII века. Стены его декорированы бесценными панно. Это такие холсты, по которым сделана изысканная вышивка стеклярусом.

Этот материал производился на мозаичной фабрике в окрестностях Ораниенбаума, которую основал великий ученый М. В. Ломоносов. На фоне стекляруса ворсистым шелком (синелью) вышиты композиции, изображающие фантастических птиц на фоне живописного пейзажа. Долгое время исследователи считали, что панно изготавливались во Франции. Однако сейчас появились доказательства, что их сделали девять русских женщин-золотошвей. Панно находятся в рамах с золоченой резьбой. Они имитируют стволы деревьев, увитые цветами, листьями и гроздями винограда.

Золоченые рамы имеют длину 3 метра 63 сантиметра и ширину около полутора метров. Некоторые рамы дополняют фигурки драконов. Игра позолоты очень выразительна благодаря глубине рельефа, который достигает 18 сантиметров.

Нижний сад

Это выдающийся образец садово-паркового искусства. Он входит в состав комплекса Большого дворца. В центре сада были разбиты партеры с многочисленными и довольно редкими цветами. Их окружают ряды кленов, лип и елей. Кроме того, здесь были высажены плодовые деревья - вишни, яблони и т.д. Сад украшен фонтанами и скульптурами.

Верхний парк

Этот парк условно делится на две части. В его восточной части находится комплекс Петерштадт, а в западной - комплекс «Собственная дача». Нынешний облик Верхнего парка создан в начале XIX века. Особую привлекательность ему придают мосты, которые органично вписались в его ландшафт, а также архитектурные сооружения.

Когда можно посетить дворец?

Эта информация необходима всем, кто собирается посетить Китайский Дворец. Часы работы: с 10.30 до 19.00. В понедельник сотрудники музея отдыхают.

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио Ринальди.
В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик - здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая выступающие боковые части здания. Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. Название "Китайский" появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Китайский дворец - это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века. Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.

Надо отметить, что при создании ансамбля Собственной дачи в середине XVIII века Антонио Ринальди стремился достичь гармонии архитектуры и природы. Вдоль южного фасада Китайского дворца были посажены дубы и еще в XX веке эти гигантские 200-летние деревья украшали историческое здание. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь не многие из них.

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме . Название "Китайский" появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной (стиль шинуазри) и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века (в отличие от других царских резиденций Санкт-Петербурга , которые были разрушены во время ВОВ). Возможно, именно поэтому Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.

Режим работы Китайского дворца - лето 2019

  • Открыт с 25 мая
  • С 10:30 до 18:00
  • Индивидуальные посетители допускаются с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 16:45
  • Выходные дни - понедельник и последний вторник месяца
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Музей может быть закрыт при повышенной влажности или во время дождя.

Стоимость билетов в Китайский дворец - лето 2019

  • Для граждан России
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет), студенты и пенсионеры - 200 руб.
  • Для граждан СНГ
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 500 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно

Китайский дворец - описание

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио Ринальди.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Всего в Китайском дворце 17 залов, в них танцевали, играли в карты и устраивали застолья. Причем, каждое помещение было оформлено своеобразно и отличалось от всех остальных. В качестве декора использовалась позолота и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет, Большой зал и Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайский кабинет.

Перпендикулярно парадной анфиладе располагаются два крыла. В восточном крыле находились покои Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная и Штофная опочивальня, Будуар и кабинет), в западном - покои Екатерины II (Китайская опочивальня и Портретная, Туалетная и Камерюнгферская - комната для дежурства придворной дамы).

Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства доставили из Китая и Японии. Во дворце представлены предметы искусства XVIII века – живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.

Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунка и цветовой гаммой. Первоначально пол в комнатах был выполнен из мрамора, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди них - красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.

Залы Китайского дворца

В 1850 году вход в здание был перенесен на восточную сторону, где была пристроена Большая Антикамера, служившая Передней. Экскурсия в Китайский дворец начинается именно с этой комнаты, своеобразной прихожей. Здесь установлен монитор и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца, У двери, ведущей в следующий зал Муз, установлены чугунные торшеры, выполненные в XIX веке в Париже , а ранее они стояли на крыльце у входа в Антикамеру.

Зал муз

За Антикамерой следует Зал муз, который часто называют Живописной галереей. Его стены украшены росписями итальянского живописца Стефано Торелли, изображающими Аполлона с амурами и девять муз, олицетворяющих искусство. На плафоне можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и ее спутниц граций.

Стеклярусный кабинет

Декор Стеклярусного кабинета является самым оригинальным. Зал украшают двенадцать панно, вышитых стеклярусом (длинными бусинками трубчатой формы). По стеклярусной основе выполнена вышивка ворсистыми нитками, изображающая экзотические растения и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседнего резной золоченной рамкой. Аналогов Стеклярусному кабинету в мире нет.

Голубая гостиная

Первоначально стены этого зала были украшены голубым шелком, поэтому Гостиная и названа голубой. Позже обветшавший материал сняли, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862-1868 годах.

Розовая гостиная

Плафон Розовой гостиной с изображением Дианы расписан венецианским живописцем Гаспаро Дицциани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Раньше комнату украшали парадный и камерный портреты Екатерины II. По преданию, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы.

Гардеробная

В прежние времена Гардеробную украшала изящная мебель и живописные полотна. Сейчас здесь можно увидеть только камин и нежно-голубого цвета стены, украшенные резьбой и лепниной.

Большой зал

Большой зал – это главное помещение Китайского дворца, также его называли Приемным и Овальным залом (комната имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады. Большой зал служил для приема гостей и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения составляет 8,5 метров, в его отделке использованы искусственный мрамор различного цвета и живопись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классическим.

Передняя

Передняя изначально служила вестибюлем, в нее гости входили с центрального входа. Их восхищение вызывало все вокруг - паркетный пол, похожий на ковер, стены, расписанные Стефанно Торелли и живописный плафон «Аполлон и искусства» (его авторство приписывают Серафино Бароцци и Стефанно Торелли),

Китайский дворец – из истории

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Как правило, Екатерина II приезжала в Собственный сад Ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами.

Вместе с тем, дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нем располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора и их нельзя было сильно растапливать.

Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф - парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в Меншиковском дворце . Опочивальни Екатерины и Павла Петровича также не использовались для сна.

В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик – здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания). Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга .

В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям.

Антонио Ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры - в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нем поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса.

Китайский дворец – это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями». С завершением реставрации уникальный памятник архитектуры станет настоящей туристической жемчужиной Ораниенбаума .